Приоритеты внешней политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что переживая фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан, Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.
В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, что объясняет большой интерес различных ученых и многообразие литературы, которая использовалась при написании данной работы.

Содержание работы

Введение
.Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
.Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем
.1Формирование нового мироустройства
.2Верховенство права в международных отношениях
.3Укрепление международной безопасности
.4Международное экономическое и экологическое сотрудничество
.5Международное гуманитарное сотрудничество и права человека
.6Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности
.Региональные приоритеты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Россия в глобальном мире основные приоритеты внешней политики.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Для международного мира и  правопорядка особенно опасны осуществляемое в угоду политической конъюнктуре  и интересам отдельных государств произвольное толкование таких важнейших  международно-правовых норм и принципов, как неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитета государств и  их территориальной целостности, право  народов на самоопределение, а также  попытки выдать нарушения международного права за его «творческое» применение. Такие действия размывают содержание международного права и наносят его авторитету непоправимый урон; содействовать прогрессивному развитию международного права, прежде всего осуществляемому под эгидой ООН, достижению универсального участия в международных договорах ООН, их единообразному толкованию и применению, в целом - бережному отношению к этим уникальным правовым инструментам и созданным ими режимам; укреплять международно-правовых основ сотрудничества в рамках СНГ, в других региональных и субрегиональных форматах, постановки на твердую и современную правовую основу наших стратегических отношений с Европейским союзом, построения подлинно общеевропейского правового пространства под эгидой Совета Европы; вести дело к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морских пространств, в отношении которых она осуществляет суверенные права и юрисдикцию.

 

2.3 Укрепление международной  безопасности

 

Сегодня в мире нет государства, которое Россия рассматривала бы в качестве противника или врага. Кроме того, современные угрозы или  вызовы носят глобальный характер, и справиться с ними в одиночку не в состоянии ни одна, даже самая  мощная в экономическом и военном  отношении держава. Это касается в первую очередь угрозы международного терроризма, а также организованной преступности, наркоторговли, распространения  оружия массового уничтожения, урегулирования региональных конфликтов. Решить все  эти проблемы возможно только на основе коллективных действий при учете мнений всех государств, под эгидой ООН, с опорой на международное право.

Россия последовательно  выступает за снижение роли фактора  силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; подтверждает неизменность своего курса на развитие многосторонних основ нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает за недопущение вывода оружия в космос, за создание системы коллективного реагирования на возможные ракетные угрозы на равноправной основе и против односторонних действий в области стратегической противоракетной обороны, дестабилизирующих международную обстановку;

Россия считает, что фундаментальные  тенденции современного развития, включая  нарождающуюся многополярность, и диверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться только сферой взаимоотношений между Российской Федерацией и США. Объективно приходит время открыть эти рамки для ведущих государств, прежде всего ядерных, заинтересованных в совместных действиях, направленных на обеспечение общей безопасности.

Российская Федерация  уделяет особое внимание обеспечению  международной информационной безопасности в качестве важного элемента укрепления стратегической стабильности; намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности в Европе путем участия в процессах  ограничения и сокращения обычных  вооруженных сил, а также применения мер укрепления доверия в военной  области на основе соблюдения принципа равной безопасности всех сторон;

Международное миротворчество по мнению России является действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения задач государственного строительства на посткризисной стадии и намерена наращивать свое участие в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями; будет вносить активный вклад в совершенствование превентивного антикризисного потенциала ООН.

Борьба с международным  терроризмом является важнейшей  внешнеполитической задачей.

Россия выступает за разработку дальнейших мер по сплочению глобальной антитеррористической коалиции под  эгидой ООН с участием региональных организаций, без двойных стандартов и на основе универсальных антитеррористических конвенций и решений Совета Безопасности ООН и будет в дальнейшем добиваться обеспечения права каждого человека вне зависимости от его национальности, расы, пола, религиозной принадлежности на защиту от терроризма и террористических актов.

В соответствии с международным  правом и своим законодательством  Россия применяет все необходимые  меры по отражению и предотвращению террористических нападений на нее  и ее граждан, по их защите от террористических актов, по недопущению на своей территории деятельности, имеющей целью организацию  подобных актов против граждан и  интересов других стран, по непредоставлению убежища и трибуны террористам и подстрекателям к террору.

Ведется целенаправленное противодействие  незаконному обороту наркотиков и организованной преступности, сотрудничая  с другими государствами в  многостороннем формате, прежде всего  в рамках специализированных международных  органов, и на двусторонней основе.

 

2.4 Международное экономическое  и экологическое сотрудничество

 

Своими устойчиво высокими темпами экономического роста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе, природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вносит значительный вклад в обеспечение  стабильности глобальной экономики  и финансов. Соответственно, Россия намерена активно содействовать, в  том числе посредством своего присоединения к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития, формированию справедливой и демократической  глобальной торгово-экономической  и валютно-финансовой архитектуры  в целях полноправного и эффективного участия в ней.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере  международных экономических отношений  является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

Для достижения этой цели Российская Федерация:

добивается максимальных выгод и сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в  мировую экономику с учетом необходимости  обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны;

создает благоприятные политические условия для диверсификации российского  присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических  и инвестиционных связей России;

принимает меры торговой политики для защиты интересов Российской Федерации в соответствии с международными правилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и  российских предприятий;

оказывает государственное  содействие российским предприятиям и  компаниям в освоении новых и  развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров с высокой  степенью обработки;

содействует привлечению  иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;

продолжает наращивание  потенциала и модернизацию топливно-энергетического  комплекса, подтверждая репутацию  ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей  экономики и способствуя сбалансированности мировых энергорынков;

укрепляет стратегическое партнерство  с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах  обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита;

активно использует возможности  региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания  интересов Российской Федерации  в соответствующих регионах, уделяя особое внимание деятельности организаций  и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ;

в соответствии с нормами  международного права использует все  имеющиеся в ее распоряжении экономические  рычаги и ресурсы, а также конкурентные преимущества для защиты своих национальных интересов.

Российская Федерация  выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения  экологической безопасности и противодействия  изменению климата на планете, в  том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.

В условиях возрастающего  как с экономической точки  зрения, так и в плане укрепления безопасности значения морских пространств  актуальной задачей становится их эффективное  использование. В этих целях Российская Федерация добивается обеспечения  отвечающих национальным интересам  режимов безопасного судоходства, ответственного рыболовства и научно-исследовательской  деятельности в Мировом океане в  сочетании с мерами по защите морской  среды, борьбе с терроризмом и  распространением оружия массового  уничтожения. Россия намерена установить в соответствии с международным  правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности  для разведки и разработки его  минеральных ресурсов.

 

2.5 Международное гуманитарное  сотрудничество и права человека

 

Россия, приверженная универсальным  демократическим ценностям, включая  обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы  добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного  международного диалога на основе Всеобщей декларации прав человека, использования других возможностей, в том числе на региональном уровне, в сфере прав человека, а также недопущения двойных стандартов, уважения национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей; защищать права и законные интересы российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры; способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения; твердо противодействовать проявлениям неофашизма, любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю и использовать ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны; развивать, в том числе используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурное и гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу; наращивать взаимодействие с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления универсальных, без двойных стандартов норм защиты прав человека, их сопряжения с ответственностью личности за свои действия, прежде всего в плане недопущения оскорбления чувств верующих и укоренения толерантности, укрепления в диалоге по правам человека нравственных начал; расширять на основе изложенного участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека, приводя в соответствие с ними законодательство Российской Федерации.

 

2.6 Информационное сопровождение  внешнеполитической деятельности

 

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации  является доведение до широких кругов мировой общественности полной и  точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

В рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные  эффективные средства информационного  влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций  российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную  поддержку, активно участвовать  в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать  необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности.

3.Региональные приоритеты

 

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего  сотрудничества с государствами - участниками  СНГ.

Россия выстраивает дружественные  отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета  интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к  этому, развиваются отношения стратегического  партнерства и союзничества.

Россия подходит к торгово-экономическим  связям с государствами - участниками  СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь  рыночных принципов в качестве важного  условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных  предпосылок для продвижения  современных форм интеграции.

Россия активно способствует развитию взаимодействия государств - участников СНГ в гуманитарной сфере  на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом  и каждого государства-участника  в отдельности. Особое внимание уделяется  поддержке соотечественников, проживающих  в государствах - участниках СНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей  о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и  иных прав и свобод.

Россия должна наращивать сотрудничество с государствами - участниками  СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции.

Информация о работе Приоритеты внешней политики России на современном этапе