Прибыл предприятия : порядок формирования и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

.Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;

Содержание работы

Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
3 Совершенствование процесса формирования прибыли предприятия. Факторы влияющие на увеличение прибыли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 150.70 Кб (Скачать файл)

 

 Р = N-S,  (2.1)

 

где N - выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, и других косвенных налогов;

S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.

К факторам первой группы относятся:

  • изменение отпускных цен на продукцию;
  • изменение объема продаж продукции;
  • изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

Факторы второй группы включают:

  • изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
  • изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги.

Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль  от реализации продукции.

Расчет общего изменения  прибыли от реализации продукции:

 

  (2.2)

 

где - прибыль отчетного года;

- прибыль базисного года.

 

Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО  «Орбита», т.р.

Факторы

2005 г.

2006 г.

2007г.

Изменение отпускных цен на продукцию

- 8869,23

- 33882,5

70463,6

Изменение объема реализации продукции

878,16

502,2

199,86

Изменение структуры продукции

146,36

83,7

33,31

Снижение уровня затрат

- 38760,91

- 16572,28

- 109822,77

Изменение структуры затрат

1767,2

1752,68

1568,58

Изменение цен на материалы и  тарифов

50825,1

4548,82

62067,25

Общее отклонение от прибыли

5986,68

- 43567,38

24509,83


 

Анализируя данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние  на отклонение прибыли в 2007 году оказали  ценовые факторы и изменение  цен на материалы и тарифы. Структурные  сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли  лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.

На основе факторного анализа  можно также сделать вывод  о том, что на протяжении 2005-2007 годов  на предприятии наблюдается тенденция  к снижению объема реализации продукции  и соответственно ухудшается и структура  продукции. На наш взгляд, это дает основание полагать, что продукция  ОАО «Орбита» не пользуется спросом.

Прибыль до налогообложения  включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения  в течение 2004-2006 гг. уменьшалась. В 2005 году уровень данной прибыли был  меньше на 3480 т.р., чем в 2004 году. А  в 2006 году данная прибыль сократилась  на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2007 году прибыль до налогообложения  по отношению к 2006 году увеличилась  на 795,8% или на 2637т.р.

 Чистая прибыль является  одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих конечные  результаты деятельности предприятия.  Количественно она представляет  собой разность между суммой  прибыли до налогообложения и  суммой внесенных в бюджет  налогов из прибыли, экономических  санкций и других обязательных  платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.

Данные таблицы 2.6 показывают, что сумма чистой прибыли с  каждым годом уменьшается. Можно  сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2004 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2007 году уменьшилась до 28 т.р. Этому  способствовало и то, что в 2007 году по сравнению с 2004-2005 гг. сумма прибыли  до налогообложения так же сократилась  на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.

 

Таблица 2.6 - Определение  суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.

Показатели

Фактическое значение

Отклонение

 

 

2004г.

 

2005г.

 

2006г.

 

2007г.

2005-2004 гг.

2006-2005 гг.

2007-2006 гг.

Прибыль до налогообложения

10180

6700

379

3016

-3480

-6321

+2637

Налог на прибыль

1242

1363

344

1927

+ 121

-1019

+1583

Чистая прибыль

8064

5337

35

28

-2727

-5302

-7


 

Для большего удобства данные из таблицы 2.6 можно представить  в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль  к удельному весу прибыли до налогообложения  ОАО «Орбита».

 

Таблица 2.7 - Удельный вес  чистой прибыли в прибыли до налогообложения, %

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Прибыль до налогообложения

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль

20,8

20,3

90,8

63,9

Чистая прибыль

79,2

79,6

9,2

0,9


 

Анализируя таблицу 2.7 видно, что удельный вес чистой прибыли  ОАО «Орбита» в прибыли до налогообложения  в 2004 году составил 79,2% в 2005г. - 79,6%; в 2006г. - 9,2%; в 2007г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2004г. - 20,8%; в 2005г. - 20,3%; в 2006г. -90,8%; в 2007 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2006 год, в размере 90,8%. К 2007 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.

На мой взгляд, прибыль  является сложным комплексным показателем, величины которого непременно учитывается  в процессе обоснования и принятия. Итак, подводя итог о формирование прибыли ОАО «Орбита», можно сделать  вывод, что с каждым годом все  показатели прибыли снижаются. О  чем свидетельствует приведенный  анализ. Прибыль до налогообложения  в 2006 году по сравнению с 2005 годом  уменьшилась на 6321 т.р. Размер чистой прибыли очень резко сокращается. В 2004 году размер чистой прибыли составлял 8064 т.р., а к 2007 году он снизился до 28 т.р. Сокращение данного вида прибыли  приводит к ухудшению деятельности предприятия, уменьшение активов. Сумма  постоянных расходов предприятия с  каждым годом увеличивается. Прирост  расходов в 2007 году по отношению к 2006 году составил 108,2% или 229 т.р. На основе проведенного факторного анализа прибыли  от продаж, можно сделать вывод, что  в 2005 и в 2007 годах наибольшее влияние  на отклонение прибыли оказали ценовые  факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста  объема продаж получено дополнительной прибыли в 2005 году только 14,76%, а в 2007 году 0,81%. Это позволяет сделать  нам вывод о том, что продукция  ОАО «Орбита» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2005 году - 29,52%, а в 2007 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. Это  все говорит о том, что общая  финансово-экономическая ситуация на предприятия ухудшается, особенно резко снижение всех показателей прибыли наблюдается в 2006-2007 годах.

 

 

3 Совершенствование  практики формирования и распределения  прибыли на предприятие. Факторы, влияющие на увеличение прибыли.

         Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

Важным фактором роста  прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в  соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение  качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование  производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно  подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы  связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической  и организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами  продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие факторы  как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных  договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной  конъюнктуры рынка, ценовое регулирование  сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует  известных внепроизводственных  затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции  и услуг, и предпринимательский  доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или  определяемые оперативно; ценовое регулирование  в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение  кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание  дебиторской задолженности, а также  обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение  денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее  вся деятельность. Поэтому не следует  пренебрегать дифференцированной в  зависимости от сроков реализации и  прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической  или разовой временное падение  доходов окупится высвобождением средств  за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.


 

Рисунок 3.1 - Факторы, влияющие на величину прибыли

 

К факторам, не зависящим  от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных  регулируемых цен на реализуемую  продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рисунок 3.1). Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют  наличие и использование средств  и предметов труда, трудовых и  финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся  на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования  о времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и другого), а также  непроизводительное использование  ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных  средств, снижение материалоемкости и  трудоемкости продукции).

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные факторы  воздействуют на прибыль через систему  обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность  использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих  в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования  их потребленной части, участвующих  в формировании себестоимости .

           Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и темпы роста прибыли зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на нее через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей.

Информация о работе Прибыл предприятия : порядок формирования и использование