Прибыл предприятия : порядок формирования и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

.Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;

Содержание работы

Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
3 Совершенствование процесса формирования прибыли предприятия. Факторы влияющие на увеличение прибыли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 150.70 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Распределение  и использование прибыли

 

Распределение и использование  прибыли является важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и  формирование доходов бюджетов.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налога, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

Получая прибыль, предприятие  решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли  отражает стратегические задачи предприятия.

По сути, распределение  прибыли следует рассматривать  в трех направлениях (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Направления  распределения прибыли 

 

Прибыль распределяется между  государством, собственниками предприятия  и самим предприятием. Пропорции  этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность  деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Взаимоотношения предприятия  и государства по поводу прибыли  строятся на основе ее налогообложения.

Налоговая система - очень  важный элемент рыночной экономики  и в не последнюю очередь от нее зависят результаты экономических  преобразований. Налоги служат основной формой получения доходов государством. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно - технического прогресса.

Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся  налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, т.е. относятся на себестоимость  или же на их сумму увеличивается  стоимость амортизируемого имущества. К ним относится единый социальный налог, транспортный налог, импортные  таможенные пошлины, государственные  пошлины, земельный, лесной, другие ресурсные  налоги.

Другие налоги относятся  на финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятия, т.е. уменьшают  его балансовую прибыль: налог на прибыль, на имущество, на рекламу.

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной  деятельности и остающейся у предприятия  после уплаты налога на прибыль, предприятие  уплачивает некоторые местные налоги.

Поскольку, как мы видим, основным источником уплаты налогов  служит добавленная стоимость, налоги непосредственно влияют на сумму  прибыли, остающуюся в распоряжении организации, т.е. чистой прибыли.

Оставшиеся две трети  полученной организацией прибыли могли  бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и  самой организацией.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распорядительного  процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или  решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в  целях обеспечения планового  расходования средств составляют сметы  расходов на развитие производства, социальной нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные  цели.

К расходам, связанным с  развитием производства и финансируемым  из прибыли, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские  и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции  и технологических процессов; затраты  по совершенствованию технологии и  организации производства, модернизации оборудования; затраты связанные  с техническим перевооружением  и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым  строительством объектов, проведением  природоохранных мероприятий. В  эту же группу относят расходы  по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная  прибыль предприятия может быть им вложена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные  финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя: расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

К затратам на материальное поощрение относятся, выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация  удорожания стоимости питания в  столовых.

Вся прибыль остающаяся в  распоряжении предприятия, разделяется  на прибыль, увеличивающую стоимость  имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направленную на потребление, не увеличивающую стоимость  имущества. Если прибыль не расходуется  на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает  размер собственного капитала предприятия. Наличие не распределенной прибыли  увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о  наличии источника для последующего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1- Краткая характеристика распределения прибыли до налогообложения

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Расходы на другие платежи

Чистая прибыль

Отчисления в резервные фонды

Капитализированная прибыль

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль, направленная на формирование основного и оборотного капитала


 

2 Анализ формирования  прибыли (на примере ОАО «Орбита»)

 

Прибыль - это часть чистого  дохода, который получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Количественно она представляет собой разность между выручкой и  полной себестоимостью реализованной продукции.

В процессе анализа формирования прибыли используются следующие  основные показатели прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль.

 

Таблица 2.1 - Показатели прибыли  ОАО «Орбита», тыс. руб.

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Валовая прибыль

56569

65491

66862

95819

Прибыль от продаж

14636

8370

3331

27059

Прибыль до налогообложения

10180

6700

379

3016

Чистая прибыль

8064

5337

35

28


 

Валовая прибыль это разность между выручкой нетто и прямыми  производственными затратами по реализации продукции. Как видно  из таблицы 2.1 значения валовой прибыли  ОАО «Орбита» за анализируемый период времени с каждым годом увеличиваются. И никаких изменений в сторону  уменьшения не наблюдается.

 

Тенденцию изменения показателей  прибыли можно рассмотреть в  таблице 2.2

          Таблица 2.2 - Отклонения от фактических значений показателей прибыли ОАО «Орбита», т.р.

Показатели

Отклонение

 

2003-2002 гг.,

2004-2003 г.,

2005-2004 гг.,

Валовая прибыль

+8922

+1371

+28957

Прибыль от продаж

-6266

-5039

+23728

Прибыль до налогообложения

-3480

-6321

+2637

Чистая прибыль

-2727

-5302

-7


 

Данные таблицы 2.2 позволили  сделать следующие выводы. За анализируемый  период времени наблюдается положительная  динамика валовой прибыли. В 2005 году она увеличилась по сравнению  с 2004 годом на 8922 т.р. и составила 65491 т.р. В 2006 году отклонение в положительную  сторону составило 1371 т.р. А в 2007 году прирост валовой прибыли составил 28957 т.р. и фактически валовая прибыль  в этом году была отмечена на уровне 95819 т.р. Значения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения  до 2006 года снижались, а в 2007 году прирост  данных показателей по отношению  к предыдущему году составил 23728 т.р. и 2637 т.р. соответственно. Чистая прибыль  с каждым годом уменьшается. Отклонение в 2005 году по отношению к 2004 году составило 2727 т.р., в 2006 году по сравнению с 2005 годом - 5302 т.р., а в 2007 году отклонение составило  только 7 т.р., так как фактическое  значение прибыли в 2006 году было 35 т.р., а в 2005 году - 28 т.р.

Прибыль от продаж равна  сумме валовой прибыли за минусом  постоянных расходов отчетного периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы  предприятия.

При рассмотрении значений коммерческих и управленческих расходов

ОАО «Орбита» видно, что управленческие расходы на протяжении анализируемого периода увеличиваются. Прирост  их составил в 2005 году - 14902 т.р. или 137,2 %, в 2006 г. - 7533 т.р. или 113,7 %, а в 2007 году - 2502 т.р. или 104,0 %. А коммерческие расходы в 2006 году уменьшились на 1123 т.р. по сравнению с 2005 годом. В 2007 году коммерческие расходы увеличились на 2727 т.р. или 366,6 % по сравнению с 2006 годом. В 2005 году по отношению к 2004 году прирост коммерческих расходов составил 286 т.р. или 115,4%.

 

Таблица 2.3 - Значение постоянных расходов ОАО «Орбита», т.р.

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Коммерческие расходы

1860

2146

1023

3750

Управленческие расходы

40073

54975

62508

65010

Сумма постоянных расходов

41933

57121

63531

68760


 

Анализируя таблицу 2.3 также  видно, что постоянные расходы ОАО  «Орбита» на протяжении 2004-2007 гг. возрастали. Так в 2004 году постоянные расходы  были равны сумме 41933 т.р., а к 2007 году данная сумма увеличилась до 68760 т.р. Прирост составил 26827 т.р. или 163,9%. Это говорит о том, что с  каждым годом расходы, связанные  с коммерческой и управленческой деятельностью ОАО «Орбита» увеличиваются. На сумму постоянных расходов анализируемого предприятия большое влияние  оказывают управленческие расходы

Так же при рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что прибыль от продаж в 2004 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2004-2006 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2006 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению  с 2004 годом. В 2007 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2004 года на 184,9%.

 



    Коммерческие и управленческие расходы ОАО "Орбита"

 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.

Коммерческие расходы


Управленческие расходы


Рисунок 2.1 - Коммерческие и  управленческие расходы ОАО «Орбита»

за 2004-2007 гг.

 

После рассмотрения рисунок 2.1 видно, что управленческие расходы  предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2006 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2007 году они  увеличились до 3750 тыс.р., что превысило  даже уровень 2005 года (2146 тыс.р.).

На мой взгляд для большей  удобности и наглядности изменения  прибыли от продаж и факторов, влияющих на это изменение необходимо сделать  факторный анализ прибыли, для выяснения  степени влияния различных факторов на уровень прибыли от продаж.

Прибыль от продаж - это важнейшая  составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:

Информация о работе Прибыл предприятия : порядок формирования и использование