Природные ресурсы и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Природные ресурсы — элементы природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества при данном уровне развития производительных сил. Обеспеченность России природными ресурсами оценивается как очень высокая, но их размещение по территории страны в основном не соответствует размещению отраслей народного хозяйства.

Содержание работы

1.Характеристика природных ресурсов.
1.1.Понятие природных ресурсов и природных условий.
1.2. Роль природных ресурсов в экономике.
2. Экономическая оценка природных ресурсов.
2.1.Традиционные и косвенные методы оценки природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

 

Дифференциальная рента  является основой экономических  отношений в сфере природопользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты, которая должна являться важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе.

 

В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования»- или через определение эффекта  от лесонасаждения и сохранения растительного  покрова (углеродный кредит). Последний  подход может найти реальное применение при регулировании глобального  использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе продажи квот на загрязнение. В данном случае используется экономическая интерпретация понятия  «ассимиляционный потенциал окружающей среды».

 

Продажа квот на выбросы  загрязняющих веществ в окружающую среду относится к числу перспективных  экономических инструментов экологической  политики. Первоначально введенный  на уровне фирм и предприятий, данный механизм управления природопользованием  в настоящее время получает новое  развитие в сфере международных  отношений. Особую актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению климата в г. Киото (декабрь 1997 года), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению объема техногенных выбросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).

 

Суть данного подхода  состоит в следующем. Развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взяты  показатели 1990 года.

 

Присоединившиеся к Конвенции  страны к 2000 году должны были сократить  свои выбросы до базового уровня. К 2008 году США обязаны снизить загрязнение  атмосферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%.

 

По прогнозам, Россия в  обозримом будущем не будет выбирать свои квоты и в 2010 году выбросы  страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 года. В этих условиях возникает  реальная возможность продажи неиспользованных квот на выбросы парниковых газов  в размере 250 млн. т., ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США.

 

Продавая квоты на выбросы  парниковых газов, вызывающих потепление климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 года могла бы получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок к 2008 году, согласно расчетам Бюро экономического анализа при Министерстве экономики России, может возрасти до 14,7—22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с необходимостью технологического перевооружения производства, следования мировым стандартам энергоэффективности, принципам устойчивого ведения лесного хозяйства.

 

Значительный опыт по изучению и использованию природоохранных  функций лесопромышленного подкомплекса по смягчению антропогенных климатических изменений накоплен, в частности, в Саратовской области. В данном регионе выполнены обоснования и ведутся практические работы по созданию новых углеродоемких лесов, а также по развитию принципов товарного углеродного кредита, который представляет собой количество двуокиси углерода, депонированного, в среднем, за год на определенной территории.

 

Экономическая оценка природных  ресурсов обычно производится в рамках природного объекта, представляющего  собой пространственно ограниченную совокупность природных ресурсов, имеющего фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики. Одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов могут выполнять различные функции, например, лесные угодья могут использоваться:

 

• для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

 

• для побочного лесопользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных  соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых  лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор камыша и  др.);

 

• в охотничьих, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических  и спортивных целях.

 

Поэтому оценка природных  объектов и природных ресурсов в  их составе должна осуществляться с  учетом всех выполняемых ими функций  и возможных областей использования. Природные ресурсы с учетом специфики  их оценки можно классифицировать на следующие виды:

 

• материальные ресурсы (изымаемые  и потребляемые в качестве сырья  для производства конструкционных  материалов, тепла, энергии, продовольствия и т.д.);

 

• водные ресурсы;

 

• сельскохозяйственные угодья;

 

• средозащитные ресурсы;

 

• ресурсы особо охраняемых природных территорий и объектов;

 

• лечебно-оздоровительные  и рекреационные ресурсы;

 

• пространственные ресурсы;

 

• ресурсы, образующиеся под  воздействием солнечной энергии  и гравитационных сил.

 

К природным ресурсам, выполняющим  средозащитную роль, относятся ресурсы, которые обладают способностью без саморазрушения поглощать или разлагать антропогенные вещества (отходы) и устранять их вредное воздействие на процессы жизнедеятельности Земли.

 

К ресурсам особо охраняемых территорий относятся: земли заказников (за исключением охотничьих); запретных  и нерестохранных полос; леса, выполняющие защитные функции; земли памятников природы и др.

 

В состав ресурсов природно-заповедного  фонда включаются земельные участки  с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное  значение. К ним относятся заповедники, памятники природы, национальные и  дендрологические парки, ботанические сады.

 

К ресурсам оздоровительного назначения относятся земельные  участки, обладающие природными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими  условиями), благоприятными для организации  профилактики заболеваний и проведения лечения. Ресурсами рекреационного назначения признаются выделенные в  установленном порядке участки  земли, предназначенные и используемые для организованного массового  отдыха населения и туризма. К  ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, парков, лесопарков и проч.

 

В качестве пространственного  ресурса могут использоваться земля  и подземные пустоты (горные выработки  и пещеры). Земля как пространственный ресурс используется для расселения населения, урбанизации, размещения всех видов строительства, развития индустриальной, предпринимательской и других видов  деятельности.

 

Наибольший удельный вес  в структуре природных ресурсов занимают материальные ресурсы. Их экономическая  оценка производится в следующей  последовательности:

 

• определяются фактические  и предельные (критические) нагрузки антропогенного воздействия на природные  системы;

 

• производится оценка ассимиляционного потенциала территории;

 

• устанавливаются квоты (лимиты) на изъятие (добычу) природных  ресурсов;

 

• производится оценка воздействия  использования природных ресурсов на окружающую среду;

 

• устанавливаются условия, при которых возможно использование природных ресурсов;

 

• рассчитывается интегральный эффект от использования природных  ресурсов при заданных экологических  ограничениях и лимита природопользования. Если фактические интегральные нагрузки на природные системы превышают предельные и в перспективе не представляется возможным их снизить до приемлемого уровня, то использование природных ресурсов, оказывающих воздействие на окружающую среду, не допускается.

 

Прежде чем осуществить  хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных  ресурсов, требуется проведение оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду (ОВОС). Только после определения  условий, при которых возможно использование  природных ресурсов, производится их экономическая оценка. Экономическая  оценка вовлекаемых в эксплуатацию материальных ресурсов производится только в пределах выделенных квот.

 

Экономическая оценка природных  ресурсов, используемых для производства материальных благ, определяется как  разница между результатами и  затратами с учетом фактора времени  и экологических требований при  заданных технических и социально-экономических  условиях производства.

 

На современном этапе  развития социально-экономических  отношений в обществе экономическую  оценку природных ресурсов следует  подразделить на два вида: коммерческую и народнохозяйственную. По мере совершенствования  указанных отношений коммерческая оценка должна приближаться к народнохозяйственной оценке природных ресурсов. Под коммерческой оценкой природных ресурсов понимается определение максимальной величины чистого дисконтированного дохода от использования природных ресурсов, остающегося в распоряжении предприятия  за расчетный период оценки. Такая  оценка производится для выбора оптимальных  решений с точки зрения интересов  предприятия и базируется на разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельностей.

 

Народнохозяйственная оценка природных ресурсов производится с  позиции интересов всего общества, учитывает затраты и результаты, выходящие за рамки финансовых потоков  предприятия, и допускает изменение  их величин.

 

Среди материальных ресурсов некоторые особенности экономической  оценки имеют минеральные ресурсы.

 

При оценке минеральных ресурсов следует учитывать:

 

• их невозобновляемость;

 

• значительные затраты  на ликвидацию или консервацию шахт и карьеров, рекультивацию нарушенных земель, а также решение социальных вопросов (переселение трудящихся в  новые районы, создание новых рабочих  мест и др.);

 

• для выявления новых  месторождений необходимы геологический  поиск, предварительная и детальная  разведка запасов полезных ископаемых;

 

• ввод в эксплуатацию новых  месторождений связан с длительным сроком строительства горных предприятий  и с высокими капитальными затратами;

 

• инвестиционный процесс  в горном производстве является непрерывным, т.к. постоянно осуществляется ввод новых мощностей по добыче полезных ископаемых взамен выбывающих;

 

• многие месторождения  являются комплексными, представленными  основными и попутными ценными  компонентами; .

 

• разработка месторождений  связана с существенным воздействием на окружающую среду.

 

Экономическая оценка минеральных  ресурсов с учетом всех особенностей должна базироваться на наиболее совершенных  достижениях в области добычи и переработки полезных ископаемых, проверенных в промышленных или  полупромышленных условиях, а также  учитывать возможность извлечения попутных ценных компонентов оцениваемого месторождения на рациональной экономической  основе.

 

2.1.  Традиционные и косвенные методы оценки природных ресурсов.

 

Наиболее известными и  используемыми в нашей стране являются рентная и затратная  оценки ресурсов природы. Эти методы в большей степени применяются  к оценке земельных, лесных  и  других ресурсов. Для рентного подхода  важен, прежде всего, факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту, при пассивном предложении. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся фактором), определяющим цену. Особенно широко рентный подход используется при оценке земельных ресурсов. Принципиальная формула цены земли (природного ресурса) Р в этом случае такова:

 

 

 

Р = R/r,

 

где R – величина годовой  ренты; r – коэффициент.

 

В приведенной формуле  цена земли является «капитализированной» земельной рентой. Предполагается, что рента R получается в течение  неопределенно продолжительного срока. Коэффициент r берется меньшим единицы, и его величина часто коррелируется с банковским ссудным процентом. Например, если ежегодная рента земельного участка составляет 10 тыс. руб., а ссудный процент равен 10 %, тогда цена участка равняется 100 тыс. руб. В данном случае цену земли природного ресурса можно ассоциировать с равным по величине денежным капиталом, помещенным в банк и приносящим ежегодный доход в виде процента, равный величине ренты.

Информация о работе Природные ресурсы и их роль в экономике