Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:27, курсовая работа
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.).
Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной
занятости и предотвращение безработицы
не решал важнейшую задачу реформ
- повышение эффективности
В условиях катастрофической нехватки инвестиций источником стабилизации экономики становились доходы населения. Основными задачами стали перераспределение национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Наряду с этим расширяется «исход» ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально- трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, основывающейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо без всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и
неэффективные формы
Необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов.
Государственные гарантии незанятому
населению должно заменить обязательное
страхование структурной и
По мере углубления реформ
число безработных должно возрастать
в прямой пропорции с повышением
эффективности производства и реальной
оплаты за труд. Более того, необходимо
форсировать структурную
Заключение
Важнейшим показателем
– индикатором социально-
Очевидно, чем более оперативный
и кратковременный характер носит
та или иная проблема занятости, тем
выше вероятность использования
прямого административного
Забота государства о
Список использованной литературы
Приходько А.В.,
Макроэкономика, http://be5.biz/ekonomika/mkiv/
2 Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
3 Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
4 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России.
5 Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице.
6 Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. М., 2002.
7 Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
8 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России.
Информация о работе Причины безработицы, ее типы и способы решения. Особенности безработицы в России