Причины безработицы, ее типы и способы решения. Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

Пигу (английский экономист, представитель Кембриджской неоклассической школы) и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:

- содействовать снижению заработной  платы;

- разъяснять профсоюзам, что рост  заработной платы, которого они  добиваются, оборачивается ростом  безработицы;

- государству трудоустраивать  работников, претендующих на невысокий  доход, в частности, поощрять  развитие социальной сферы. Из  рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейнсианские программы ( кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США, основоположником которого стал английский экономист Джон Мэйнард Кейнс) борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий . Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное — занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему  стратегических мер, способных оживить  конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие — потребительский  спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный  заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить  государственный заказ крупным  фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных  связей. Такой заказ поставщикам  и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Включается в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая  их сеть, что, безусловно, увеличивает  спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу. 

Это стратегическое экономическое  мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита  путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более  доступным и поэтому стимулирует  предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

Кроме того, процесс воспроизводства  поставил новые проблемы, которые  государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие  к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической  школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.

Следующий шаг монетарной программы  связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М.Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста.

Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита; монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым — малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить.

Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных  производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается  здоровый эффективный рынок —  основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу. Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов. Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р.Рейгана и М.Тэтчер.

Сложности этой программы связаны  с сознательным углублением спада  производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать  только быстрота исцеления. А оно  возможно только тогда, когда сложилась  тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к  резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население  на стихийные формы протеста.

Таким образом, обобщая можно сказать, что общие меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ  (благоустройство территорий, лесных  массивов и городских улиц, работа  на овощных базах, по уборке  сельскохозяйственной продукции);

3.Поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям;

5. Использование гибких форм  занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.5

 

 

3. Особенности  безработицы в России и борьбы  с ней.

 

3.1 Сущность и причины безработицы  в России

 

В результате либерализации российской экономики в начале 1990-х годов  возникло такое новое для страны явление, как открытая безработица. Однако, вопреки широко распространенным прогнозом она не стала доминирующим фактором на рынке труда, а ее масштабы не были катастрофическими. За годы реформ совокупный спад в экономике страны составил почти 50%, но максимальное уменьшение количества занятых ограничивалось 18% , а доля безработных на протяжении всего рассматриваемого периода не превышали 13-14% и снизилась к 2003 году до менее чем 8% от общей численности экономически активного населения.

Основным объяснением этого  феномена выступает тот факт, что  первоначальная корректировка рынка  труда в условиях спада производства происходила главным образом  за счет снижения реальных доходов  трудящихся, а не сокращения числа занятых, чему во многом способствовала экспансионистская политика Центрального банка России, вызвавшая гиперинфляцию начала 1990-х годов, которая, в свою очередь, привела к снижению реальных доходов населения при их номинальном росте. Кроме того, одной из важнейших тенденций на рынке труда на протяжении последних лет было снижение экономической активности населения, или уход трудоспособного населения с рынка труда. По данным Госкомстата России, в 1992- 2001 гг. число экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте возросло на 6,6 млн. человек. А уровень экономической активности населения в целом снизился более чем на 6% , что равноценно выведению с рынка труда 7,7 млн. человек.

Другой причиной относительно низкого  уровня безработицы в России служит постепенное установление баланса  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда, который в  начале реформ характеризовался ее острым дефицитом.

В то же время ряд исследователей отмечают, что в советской экономике  дефицит рабочей силы был обусловлен существенным превышением уровня занятости  оптимальных значений - ее избыток  достигал 15%. Таким образом, логичными  выглядели предположения, что с  началом рыночных реформ предприятия  приступят к массовым высвобождением «лишних» работников, что должно было привести к значительному росту  безработицы. Хотя, как было отмечено выше, этого не произошло, уменьшение избыточной занятости и приведение численности занятых в соответствие с текущими потребностями экономики также относятся к числу ключевых факторов, воздействующих на рынок труда в России.

Каковы же причины возникновения безработицы в РФ?

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Одним словом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, а скрытой. 6

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу. 

  Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу. 

   Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции,  такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

  Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.7

Проблему безработицы также усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

 

3.2 Борьба с безработицей в  России

Какие же меры следует предпринимать, чтобы в нашей стране безработица стала менее острой проблемой?

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Информация о работе Причины безработицы, ее типы и способы решения. Особенности безработицы в России