Причины существования и функции общественного сектора. Казённые учреждения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Общественный сектор является равноправным участником деловых отношений в том случае, если он выходит на рынок с деловыми предложениями. Последние должны задействовать тот сектор экономики, которой не под силу рыночным структурам или которые не приносят такую прибыль, которая удовлетворяла бы частный бизнес. Из того факта, что рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить весь комплекс товаров, необходимых для функционирования экономики и нормальной жизни индивидов, следует вывод, что часть этих продуктов должно создавать государство

Содержание работы

Введение
1 Причины существования и функции общественного сектора
1.1 Структура и механизм организации общественного сектора экономики
1.2 Основные функции общественного сектора экономики
2 Казённые учреждения и их характеристика
2.1 Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений
2.2 Особенности правового положения казенных учреждений
2.3 Проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика общественного сектора.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

3. Решать проблемы, порождаемые  внешними факторами. Частный сектор  не принимает по своей инициативе  достаточных мер для борьбы  с такими факторами, как шум  или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения [7, c.138].

4. Защищать права продавцов  и покупателей. Частный сектор  не занимается защитой прав  продавцов и покупателей и  не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.

5. Распределять доходы  и богатство. Достижение максимально  достижимого уровня благосостояния  общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно  может принимать решения по  справедливому распределению доходов и богатства.

6. Способствовать достижению  макроэкономических целей. Вмешательство  правительства в рыночную экономику  требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка  может привести к высокому  уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны [8, c.125].

 Главная задача правительства  заключается в достижении максимального  уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство  должно оказывать влияние на  размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Рассмотрим эти две функции.

 Функция размещения. Главной  целью правительства при осуществлении  этой функции должно быть достижение  высокой эффективности использования  ресурсов. Основным инструментом для достижения этой цели является государственный бюджет. В нем определяются размеры налогов, которые должен платить частный сектор, объем государственных закупок, размер социальных выплат. Правительство несет расходы на оборону, образование, медицинское обслуживание, содержание служб обеспечения правопорядка, строительство дорог и другие общественные нужды. Оно может иметь в своем подчинении производственные организации (заводы, электростанции, транспортные системы и др.) и может закупать за счет средств государственного бюджета товары и услуги, производимые частными фирмами. Правительство выплачивает из средств государственного бюджета субсидии частному сектору и различные государственные пособия отдельным людям [12, c.104].

 Помимо составления бюджета, правительство устанавливает правила ведения бизнеса, которые также оказывают влияние на размещение ресурсов (законы по охране окружающей среды, антимонопольные законы и др.).

 Функция распределения. Эту функцию государство выполняет  в интересах справедливости, т. е. справедливого распределения доходов и богатства в обществе. Чтобы достичь этой цели, правительство, во-первых, стремится справедливо распределить налоговое бремя. Оно устанавливает порядок, при котором налоги растут с ростом доходов. Кроме того, правительство проводит целенаправленную политику в вопросах распределения через статьи бюджета. В расходной части бюджета приоритет отдается затратам, в которых больше заинтересованы люди с низкими доходами (здравоохранение, образование и др.).

 Следует заметить, что  при решении задачи справедливого  распределения возникает немало  проблем. С одной стороны, трудно  контролировать реальные доходы  людей; с другой стороны, многие  считают, что доходы являются  не самой справедливой базой  для налогообложения [6, c.224].

  Таким образом, общественный  сектор охватывает ту часть  национальной экономики, за которую  ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность  общественного сектора потому, что  решения правительства оказывают  влияние на жизнь людей и организаций. Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества.

 

 

 

 

 

 

2 Казённые учреждения и их характеристика

 

2.1 Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения.

Согласно ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления. Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Заметим, что общие положения о составлении бюджетной сметы определены в ст. 221 «Бюджетная смета» БК РФ. В Федеральном законе слова «бюджетные учреждения» заменяются на «казенные учреждения». Существенными коррективами является следующее: если прежде в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могли утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, то теперь в бюджетной смете казенного учреждения должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (ст. 221 БК РФ).

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.

Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок.

Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

Решение о создании бюджетных и казенных учреждений, а также изменении типа государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные или казенные будет осуществляться в порядке, установленном п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 17.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

- в отношении федеральных  бюджетных или казенных учреждений -Правительством РФ;

- в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

- в отношении муниципальных  бюджетных или казенных учреждений - местной администрацией муниципального  образования.

К объектам правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений в обязательном порядке относятся федеральные учреждения, перечень которых приведен в ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ и включает в себя:

- управления объединений, управления соединений и воинские  части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

- учреждения, исполняющие  наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

- специализированные учреждения  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- учреждения МВД, Главного  управления специальных программ  Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной  противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа  с интенсивным наблюдением, лепрозории  и противочумные учреждения.

 

2.2 Особенности правового положения казенных учреждений

К основным особенностям правого положения казенных учреждений относятся:

– финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);

– операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);

– казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;

– казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);

– казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);

– казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);

– размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

– имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

 

2.3 Проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений

Динамика роста правонарушений в бюджетной сфере, а также все большее усложнение способов их совершения неминуемо ставят перед государством задачу совершенствования системы охранительных норм.

Анализируя основания и порядок привлечения к финансовой ответственности казенных организаций и их должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства, следует сразу же оговориться о том, что именно бюджетным законодательством в основном и регламентируются отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств государства.

Несмотря на сказанное, следует отметить, что бюджетное законодательство весьма пробельно, схематично и противоречиво решает вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Понятие нарушения бюджетного законодательства, являющегося основанием привлечения к финансовой ответственности казенного учреждения, содержится в ст. 281 БК РФ, согласно которой "неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения".

Обращает на себя внимание тот факт, что БК РФ не содержит понятия "бюджетное правонарушение". Данный термин подменен понятием "нарушение бюджетного законодательства", что не является одним и тем же и не позволяет контрольным и правоохранительным органам устанавливать в выявленном противоправном деянии состав правонарушения и, следовательно, привлекать к ответственности на законных основаниях. Видимо, такое решение законодателя объясняется тем, что до последнего времени российская правовая система не знала иных видов юридической ответственности, кроме традиционных: гражданской, дисциплинарной, административной и уголовной. Действительно, в статьях главы 28 БК РФ установлены лишь меры государственного принуждения, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться КоАП РФ.

Информация о работе Причины существования и функции общественного сектора. Казённые учреждения и их характеристика