Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:41, курсовая работа
Налоговые правонарушения не могут быть сведены только к нарушениям, допускаемым налогоплательщиками – незаконному уклонению от уплаты налогов, хотя это основной вид налоговых правонарушений. Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний, эти правонарушения против :
1) Системы налогов; 2) прав и свобод налогоплательщиков; 3) исполнения доходной части бюджетов; 4) системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;5) контрольных функций налоговых органов; 6) порядка ведения бухгалтерской и налоговой отчетности; 7) обязанностей по уплате налогов.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговое законодательство
постоянно изменяется и совершенствуется,
в него вносятся различные дополнения
и исправления. Учесть все это, при
составлении бухгалтерской и
налоговой отчетности, непросто даже
специалисту. К тому же сейчас в мире
наблюдается сложная
Налоговое правонарушение –
противоправное, виновное действие или
бездействие, в результате которых
не исполняются или ненадлежащим
образом исполняются
Налоговые правонарушения не
могут быть сведены только к нарушениям,
допускаемым
1) Системы налогов; 2) прав и свобод налогоплательщиков; 3) исполнения доходной части бюджетов; 4) системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;5) контрольных функций налоговых органов; 6) порядка ведения бухгалтерской и налоговой отчетности; 7) обязанностей по уплате налогов.
Для выявления и предотвращения возросшего числа налоговых правонарушений актуальным стал вопрос о применении методов аудита налоговых правонарушений.
Глава 1 Нормативно- правовое регулирование проведения аудита в области
налоговых правонарушений
Статьей 106 НК РФ установлено,
что налоговым правонарушением
признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства
о налогах и сборах) деяние (действие
или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента и иных лиц, за которое
НК РФ установлена ответственность.
За совершение налоговых правонарушений
ответственность несут
Рассмотрим основные виды налоговых правонарушений.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если заявление о постановке на учет подается более чем через 90 календарных дней, то штраф достигает 10 тыс. руб. [1].
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе штраф может быть не менее 20 тыс. руб. и составляет 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности. При этом, если организация или индивидуальный предприниматель ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней, штраф может достигать от 40 тыс. руб. и составляет от 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет [1].
Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлен штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налогоплательщик не представляет налоговую декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если указанное грубое нарушение произошло в течение одного налогового периода, то штраф составляет 5 тыс. руб. А если такое нарушение произошло в течение более одного налогового периода, то штраф составит 15 тыс. руб. Если в результате грубого нарушения доходов и расходов произошло занижение налоговой базы, то штраф составляет 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
Административная
Непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля
(ст. 126 НК РФ). Непредставление в
В последнее время активно
обсуждаются так называемые Способы
ведения финансово-
1. Общие вопросы получения
необоснованной налоговой
2. Применение схем получения
необоснованной налоговой
3. Схема получения
4. Схема получения
Если налоговые органы
обнаружат применение налогоплательщиком
при ведении хозяйственной
Важно, что при проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у плательщика требовать не будут. Камеральная проверка подтверждает, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки [27].
Важное значение имеют обстоятельства невиновности налогоплательщика, смягчающие и отягчающие последствия.
У налогоплательщиков имеется шанс избежать налоговой ответственности на основании ст. ст. 109, 111 - 112 НК РФ: у них есть возможность доказать, что при совершении данного правонарушения были обстоятельства, смягчающие либо совсем исключающие ответственность. Рассмотрим такие ситуации.
В ст. 109 НК РФ приведен перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из них налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение правонарушения. К ним относятся:
- отсутствие события налогового правонарушения;
- отсутствие вины лица
в совершении налогового
- совершение деяния, содержащего
признаки налогового
- истечение сроков давности
привлечения к ответственности
за совершение налогового
Также налогоплательщик может быть признан невиновным по следующим основаниям. При этом стоит отметить, что перечень данных оснований в отличие от перечня обстоятельств, по которым он не может быть привлечен к ответственности, не является закрытым. Как определено ст. 111 НК РФ, к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относятся:
- совершение деяния, содержащего
признаки налогового
- совершение деяния, содержащего
признаки налогового
Если же налогоплательщику избежать вины не удается, то ему следует надеяться на принятие налоговым или судебным органом во внимание обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ). При наличии хотя бы одного такого обстоятельства размер штрафа, наложенного на него, уменьшается в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).Перечень смягчающих обстоятельств приведен в п. 1 ст. 112 НК РФ.
Кроме того, принятие (непринятие) смягчающих обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, за исключением первых двух, является правом, а не обязанностью суда и производится с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом при рассмотрении каждого дела.
Помимо смягчающих обстоятельств, для налогоплательщиков существуют и отягчающие последствия, которые применяются к лицам, совершившим налоговое правонарушение и ранее уже привлекавшимся за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой процедуре в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. При этом размер штрафа в таком случае увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ). Однако судебные органы не всегда выражают однозначную позицию по вопросу отсчета 12-месячного срока.
1.2 Правовые основы аудита налоговых правонарушений в российской федерации
Нормативная база, регулирующая аудит налоговых правонарушений в РФ, разрабатывалась с учетом мирового опыта в сфере аудиторской деятельности.
В последнее время был разработан и введен в действие Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Отдельные положения данного Закона вступили в силу уже с 01.01.2009, а оставшаяся его часть начнет применяться с 01.01.2010 и с 01.01.2011.