Причины, сущность и виды безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие безработицы, ее виды и причины…………………………...5
1.1. Сущность, понятие безработицы, подходы к определению…….5
1.2.Причины безработицы……………………………………………...8
1.3.Виды безработицы…………………………………………………11
2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции…………….20
2.1. Экономические последствия безработицы……………………...20
2.2. Социальные последствия безработицы…………………………22
3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости…………….24
3.1. Состояние рынка труда в Российской Федерации……………..24
3.2. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы…………………….30
3.2.Служба занятости, ее задачи и функции………………………...34
Заключение……………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………….38
Приложения……………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая по макро.docx

— 82.37 Кб (Скачать файл)

                  Решение проблем нехватки персонала, вызванной объективной макроэкономической ситуацией, будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации и российские банки.

                  Наличие хорошего знания английского и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные международные компании уже идут на снижение этого требования. Например, Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые должности торговых представителей кандидатам с начальными знаниями английского языка. Однако это характерно не для всех сегментов рынка.

                  Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер. Основным  сдерживающим фактором является постоянный рост стоимости жилья (в том числе аренды), который «съедает» выгоды в заработных платах в экономически развитых регионах. Соответственно решение этой проблемы может послужить толчком к привлечению региональных кадров.

                  В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР). Свой вклад в увеличение экономически активного населения страны должны внести Государственные программы, направленные на решение этих вопросов.

                 При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-менеджеров) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для  федеральных розничных сетей и компаний планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким.

 

Будущее рынка  рабочей силы в России.

                 В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере  Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

                 Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать эффективные мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, а также снимать возрастные ограничения.

 

 

 

 

3.2 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы  

           Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

                 — содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

                 — разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

                 — стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

                — ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

                 — становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

                 —  целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

 

Пути решения  проблем безработицы      

            Есть два пути: прямой и косвенный.       

     Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.     

     Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

                       1.  Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

                    2.  Использование альтернативных форм занятости.

                 Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

                    3. Развитие системы страхования от безработицы:       

   -повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;       

       -использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;      

   -финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;  

       -адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

                  -упрощение процедуры регистрации безработных в службах    занятости.

                     4.Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей   заработной платы.      

        5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

                    Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

                    В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

                    Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

                    Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

                  Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.[28]

  

 

 

 

 

             3.3.Служба занятости, ее задачи и функции

                Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости ,призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. 
    Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. 
    Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

 

    Государственная система службы занятости  имеет три уровня подчиненности: 
       I уровень — федеральная служба занятости; 
       II уровень — региональные организации службы занятости; 
       III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д. 
    Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции. 
    Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.

 

    Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно  с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др. 
    Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. 
    В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек. 
    Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. 
    Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:

Информация о работе Причины, сущность и виды безработицы