Причины существования и функции общественного сектора. Казённые учреждения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Общественный сектор является равноправным участником деловых отношений в том случае, если он выходит на рынок с деловыми предложениями. Последние должны задействовать тот сектор экономики, которой не под силу рыночным структурам или которые не приносят такую прибыль, которая удовлетворяла бы частный бизнес. Из того факта, что рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить весь комплекс товаров, необходимых для функционирования экономики и нормальной жизни индивидов, следует вывод, что часть этих продуктов должно создавать государство

Содержание работы

Введение
1 Причины существования и функции общественного сектора
1.1 Структура и механизм организации общественного сектора экономики
1.2 Основные функции общественного сектора экономики
2 Казённые учреждения и их характеристика
2.1 Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений
2.2 Особенности правового положения казенных учреждений
2.3 Проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика общественного сектора.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления и  безопасности предпринимательства


 

 

Кафедра      экономики и менеджмента__

      (наименование)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:    Экономика общественного сектора

 

на тему: Причины существования и функции общественного сектора. Казённые учреждения и их характеристика.

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

направления (специальности)

08110062      «Экономика»

  (код)           (наименование)

 

  3  курса  Эк(сз)-31-12  группы        _____________ /  Павлова И.Н. /

                  (индекс)                         (подпись)                (Ф.И.О.)

 

Преподаватель-рецензент

 доцент кафедры Э. и М.       _____________ /  Галимуллина Н.А.  / (должность)    (наименование)     (подпись)              (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

Уфа

2015

 

Оглавление:

 

 

Введение

3

1

Причины существования и функции общественного сектора

5

 

1.1 Структура и механизм организации общественного сектора экономики

5

 

1.2 Основные функции общественного сектора экономики

9

2

Казённые учреждения и их характеристика

12

 

2.1 Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений

12

 

2.2  Особенности правового положения казенных учреждений

15

 

2.3 Проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений

16

Заключение

21

Список использованной литературы

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественный сектор является равноправным участником деловых отношений в том случае, если он выходит на рынок с деловыми предложениями. Последние должны задействовать тот сектор экономики, которой не под силу рыночным структурам или которые не приносят такую прибыль, которая удовлетворяла бы частный бизнес. Из того факта, что рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить весь комплекс товаров, необходимых для функционирования экономики и нормальной жизни индивидов, следует вывод, что часть этих продуктов должно создавать государство. Эти продукты в экономической литературе получили название общественные товары и общественные услуги. Без общественного сектора современная экономика обойтись не может.

 Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

Целью данной работы является рассмотрение причин существования и функций общественного сектора, изучение казённых учреждений и их характеристики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть структуру и механизм организации общественного сектора;

- рассмотреть основные функции общественного сектора экономики;

- рассмотреть правоотношение и правовую базу, регулирующую правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений;

- определить особенности правового положения казенных учреждений;

- рассмотреть субъекты и объекты правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений;

- обозначить проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений.

казенный правонарушение законодательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Причины существования и функции общественного сектора

 

1.1 Структура и механизм организации общественного сектора экономики

 Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном  распоряжении государства, образует  общественный сектор хозяйства.

 Общественный сектор  экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию  провалов рынка, создание общих  и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости [6, c.33].

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей.

 Важным отличием некоммерческих  организаций от государственных  является то, что они создаются  на добровольных началах и  функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

 Общественный сектор - это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

 Общественный сектор  представляет собой такую область  экономики или часть экономического  пространства, где в совокупности  определяются следующие специфические  условия[1, c.74]:

 - рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

 - производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

 - экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

 В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело  с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

 Масштабы общественного  сектора характеризуется как  размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом  государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка [4, c.100].

 В новых условиях  хозяйствования, когда государство  выступает как один из субъектов  рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения. В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

 В общественном секторе  регулирующий механизм имеет  принципиальную иную конструкцию  и специфику, обусловленную особенностями  спора и предложения, общественных  благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие» [4, c.106].

 Концепция бюджетного  равновесия раскрывает природу  и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

1.2 Основные функции общественного сектора экономики

 Рыночный механизм  не может выполнить всех тех  функций национальной экономики, которые призваны обеспечить  эффективное и справедливое распределение  ресурсов.

Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.

1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному  распределению ресурсов только  при условии, что существует конкуренция  и на рынке ресурсов, и на  рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии [6, c.224].

2. Обеспечивать снабжение  товарами, которое не осуществляется  в нужных пропорциях частным  сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.

Информация о работе Причины существования и функции общественного сектора. Казённые учреждения и их характеристика