Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:49, курсовая работа
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………5
1.2. Виды дефицита……………………………………………………………..6
1.3. Способы финансирования дефицита бюджета…………………………...7
1.4. Проблема бюджетного дефицита в России……………………………...11
2. Государственный долг………………………………………………………14
2.1. Сущность государственного долга……………………………………….14
2.2. Обслуживание государственного долга………………………………….15
2.3. Экономические последствия……………………………………………...16
2.4. Проблемы и противоречия………………………………………………..19
3. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России…22
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемых источников………………………………………
Введение……………………………………………………
1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………5
1.2. Виды дефицита…………………………………………………………
1.3. Способы финансирования дефицита бюджета…………………………...7
1.4. Проблема бюджетного дефицита в России……………………………...11
2. Государственный долг………………………………………………………14
2.1. Сущность государственного долга……………………………………….14
2.2. Обслуживание государственного долга………………………………….15
2.3. Экономические последствия……………………………………………..
2.4. Проблемы и противоречия………………………………………………
3. Причины государственного долга и бюджетного
дефицита в России…22
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………...
Введение
Второй – в связи со снижением
налоговых и прочих поступлений (из-за
замедления экономического роста, недоплат).
В России, например, велики ''недоимки'',
которые являются следствием сокращения
реального ВВП, а также неплатежей со стороны
предприятий и организаций.
Выделяют также особый вид дефицита - первичный
дефицит. Он представляет собой разность
между величиной общего дефицита и суммой
процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается
и основная сумма долга и коэффициент
его обслуживания, т.е. возрастает "бремя
долга" в экономике.
Если возникает временный бюджетный дефицит,
имеются перспективы его преодоления
и он не составляет большого удельного
веса по отношению к стоимости ВНП, его
не следует считать исключительным. Но
в тех случаях, когда бюджетный дефицит
глубок, возникает в результате чрезвычайных
обстоятельств и отражает кризисные явления
в экономике (развал, неэффективность
финансовых связей), тогда, разумеется,
это явление наносит огромный ущерб всему
обществу и необходимо принимать кардинальные
меры для преодоления значительного разрыва
между расходами и имеющимися доходами[3].
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит[4].
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается:
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
Долговое финансирование бюджетного
дефицита нередко рассматривается как
антиинфляционная альтернатива монетизации
дефицита. Однако долговой способ финансирования
не устраняет угрозы роста инфляции, а
только создает временную отсрочку для
этого роста, что является характерным
для многих переходных экономик, в том
числе и для российской. Если облигации
государственного займа размещаются среди
населения и коммерческих банков, то инфляционное
напряжение окажется слабее, чем при их
размещении непосредственно в Центральном
Банке[5].
В случае обязательного (принудительного)
размещения государственных облигаций
во внебюджетных фондах под низкие (и даже
отрицательные) процентные ставки, долговое
финансирование бюджетного дефицита превращается,
по существу, в механизм дополнительного
налогообложения.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны:
Информация о работе Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России