Присоединение России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.77 Кб (Скачать файл)

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как  сочетание позитивных итогов с  обязательствами,  которые  еще  предстоит  выполнить.

Среди позитивных итогов следует  выделить следующие:

-  реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше  50  документов  —  соглашений,  решений, деклараций, протоколов и пр.);  

-  разрешение  торговых  споров  (создан   уникальный   и   достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная  часть  поданных  в  ВТО жалоб была урегулирована без обращения в  высший  арбитражный  орган  этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);

- создание апелляционного  органа;

- расширение числа членов  организаций;

-  торговля  и  окружающая  среда  (ВТО  разработала  широкомасштабную программу деятельности в этом направлении).

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах  сферы  услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц,  предоставляющих  услуги,  морское  судоходство.  Хотя  первоначально установленные сроки прошли, но диалог  продолжается  и  может  привести  к взаимоприемлемой договоренности. На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в  декабре  1996  г.  в  Сингапуре,  были  определены  перспективные  цели Всемирной торговой организации.

В качестве  основной  цели  следует  выделить  либерализацию  торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании этой  цели.  Одна группа  стран  не  проявляет   заинтересованности   в   увеличении   своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда,  тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение  таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли  профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать  технические  стандарты  и  упростить  правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде  о  том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных  обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить  рассмотрение  проблем  взаимосвязи торговли и  окружающей  среды,  регулирования  инвестиций  и  конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

В области регулирования  инвестиций главная задача состоит  в разработке многосторонних правил,  подобно  существующим  многосторонним  правилам  в торговле. В дополнение к мерам  в  отдельных  секторах  необходим  всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения  ее  основополагающие  принципы   —   режим   наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал  бы  требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается в  том,  что  в  отдельных  странах  до  сих  пор существуют несовместимые, и даже дискриминационные  национальные  режимы  в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо  обеспечить  действительно  многосторонний  подход  к  этой проблеме, который бы принимал во внимание  не  только  роль  инвестиций  в международной  торговой  системе,  но   также   общую   заинтересованность индустриальных  и  развивающихся  стран  в  благоприятном   инвестиционном климате.

Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей:

Основной выгодой здесь  считается понижение стоимости  жизни за счет снижения протекционистских  торговых барьеров.

- понижение стоимости жизни;

Самая очевидная  выгода свободной торговли для потребителя  – это понижение стоимости  жизни за счет снижения протекционистских  торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые  товары и услуги, но и отечественная  продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Система ВТО, поощряет конкуренцию  и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная  реформа торговли текстилем и  одеждой в рамках ВТО, которая  завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем  импорта.

- более широкий выбор  товаров и услуг;

Более широкий  выбор товаров и услуг –  также несомненное преимущество свободной торговой системы для  потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются  новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной  продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления  в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в  целом.

Выгоды ВТО  для экономики страны в целом: Экономические выгоды:

- повышение  доходов;

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной  торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы  и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность  или же переключиться на новые  виды деятельности.

- повышение  занятости;

Развитие  торговли ведет в долгосрочной перспективе  к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе  потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий  с импортными производителями практически  неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение  торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при  ограничении импорта приводит к  повышению цен на нее и негативно  отражается на объемах продаж, а  в конечном итоге и на количестве рабочих мест.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности:

Применение принципов  ВТО позволяет повысить эффективность  внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как  следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров  и повышают товарооборот. Недискриминационный  подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение  – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме  прямых иностранных инвестиций, создает  дополнительные рабочие места и  повышает благосостояние населения в целом. 

Политические  выгоды:

Помимо экономических  выгод от более свободной внешней  торговли, государство получает и  определенные политические выгоды.

- защита от  лоббирования;

У правительства  появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных  отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой  не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический  рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе  ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных  ее частей, что помогает избежать искажений  конкурентной среды.

Борьба с  коррупцией:

Система свободной  торговли также создает предпосылки  для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения  позитивных изменений в законодательную  систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для  общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы  безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации  также оказывают положительное  влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного  принятия решений и обмана.

Выгода системы  ВТО для взаимоотношений между странами:

- обеспечение равных шансов для всех участников;

Система ВТО  уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности  экономического диктата более крупных  государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

- эффективный механизм разрешения споров;

Система ВТО  создает эффективный механизм для  разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим  себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый  в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения  страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем  пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует  не о нарастании напряженности в  мире, а скорее об укреплении экономических  связей и увеличивающемся доверии  стран к данной системе разрешения разногласий.

- укрепление международной стабильности;

Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим  образом:

- создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  прозрачность их внешнеэкономической  политики;

- доступ к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и, следовательно, устранение  дискриминации;

- возможность реализации  своих текущих и стратегических  торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  многосторонних торговых переговорах  (МТП) при выработке новых правил  международной торговли.

При анализе возможных  последствий членства в ВТО нельзя ограничиваться только перечнем преимуществ, декларируемых самой организацией[3]. Перечисленные выше экономические выгоды в большинстве своем вытекают из преимуществ либерализации внешней торговли, рассматриваемых экономической теорией. «Отождествление процессов, протекающих в рамках ГАТТ (ВТО), с движением в сторону растущей либерализации мировой торговли стало в послевоенный период настолько общим местом, что в аудитории, не состоящей сплошь из профессиональных экономистов, часто приходится делать оговорку, что глобальный многосторонний механизм либерализации не является единственным способом достижения большей открытости экономики»[4]. А что можно сказать об альтернативных механизмах? Прежде всего, это односторонняя либерализация или, иными словами, национальная политика внешней торговли, направленная на либерализацию последней. Эта альтернатива обладает одним бесспорным преимуществом: она позволяет ориентироваться на оптимальный для национальной экономики режим внешней торговли, не связанный с необходимостью учитывать встречные требования со стороны партнеров по внешнеэкономической деятельности. Действительно, если рекомендации ВТО или других партнеров по либерализации так полезны для национальной экономики, что мешает принять их в одностороннем порядке? Зачем связывать себя обязательствами? Проблема возникает, если национальное правительство руководствуется не столько национальными интересами, сколько интересами поддерживающих его бизнес-сообществ, лоббирующих свои интересы. Тогда, действительно, следование нормам ВТО может уберечь от опасности коррупции и лоббирования на национальном уровне. Однако эта оговорка не отменяет отмеченного выше преимущества односторонней либерализации, а скорее заставляет более внимательно относиться к мотивам, лежащим в основе внешнеторговой политики.

Информация о работе Присоединение России к ВТО