Присоединение России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.77 Кб (Скачать файл)

В противоположность односторонней  либерализации любое многостороннее соглашение - глобальное или региональное - предполагает существенное ограничение  национального суверенитета во внешнеэкономической  сфере. С одной стороны, участники  соглашения могут стремиться реализовать в его рамках внутриэкономические приоритеты (оптимизационная координация), с другой, соглашение может быть направлено на поддержание эффективного и стабильного международного экономического режима (режимная координация). В первом случае национальное правительство стремится достичь наилучшего состояния с учетом как собственных интересов, так и интересов партнеров по соглашению. Режимная координация, напротив, предполагает отказ национальных правительств от достижения оптимальной стратегии в пользу поддержания оговоренного соглашением порядка.

Большинство существующих региональных соглашений относятся к первому  типу координации, глобальная же координация  склоняется к обеспечению порядка, опирающегося на строго определенные правила. Таким образом, существуют конкурирующие типы многосторонней либерализации внешней торговли, и неудивительно, что представители  ВТО рассматривают региональные группировки как "игроков" с  потенциально конкурирующими целями. Между тем в последние годы отмечается усиление значимости региональных групп (ЕС, страны Юго-Восточной Азии), а в современной экономической  литературе признается факт, что принятие решений в рамках ВТО все больше зависит от процессов, протекающих  в региональных блоках. Это и понятно: в рамках регионального соглашения легче прийти к общему решению  вследствие меньшего числа участников, а на уровне ВТО эти участники, де-юре независимые и обладающие правом голоса, де-факто действуют  согласованно, склоняя чашу весов  в ту или иную сторону. Отсюда видно, что региональные соглашения действительно  представляют собой реальную и действенную  альтернативу таким глобальным организациям, как ВТО, и заслуживают внимания при выборе стратегии либерализации  внешней торговли.

Другие поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ  членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического рынка. Как  утверждает экономическая теория, свободная  торговля оптимальна для достижения наиболее эффективного использования  ограниченных ресурсов, а существование протекционизма обусловлено, скорее всего, политическими факторами. Эти факторы влияния можно представить в виде своеобразного рыночного взаимодействия, где предметом торгов являются мероприятия экономической политики, "спрос" предъявляют избиратели, лоббисты, а "предложение" обеспечивают политики и чиновники. На таком рынке мероприятия экономической политики обмениваются на факторы политической поддержки, начиная от голосов избирателей и заканчивая взятками.

Уже отмечалось, какие опасности  для внешнеэкономической политики могут возникать на национальном политическом рынке, а также влияние  региональных политических рынков на принятие решений в ВТО. А как  работает глобальный политический рынок, институтом которого является эта организация? По большому счету, механизм взаимодействия участников глобального политического  рынка не отличается от процессов, происходящих на национальных политических аренах. Здесь также отстаиваются протекционистские  интересы, причем умение "расталкивать локтями" имеет, возможно, даже большее  значение, поскольку за интересами конкретных компаний-лоббистов стоят  национальные правительства с различным  потенциалом политического давления [5].

Это проявляется как в  содержании вопросов, обсуждаемых в  ВТО, так и в определении правил глобального экономического режима. По сути, на повестке дня в переговорах  ВТО - постоянное обсуждение взаимных уступок в отношении доступа  к рынкам. Причем возможности влияния  часто определяются не экономическим, а политическим потенциалом сторон. В этом смысле политически слабые участники чаще проигрывают. Сами правила  урегулирования споров также являются результатом взаимодействия разных групп игроков с различным  политическим весом, и, таким образом, нельзя гарантировать беспристрастности  принимаемых политических норм. Все  это заставляет более внимательно  относиться к перспективам вступления в ВТО и задуматься над вопросом, сможет ли Россия успешно конкурировать  на политическом рынке ВТО.

 

 

2 Анализ процесса присоединения России к ВТО

 

2.1 Цели вступления России  в ВТО

 

Вступление  России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3)[6] внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.

С началом периода рыночных форм в экономике Россия обозначила желание вступить в международную  торговую систему. Уже с начала 1990-х  годов после распада СЭВ и  Советского Союза во внешнеэкономических  связях России произошли существенные изменения. В качестве основного  инструмента регулирования внешней  торговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидирована государственная  монополия внешней торговли, предприятия  получили доступ на мировой рынок, в  качестве основных торговых партнеров  Россия получила ведущие страны Запада и ближайших соседей по СНГ.

В связи с  либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение  России на мировом рынке. От либерализации  внешней торговли выиграли прежде всего  продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать  их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить как минимум аргумент о "проедании" природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.

Однако попытка изменить ситуацию связана с огромными  трудностями. Можно сказать, что  внешнеэкономическое положение  России определяет вызов ее будущему, а возможности страны адекватно  ответить на этот вызов - предмет постоянных дискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например, кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может быть реализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающей промышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичных производств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций в условиях, когда их фактически нет, во втором - сохранение качества человеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем, что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителям извне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, в нескольких направлениях.

Одним из самых дискуссионных  вопросов в этой связи является вступление России в ВТО.

Имеются предпосылки  для интеграции России в мировое  хозяйство. В долговременном плане  наиболее убедительны потенциальные  возможности и перспективы России. Имеются в виду те области, которые становятся движущей силой преодоления кризиса и будущего развития. Россия обладает экономическим потенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классу стратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. Население страны характеризуется, в целом, достаточно высоким уровнем образованности, среди работающих большой удельный вес квалифицированных специалистов. Продвижению России в мировое хозяйство способствует улучшение отношений с западными странами. Движение России по пути к интеграции в международную торговую систему зависит от решения накопившихся проблем в области внутренней экономики и внешнеэкономических связей. Для России действительно необходимо восстановление экспортного потенциала за счет быстрого технического переоснащения добывающих отраслей, поскольку оно позволяет обеспечить необходимые валютные поступления. Затем необходимо провести постепенную, но достаточно быструю модернизацию промышленности. Решение этих задач тесно связано с созданием цивилизованной внешнеэкономической системы инструментов, которая обеспечит вступление России в международные экономические организации, в частности, ВТО.  

Особенности положения, в котором находится  сегодня Россия и с учетом которого должна вырабатываться ее политика, состоят  в следующем:

Россия единовременно  решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему  мирохозяйственных связей;

- исторически  сложившиеся хозяйственные связи  с бывшими советскими республиками  требуют развития экономической  интеграции в рамках СНГ;

- предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;

- экономика России нуждается в интенсивной структурной перестройке, которая способствовала бы повышению ее технологического уровня и созданию конкурентоспособных производств.

Присоединяясь к ВТО, вместе с обязательствами  Россия получит права, которые дадут  ей возможность защищать свои внешнеторговые интересы на мировом рынке. Кроме того, это даст положительный импульс сложному процессу интеграции России в мировое хозяйство.

Для России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно, она не сможет пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех  пор, пока не будет являться полноправным членом системы. Но даже не начальной  стадии положительный эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки, так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате “уругвайского” раунда”.[7] Улучшение атмосферы мировой торговли должно стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения наибольшей пользы из конкуренции.

Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества смогли бы вновь  сделать эту отрасль ведущей  силой в экспортной торговле России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ, начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной  из крупнейших областей роста российской экономики, чей потенциал по части  экономического подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае с сельским хозяйством, более стабильная международная  среда может лишь ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и  другие, получат дополнительные возможности  расширенного доступа к рынку  и юридической защищенности. Став членом ВТО, Россия сможет воспользоваться  всеми предоставляемыми членам ВТО  торговыми преимуществами, одобренными  участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках многосторонних переговоров.) Она получит право  экспорта своей продукции и услуг  на рынки стран ВТО при размере  пошлин и уровне обязательств, согласованных  на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения, которые будут  распространяться почти на 100% российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[8] Россия получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Участие в  ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие:  

 - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; 

- доступ к  международному механизму разрешения  торговых споров; 

- создание  более благоприятного климата  для иностранных инвестиций в  результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 

- расширение  возможностей для российских  инвесторов в странах-членах ВТО,  в частности, в банковской сфере;  

- создание  условий для повышения качества  и конкурентоспособности отечественной  продукции в результате увеличения  потока иностранных товаров, услуг  и инвестиций на российский  рынок; 

- участие  в выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных  интересов; 

- улучшение  имиджа России в мире как  полноправного участника международной  торговли.

Задача ведущихся  переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

2.2 Влияние вступления в ВТО на российскую экономику

 

В настоящее время достаточно распространено мнение, что российский бизнес не готов к вступлению в  ВТО и нужно повысить уровень  протекционизма, чтобы дать бизнесу  возможность подготовиться. Концепция, что бизнес сможет подготовиться  базируется на так называемой теории «зарождающихся отраслей»: новые отрасли, в которых силен эффект «обучения  в процессе производства», лучше  и быстрее развиваются в том  случае, когда у них есть большой  рынок сбыта, позволяющий в полной мере использовать эффект отдачи от масштаба. Считается, что именно такая политика позволила Японии и странам Юго-Восточной  Азии осуществить скачок в своем  развитии. К сожалению, в большинстве  стран, которые пытались повторить  этот опыт (Латинская Америка, Индия), протекционистская политика не принесла желаемых результатов. В частности, попытка использовать тарифы, чтобы  дать национальным предприятиям повысить свою конкурентоспособность в условиях ограничения международной конкуренции, была предпринята в России в конце XIX века. Тарифы были повышены в связи  с неготовностью предприятий  к функционированию в условиях свободной  торговли. Но так как у предприятий  не было стимулов совершенствовать свою конкурентоспособность, Россия не смогла преодолеть своей технологической  отсталости от Запада с помощью политики протекционизма. Подобная картина наблюдалась  и в 90х годах: десятилетний опыт закрытия банковского сектора в связи с его «неразвитостью» способствовал сохранению «недоразвитости» этого сектора.

Информация о работе Присоединение России к ВТО