Приоритеты внешней политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что переживая фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан, Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.
В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, что объясняет большой интерес различных ученых и многообразие литературы, которая использовалась при написании данной работы.

Содержание работы

Введение
.Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
.Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем
.1Формирование нового мироустройства
.2Верховенство права в международных отношениях
.3Укрепление международной безопасности
.4Международное экономическое и экологическое сотрудничество
.5Международное гуманитарное сотрудничество и права человека
.6Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности
.Региональные приоритеты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Россия в глобальном мире основные приоритеты внешней политики.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Приоритеты внешней политики России на современном этапе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

.Современный мир и  внешняя политика Российской  Федерации

.Приоритеты Российской  Федерации в решении глобальных  проблем

.1Формирование нового  мироустройства

.2Верховенство права в  международных отношениях

.3Укрепление международной  безопасности

.4Международное экономическое  и экологическое сотрудничество

.5Международное гуманитарное  сотрудничество и права человека

.6Информационное сопровождение  внешнеполитической деятельности

.Региональные приоритеты

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 

Актуальность темы контрольной  работы обусловлена тем, что переживая  фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан, Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.

В этих условиях внешняя  политика становится одним из важнейших  инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности  в глобализирующемся мире, что объясняет большой интерес различных ученых и многообразие литературы, которая использовалась при написании данной работы.

На современном этапе  традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру  современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем  приходит сетевая дипломатия, опирающаяся  на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного  поиска решений общих задач.

Эволюция международных  отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть  на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить  приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в  международных делах, повышения  ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи  с этим возможностей участвовать  не только в реализации международной  повестки дня, но и в ее формировании.

Целью данной контрольной  работы является изучить приоритеты внешней политики России на современном  этапе. Исходя из поставленной цели можно  выделить следующие задачи: рассмотреть  внешнюю политику Российской Федерации  и ее соотношение с современным  миром, определить приоритетные направления  политики Российской Федерации в  решении глобальных проблем и  рассмотреть региональные приоритеты России.

.Современный мир и  внешняя политика Российской  Федерации

 

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы  восьми» и целого ряда других влиятельных  международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога  и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами  и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

Кардинальная трансформация  международных отношений, прекращение  идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной  войны» и связанных с ней предрассудков  и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются  экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов  личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование  механизмов регулирования мировых  рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные  преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость  государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, организованная преступность, опасность  распространения оружия массового  уничтожения и средств его  доставки, региональные конфликты, демографические  проблемы, а также нелегальная  миграция, изменение климата) носят  глобальный характер и требуют адекватного  ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для  их преодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, все более  актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным  сообществом задач требует выработки  сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности  проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

Возрастает значение религиозного фактора в формировании системы  современных международных отношений, в частности их нравственного  основания. Эту задачу невозможно решить без обращения к общему нравственному  знаменателю, всегда существовавшему  у основных мировых религий.

Реакция на перспективу утраты историческим Западом своей монополии  на глобализационные процессы находит свое выражение, в частности, в инерции политико-психологической установки на «сдерживание» России, включая попытки использовать в этих целях избирательный подход к истории, прежде всего к истории Второй мировой войны и послевоенного периода.

Как никогда актуальной становится задача выработки международным  сообществом общего видения современной  исторической эпохи, что возможно только при условии открытых и честных  дискуссий, в ходе которых будут  обсуждаться по существу стоящие  перед человечеством проблемы. Необходимо обеспечить условия ученым для профессиональной работы по установлению исторической правды, не допускать превращения  исторической темы в инструмент практической политики.

Россия стремиться продолжать добиваться укрепления многосторонних начал в мировых делах, формирования такой архитектуры международных  отношений, которая основывалась бы на признании международным сообществом  принципов неделимости безопасности в современном мире и отражала бы его многоликость.

Интересы России непосредственно  связаны и с другими мировыми тенденциями, среди которых:

глобализация мировой  экономики. Глобализации противостоит растущее стремление отдельных стран  защитить свой экономический суверенитет, причем нередко такой протекционизм  приобретает форму экономического национализма, когда прагматические интересы подменяются политическими  соображениями. Натиск глобализации испытывает на себе культурная самобытность подавляющего большинства стран и народов;

объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных  институтов и механизмов в мировой  политике и экономике, вызванное  усилением взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости  мирового развития;

наращивание экономического потенциала новых центров глобального  роста, связанное в том числе с более равномерным распределением ресурсов развития вследствие либерализации мировых рынков. Экономический подъем в таких странах и регионах конвертируется в их политическое влияние, при этом дальнейшее развитие получает тенденция к полицентричному миропорядку;

военно-политическое соперничество  региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, ввести в практику разделение государств на категории с различным объемом прав и обязанностей несут в себе угрозу подрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольным вмешательством во внутренние дела суверенных государств;

Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и  применения.

Укрепление международных  позиций России, а также решение  задач, связанных с установлением  равноправных, взаимовыгодных, партнерских  отношений со всеми странами, успешное продвижение ее внешнеэкономических  интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и  культурного влияния за рубежом  требуют задействования всех имеющихся  в распоряжении государства финансово-экономических  рычагов и адекватного ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации.

Российская Федерация  располагает реальным потенциалом  для того, чтобы занять достойное  место в мире. Определяющее значение при этом имеют укрепление российской государственности, устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, улучшение демографической ситуации. Важными факторами являются также укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов.

Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю  политику, продиктованную ее национальными  интересами. Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и  взаимной выгоды.

Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

 

.Приоритеты Российской  Федерации в решении глобальных  проблем

 

Многообразие и сложность  международных проблем и кризисных  ситуаций предполагают своевременную  оценку приоритетности каждой из них  во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении  внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для  обеспечения внешнеполитических интересов  России и осуществляться при должной  скоординированности действий всех ветвей власти и соответствующих ведомств.

 

2.1 Формирование нового  мироустройства

 

Россия заинтересована в  стабильной системе международных  отношений, основанной на принципах  равноправия, взаимного уважения и  взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное  право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого  члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях. Ее главный  инструмент - многосторонняя дипломатия.

Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли, что предполагает:

неуклонное соблюдение целей  и принципов, зафиксированных в  Уставе ООН;

рациональное реформирование ООН в целях ее планомерной  адаптации к меняющимся политическим и экономическим реалиям в  мире;

дальнейшее повышение  эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную  ответственность за поддержание  международного мира и безопасности, придание этому органу в процессе реформирования большей представительности при обеспечении должной оперативности  в его работе. Любые решения  по созданию дополнительных мест в  Совете Безопасности ООН должны приниматься  на основе самого широкого согласия государств - членов ООН. Статус пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть сохранен.

Россия придает большое  значение повышению управляемости  мирового развития, созданию саморегулируемой международной системы, что требует  коллективного лидерства ведущих  государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношении  и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. В этих целях Россия наращивает взаимодействие в таких форматах, как «Группа восьми» и ее диалог с традиционными партнерами, «тройка» (Россия, Индия и Китай), «четверка» БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок.

 

2.2 Верховенство права  в международных отношениях

внешний политика глобальный сотрудничество

Россия последовательно  выступает за укрепление правовых основ  в международных отношениях, добросовестно  соблюдает международно-правовые обязательства. «Поддержание и укрепление международной  законности - одно из приоритетных направлений  ее деятельности на международной арене». Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также при обеспечении интересов мирового сообщества в целом. Соблюдение международного права важно для обеспечения интересов нашей страны, ее граждан и юридических лиц. Россия намерена добиваться соблюдения участниками международных отношений международных обязательств как перед Россией, так и перед международным сообществом в целом; бороться с нарушениями международного права со стороны государств, международных организаций, негосударственных образований и отдельных лиц. В условиях глобализации вызовов и угроз безопасности и устойчивому развитию еще более важной становится роль Совета Безопасности ООН как универсального механизма обеспечения международной законности; противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергнуть ревизии общепризнанные нормы международного права.

Информация о работе Приоритеты внешней политики России на современном этапе