Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
.Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
3 Совершенствование процесса формирования прибыли предприятия. Факторы влияющие на увеличение прибыли
Заключение
Список использованных источников
Р = N-S, (2.1)
где N - выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, и других косвенных налогов;
S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.
К факторам первой группы относятся:
Факторы второй группы включают:
Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции.
Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции:
(2.2)
где - прибыль отчетного года;
- прибыль базисного года.
Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Орбита», т.р.
Факторы |
2005 г. |
2006 г. |
2007г. |
Изменение отпускных цен на продукцию |
- 8869,23 |
- 33882,5 |
70463,6 |
Изменение объема реализации продукции |
878,16 |
502,2 |
199,86 |
Изменение структуры продукции |
146,36 |
83,7 |
33,31 |
Снижение уровня затрат |
- 38760,91 |
- 16572,28 |
- 109822,77 |
Изменение структуры затрат |
1767,2 |
1752,68 |
1568,58 |
Изменение цен на материалы и тарифов |
50825,1 |
4548,82 |
62067,25 |
Общее отклонение от прибыли |
5986,68 |
- 43567,38 |
24509,83 |
Анализируя данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2007 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.
На основе факторного анализа
можно также сделать вывод
о том, что на протяжении 2005-2007 годов
на предприятии наблюдается
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2004-2006 гг. уменьшалась. В 2005 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2004 году. А в 2006 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2007 году прибыль до налогообложения по отношению к 2006 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.
Чистая прибыль является
одним из важнейших
Данные таблицы 2.6 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом уменьшается. Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2004 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2007 году уменьшилась до 28 т.р. Этому способствовало и то, что в 2007 году по сравнению с 2004-2005 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.
Таблица 2.6 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
|
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2005-2004 гг. |
2006-2005 гг. |
2007-2006 гг. |
Прибыль до налогообложения |
10180 |
6700 |
379 |
3016 |
-3480 |
-6321 |
+2637 |
Налог на прибыль |
1242 |
1363 |
344 |
1927 |
+ 121 |
-1019 |
+1583 |
Чистая прибыль |
8064 |
5337 |
35 |
28 |
-2727 |
-5302 |
-7 |
Для большего удобства данные из таблицы 2.6 можно представить в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль к удельному весу прибыли до налогообложения ОАО «Орбита».
Таблица 2.7 - Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения, %
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Прибыль до налогообложения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налог на прибыль |
20,8 |
20,3 |
90,8 |
63,9 |
Чистая прибыль |
79,2 |
79,6 |
9,2 |
0,9 |
Анализируя таблицу 2.7 видно, что удельный вес чистой прибыли ОАО «Орбита» в прибыли до налогообложения в 2004 году составил 79,2% в 2005г. - 79,6%; в 2006г. - 9,2%; в 2007г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2004г. - 20,8%; в 2005г. - 20,3%; в 2006г. -90,8%; в 2007 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2006 год, в размере 90,8%. К 2007 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.
На мой взгляд, прибыль
является сложным комплексным
3 Совершенствование
практики формирования и
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Важным фактором роста
прибыли, зависящими от деятельности организации
(их называют внутренние), являются рост
объема производимой продукции в
соответствии с договорными условиями,
снижение ее себестоимости, повышение
качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности
Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
Производственные факторы
связаны с объемом
Коммерческие факторы
как бы подводят к финансовым факторам
и охватывают в широком смысле
понятие маркетинга: заключение хозяйственных
договоров на основе самого пристального
изучения действующей и перспективной
конъюнктуры рынка, ценовое регулирование
сбыта, его направление и
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).
Финансовые факторы, охватывающие
и выручку от реализации продукции
и услуг, и предпринимательский
доход от всех видов деятельности,
включают соответственно: формы расчетов
предусматриваемые контрактом или
определяемые оперативно; ценовое регулирование
в том числе уценку в случае
замедления реализации; привлечение
кредита банка либо средств из
централизованных резервов; применение
штрафных санкций; изучение и взыскание
дебиторской задолженности, а также
обеспечение ликвидности других
активов; стимулирование и привлечение
денежных ресурсов на финансовых ресурсах,
- доходов от ценных бумаг, вкладов,
депозитов, аренды и финансовых вложений.
Здесь немаловажен принцип «
Рисунок 3.1 - Факторы, влияющие на величину прибыли
К факторам, не зависящим
от деятельности организации (внешние),
относятся изменение
Внутренние факторы
К экстенсивным относятся
факторы, которые отражают объем
производственных ресурсов, например,
изменение численности
К интенсивным относятся
факторы, отражающие эффективность
использования ресурсов или способствующих
этому (например, повышение квалификации
работников, производительности оборудования,
внедрения прогрессивных
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.
Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости .
Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и темпы роста прибыли зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на нее через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей.
Информация о работе Прибыл предприятия : порядок формирования и использование