Прибыль и рентабельность на предприятии газовой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях центром экономического производства является самостоятельно хозяйственный субъект – предприятие, организация. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.

Файлы: 1 файл

Эккономика предприятия.docx

— 97.92 Кб (Скачать файл)

 

Заказ №251872

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль и рентабельность на предприятии газовой промышленности 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

В современных условиях центром экономического производства является самостоятельно хозяйственный субъект – предприятие, организация. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.

Предприятие – это коммерческая организация, то есть организация, нацеленная на получение прибыли. Каждое предприятие в условиях рынка должно не просто соблюдать принцип получения прибыли, но и эффективно использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность. Иначе предприятие не сможет не только развиваться, но под угрозу будет поставлено само его существование.

Прибыль – один основных финансовых показателей прогноза и оценки хозяйственной деятельности организации. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что использование финансовых ресурсов с целью получения прибыли занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов,  рычагов и ограничений рыночной экономики. От управления ресурсами и прибылью зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства. Управление прибылью предприятия всегда чрезвычайно актуально: позволяет выявить основные факторы роста и потенциальные возможности предприятия.

Целью курсовой  работы является анализ прибыли и рентабельности на предприятии газовой промышленности Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».

Исходя из цели курсовой работы,  необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы общей характеристики прибыли  и рентабельности предприятия.
    2. Рассмотреть динамику показателей прибыли и рентабельности предприятия Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».
    3. Рассмотреть резервы и пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».
    4. Проанализировать показатели прибыли и рентабельности предприятия Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».

Объектом исследования является предприятие газовой промышленности Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».

Предметом исследования является прибыль и рентабельность предприятия газовой промышленности Филиал ГУП МО «Мособлгаз» «Одинцовомежрайгаз».

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1.1. Понятие прибыли и  рентабельности предприятия

 

 

Основой анализа рыночного механизма являются экономические показатели, они также необходимы для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Главную роль в системе экономических показателей играет прибыль1.

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, то есть рационального использования ресурсов. Прибыль показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства оптимальное использование финансовых потоков для увеличения объема и качества произведенной продукции, состояния производительности труда, снижения себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Так, прибыль становится важнейшей составляющей оценки производственной и финансовой деятельности предприятия и рационального использования всех ресурсов.

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

 

 

1.2. Точка безубыточности

 

 

Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль (показывает операционный рычаг (операционный леверидж)).

При определении точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:

  • Переменные затраты - возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
  • Постоянные затраты - не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Точка безубыточности имеет большое значение для кредитора, поскольку его интересует вопрос о жизнестойкости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и сумму основного долга. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас устойчивости (запас прочности) предприятия.

Формула точки безубыточности в денежном выражении:

 

Тбд = В*Зпост/(В - Зпер)                                     (1)

 

 

 Формула точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):

 

Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер)                                                        (2)

 

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас прочности.

Формула запаса прочности в денежном выражении:

 

ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%                                    (3)

 

 

 Формула запаса прочности в натуральном выражении:

 

ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%                                          (5)

 

Запас прочности показывает на сколько должна снизиться выручка или объем реализации, чтобы предприятие оказалось в точке безубыточности.

Запас прочности более объективная характеристика, чем точка безубыточности. Например, точки безубыточности маленького магазина и большого супермаркета могут отличаться в тысячи раз, и только запас прочности покажет какое из предприятий более устойчиво.

 

 

1.3. Виды прибыли и рентабельности

 

 

Формирование финансовых результатов организации представлено на рисунке 1.

Из рисунка 1 виден процесс формирования финансовых результатов организации.

Во-первых, прибыль от финансово – хозяйственной деятельности включает прибыль от продажи продукции, исчисленную путем вычета из обшей суммы выручки от продажи этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и продажу, включаемых в себестоимость. Прибыль от продажи товарной продукции - основная часть прибыли до налогообложения.

 

 

Рисунок  1 - Формирование финансовых результатов организации

 

Во-вторых, в состав прибыли включается прибыль от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера, то есть  прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия.

В-третьих, в состав прибыли от финансово- хозяйственной деятельности входит прибыль от продажи основных фондов и другого имущества.

Последним элементом прибыли до налогообложения являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки).

Здесь надо основательно изучить факторы изменения каждой составляющей финансового результата прибыли (убытка).

На рисунке 2 продемонстрирована структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности2.


 

 

 

Рисунок 2 - Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности

 

Из рисунка 2 видно что, основную часть прибыли предприятия получают от продажи продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Савицкая Г.В. утверждает, что прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  1. объема продаж продукции;
  2. структуры продаж;
  3. себестоимости единицы продукции или услуг;
  4. уровня среднереализационных цен.

Ее факторная модель выглядит следующим образом:

 

П=∑(VPПi*(Цi-Сi))=∑(VPПобщ.*Уд(Цi-Сi))                                          (6)

 

где  VРПi – объема реализации продукции i вида;

Цi – уровень среднереализационных цен;

Сi- себестоимость единицы продукции или услуг i вида;

Удi- структура продаж3.

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот4.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

Связь использования финансовых ресурсов и прибыли осуществляется в большей степени через рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг)5.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Показатели доходности продукции, которые рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).

2. Показатели доходности имущества предприятия, формирующиеся на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).

3. Показатели доходности используемого капитала, когда расчет происходил, на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала)6.

Рентабельность продаж (Rпр.) определяется отношением прибыли от продажи продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации  продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:

 

Rпр =                                                                                             (7)

 

где Rпр - рентабельность продаж;

Пр - прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

Вр - выручки от реализации  продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов7.

Данный показатель характеризует эффективность финансово-предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rт.п.) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ст.п.):

Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятии газовой промышленности