Присоединение России к ВТО: возможности и вызовы для отечественных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Присоединение России к ВТО логично и неизбежно, поскольку отечественная экономика не может развиваться обособленно, вне мировой экономической системы, а также игнорировать происходящие в мировой торговле процессы и поддерживать экономические связи с другими странами по правилам, отличным от общепринятых в мире.
Вступив в ВТО, Российская Федерация станет полноправным участником международных экономических отношений, и появится возможность дальнейшего укрепления позиции в мировом сообществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП УСТРОЙСТВА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО
1.1 СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТО
1.2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3 ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. РОССИЯ И ВТО
2.1 ЦЕЛИ И ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
2.2 УСЛОВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
2.3 ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
2.4 НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР по мир.эк.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Принцип устройства и история создания ВТО

1.1 Структура, функции и сфера деятельности ВТО

1.2 История создания Всемирной торговой организации

1.3 Цели и принципы Всемирной торговой организации

Глава 2. Россия и ВТО

2.1 Цели и процесс присоединения России к ВТО

2.2 Условия присоединения России к ВТО

2.3 Оценка последствий присоединения России к ВТО

2.4 Негативные последствия от вступления в ВТО

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

 

Присоединение России к ВТО  логично и неизбежно, поскольку  отечественная экономика не может  развиваться обособленно, вне мировой  экономической системы, а также  игнорировать происходящие в мировой  торговле процессы и поддерживать экономические  связи с другими странами по правилам, отличным от общепринятых в мире.

Вступив в ВТО, Российская Федерация станет полноправным участником международных экономических отношений, и появится возможность дальнейшего  укрепления позиции в мировом  сообществе.

В последнее время тема вступления России во Всемирную торговую организацию стала предметом  острых дискуссий в нашей стране. Тем не менее, вопрос о вступлении России в ВТО - это не просто вопрос о присоединении к очередной  международной организации. Это  вопрос о выборе стратегического  пути развития страны на долгие годы.

Интеграция России в мировую  экономическую систему заставила  пересмотреть основные принципы ведения, управления и контроля хозяйственной  деятельности субъектов предпринимательства. В центре дискуссий оказались  практически все сектора экономики.

Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года, спустя 18 лет переговоров. Существуют различные точки зрения по данной проблематике. Единым остается мнение, что Россия при вступлении в ВТО не должна идти на уступки, которые могут повредить отечественной  экономике.

В первой главе контрольной работы говорится  об устройстве и истории Всемирной торговой организации: её структуре, функциях, сфере деятельности.

Вторая глава повествует о причинах, целях и проблемах, возникших в связи с присоединением России к ВТО, а также приводится анализ последствий.

ая торговая организация

Вступление во Всемирную  торговую организацию - это вызов, который  Россия не может не принять. Но вместе с тем присоединение к ВТО  может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. И цель работы - проанализировать готовность присоединения России к ВТО в  настоящее время, показать, как повлияет это вступление на экономику России.

 

Глава 1. Принцип  устройства и история создания ВТО

1.2 История создания  Всемирной торговой организации

 

Предшественником Всемирной торговой организации являлось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Инициаторами заключения ГАТТ являлись Соединенные Штаты  Америки и их союзники в период Второй мировой войны. Этот первый раунд привел к тому, что было сделано 45 тысяч тарифных уступок на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что коснулось примерно одной пятой мировой торговли. В процессе переговоров также была достигнута договоренность, что цена этих уступок должна обеспечиваться "временным" принятием в отношении торговли товарами правил, которые содержались в главе IV Устава МТО. Эти правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое вступило в силу в январе 1948 г.

Хотя устав МТО  и был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими национальными законодательными органами. Когда правительство Соединенных Штатов Америки заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало ясно, что МТО создано не будет. В этих условиях, несмотря на свой предварительный характер, ГАТТ стал единственным многосторонним международным правовым документом, регламентирующим международную торговлю с 1948 г. и вплоть до создания ВТО.

Общая стратегия, которая  была заложена в текст ГАТТ, заключалась  в том, чтобы выявить препятствия  на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все эти  барьеры и начать их ликвидацию - сначала в отдельных отраслях международной торговли, а затем  по максимально широкому фронту. С  учетом этого была взята линия на запрет количественного регулирования импорта, регулятором которого должен был стать таможенный тариф.

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 г. до 40% в середине 50-х гг. прошлого века, около 10% - в 70-х, 5-7% - в 90-х. Под регулирование  ГАТТ фактически попали внутренние правовые режимы, касающиеся международной торговли. Роль ГАТТ постепенно менялась, страны стали обращаться к нему как к  форуму для решения проблем в  международной торговле. Все большее  количество стран присоединялось к  договаривающимся сторонам. Договаривающиеся стороны проводили встречи почти  каждые шесть месяцев, обсуждая широкий  круг проблем, включая споры, касающиеся применения правил ГАТТ. За время существования  ГАТТ число присоединившихся к нему стран выросло с 23 до 123.

Первое официальное  предложение о создании нового учреждения, называемого ВТО, было подано Канадой  в 1990 г. Проект устава ВТО был подписан на встрече министров в Марракеше  в апреле 1995 г.

В течение 1995-1996 гг. ГАТТ и  ВТО существовали параллельно. Затем  страны - участницы ГАТТ вошли в  ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной  частью ВТО.

Соглашения, входящие в систему  ВТО, регулируют практически все  важнейшие аспекты международной  торговли: применение принципа наибольшего  благоприятствования и исключений из него, тарифных и нетарифных мер  регулирования, защитных мер, преференций  и др. К Соглашению об учреждении ВТО приложено более 50 соглашений, составляющих единый "пакет”:

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ-94);
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
  • Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
  • Соглашение по текстилю и одежде;
  • Соглашение по сельскому хозяйству;
  • Соглашение о правительственных закупках;
  • Соглашение о гражданской авиатехнике,
  • Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и др.

Принципиальным отличием ГАТТ от ВТО является и тот факт, что ГАТТ применялся только к международной  торговле товарами (т.е. к "видимой" торговле). Система ВТО имеет более  широкую сферу действия: она распространяется и на международную торговлю услугами ("невидимую" торговлю), и на некоторые  операции (с инвестициями, интеллектуальной собственностью), когда они связаны  с коммерческими сделками. Кроме  того, в ВТО покончено с практикой "ГАТТ по желанию”. Все государства-участники  несут единые для всех обязательства, в соответствии с которыми нельзя делать оговорки к соглашению об учреждении ВТО, а оговорки к многосторонним соглашениям пакета ВТО допустимы  только в определенных пределах.

 

1.3 Цели и принципы  Всемирной торговой организации

 

Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

  1. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  2. взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  3. регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  4. отказ от использования количественных и иных ограничений;
  5. транспортность торговой политики;
  6. разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  1. более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
  2. устранение дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, который обеспечивает защиту национальных интересов, в случае, если они ущемляются партнерами;
  3. возможность реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Стоит отдельно рассказать о режиме РНБ. Выделяют следующие выгоды от применения режима РНБ.

РНБ позволяет перевести  на многостороннюю основу взаимные сокращения тарифов, о которых государства  могли договариваться в двустороннем порядке.

РНБ позволяет свести до минимума искажения "рыночных” принципов. Если проводимая государством политика не ставит иностранных поставщиков  в неравные условия, у импортеров и потребителей будет стимул к  тому, чтобы выбирать иностранного поставщика, предлагающего самую  низкую цену.

Считается, что РНБ защищает более слабые государства от дискриминации  и практики "разорения соседа”  со стороны экономически более развитых государств.

РНБ помогает обеспечить выполнение правил, установленных многосторонними  соглашениями, повышая издержки, которые  несет страна-член в случае отступления  от своих обязательств. Если какая-либо страна поднимает тариф, она обязана  применять этот измененный тариф  ко всем странам - членам ВТО, что увеличивает  политический проигрыш от данной меры.

РНБ позволяет снизить  издержки, связанные с нормотворчеством. Выработка множества двусторонних соглашений в процессе переговоров  может обернуться очень большими затратами.

РНБ помогает свести до минимума транзакционные издержки, поскольку  устраняет необходимость для  пограничных таможенных служб устанавливать  происхождение товаров.

В отсутствие РНБ у государств может появиться стимул к объединению  в замкнутые, дискриминационные  международные группы. Это может  вызвать трения между странами, принадлежащими и не принадлежащими к таким группам. Выдвигают два вида контраргументов.

Во-первых, правило об РНБ  несет в себе потенциальные издержки, связанные с тем, что договоренности, достигнутые одними странами, могут  быть обращены в свою пользу другими. То есть у стран может быть стимул не присоединяться к соглашению, рассчитывая на преимущества без каких-либо обязательств.

Во-вторых, развивающиеся  и более бедные страны претендуют на "преференции”, которые должны способствовать ускорению их экономического роста.

Развивающиеся страны берут  на себя в основном те же обязательства, что и экономически развитые страны, но в большинстве соглашений содержится положение о так называемом специальном и дифференцированном режиме. Согласно этим положениям, развивающимся странам предоставляется более длительный переходный период и более гибкий режим; СИД также предусматривает не носящие обязательного характера "максимальные усилия” со стороны экономически развитых стран. На конференции министров было принято решение, согласно которому экономически развитым странам надлежит ускорить реализацию обязательств по доступу на рынки для товаров, экспортируемых из наименее развитых стран, и заявлено о необходимости оказания им технической помощи.

 

Глава 2. Россия и ВТО

2.1 Цели и процесс  присоединения России к ВТО

 

Членами Всемирной торговой организации на сегодняшний день являются уже 159 государств мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это значит, что практически  любое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие  в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. И Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

получение лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения иностранных товаров, услуг  и инвестиций на российском рынке;

Информация о работе Присоединение России к ВТО: возможности и вызовы для отечественных компаний