Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:49, курсовая работа
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………5
1.2. Виды дефицита……………………………………………………………..6
1.3. Способы финансирования дефицита бюджета…………………………...7
1.4. Проблема бюджетного дефицита в России……………………………...11
2. Государственный долг………………………………………………………14
2.1. Сущность государственного долга……………………………………….14
2.2. Обслуживание государственного долга………………………………….15
2.3. Экономические последствия……………………………………………...16
2.4. Проблемы и противоречия………………………………………………..19
3. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России…22
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемых источников………………………………………
Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.
Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки.
Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.
Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими[6].
Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1.9% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5. млрд. долл. в месяц.
Реструктуризация государственного
долга способствовала сокращению расходов
по его обслуживанию, что позитивно повлияло
на исполнение федерального бюджета. В
текущем году отмечался более высокий
уровень доходов бюджета по сравнению
с прошлым годом, систематически сокращалась
задолженность по выплатам населению
за счет бюджетных средств, применялись
методы целевого финансирования расходов
бюджета.
Исполнение федерального бюджета происходило
в условиях восстановительных тенденций
в производстве, обусловленных в первую
очередь оживлением промышленного производства
в связи с расширением экспортоориентированных
и импортозамещающих производств. Основными
задачами, стоящими перед бюджетной сферой
в текущем году, были перелом тенденции
роста долгового бремени страны, создание
условий для развития реального сектора
экономики
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (проект) | |
Доходы, млрд р |
6 950,0 |
8 844,6 |
11 779,9 |
12 865, 9 |
13 570,5 |
15 082,4 |
15 795,5 |
Расходы, млрд р |
9 886,9 |
10 658,6 |
12 656,4 |
13 387,3 |
13 960,1 |
15 531,1 |
16 271,8 |
Второй источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.
Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.
Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные хозяйства и корпорации не могут получить доходы за счёт сбора налогов; правительство может. Частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться; правительство не может.
В-третьих, банкротство правительства
очень сложно себе представить хотя бы
потому, что оно имеет право печатать деньги,
которыми можно заплатить и основную сумму
долга, и проценты по долгу.
Рост гос. долга не ведет к созданию какого-либо
бремени для будущих поколений. Потому
что держателями гос. долга являются сами
гражданина этой страны, т.е. население
должно самим себе. Около 87% правительственных
облигаций размещены внутри страны, т.е.
они находятся в руках граждан и организаций.
Таким образом, государственный долг является
одновременно и общественным активом.
В то время как государственный долг представляет
собой сумму обязательств перед гражданами
(как перед налогоплатильщиками), большая
часть того же самого долга одновременно
является активами этих же самых граждан
(как держателей облигаций). Погашение
гос. долга, следовательно, вызвало бы
гигантский объём трансфертных платежей,
при которых граждане должны были бы выплатить
более высокие налоги, а правительство
в свою очередь должно было бы выплатить
большую часть этих налоговых поступлений
тем же самым налогоплатильщикам (частным
лицам и организациям) для погашения облигаций,
находящихся в их распоряжении. Хотя в
результате такого гигантского финансового
трансферта произошло бы значительное
перераспределение дохода, оно не обязательно
вызвало бы немедленное снижение совокупного
богатства в экономике или снижение уровня
жизни. Погашение государственные облигаций,
находящихся в распоряжении резидентов
данной страны, не вызывает никакой утечки
покупательной способности из экономики
страны в целом[10].
Но распределение собственности на правительственные облигации является, безусловно, неравномерным, т.е. государство должно не всем, а лишь меньшинству населения. Также, сегодняшний уровень государственного долга требует осуществление ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов должны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Не все облигации находятся внутри страны, некоторой частью владеют граждане или организации других стран. Эту часть государственного долга мы, безусловно, не ”должны сами себе”, и в реальных терминах выплата процентов и сумму основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В качестве исключения из моих предшествующих комментариев можно назвать путь, следуя которым государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений. Рассмотрим два сценария, которые дадут нам два результата.
Второй сценарий. Предположим,
что увеличение правительственных расходов
финансируется за счёт увеличение государственного
долга. В этом случае правительство выходит
на денежный рынок и конкурирует с частными
инвеститорами, тем самым их вытесняя.
Это может привести к тому, что будущие
поколение получают в наследство меньшую
“национальную фабрику” и, следовательно,
при дефицитном финансировании будут
иметь более низкий уровень жизни.
Но следует отметить, что если государственные
расходы связаны с инвестиционными расходами,
то это укрепляет будущий производственный
потенциал экономики. А также, если первоначально
существует безработица, то дефицитные
расходы не должны обязательно вызывать
рост бремени на будущие поколение в форме
сокращения размеров “национальной фабрики”.
Информация о работе Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России