Приватизация: её сущность и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

В данном реферате, будет рассматриваться достаточно важный вопрос в рыночной экономике России – это приватизация, ставшая одним из самых главных элементов российских рыночных реформ. На мой взгляд, анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие большое значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Даже сейчас по разному трактуется слово «приватизация» его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность приватизации…………………………………………………….5
2.Цели приватизации………………………………………………………….7
3.Пути приватизации………………………………………………………….8
4.Ход приватизации в России: этапы, способы и результаты………………9
5.Методы приватизации………………………………………………………12
6.Модели приватизации……………………………………………………….13
7.Плюсы и минусы приватизации…………………………………………….16
8.Перспективы приватизации…………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

 

  Передача собственности  на государственное имущество  сложившимся коллективам предприятий  несовместима с рыночным механизмом  отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому  в схеме приватизации, реализуемой  через аренду с выкупом государственного  имущества, закрепляется нерыночный  результат – долговременная консервация  прямого соединения собственников  с имуществом. В основе выбора  именно этого способа лежит  критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

 

  Основным способом  приватизации (в начале этого  процесса) являлась продажа имущества  предприятий по конкурсу или  на аукционе.

 

  Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества  стало набирать темпы со второй  половины 1992 г. и стало в России  наиболее распространенной формой  перехода к приватизации предприятий.  В соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации все  предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн.  рублей, могут быть (по желанию  трудового коллектива) приватизированы  путем преобразования в открытые  акционерные общества.

 

 Приватизация муниципального  имущества по количественным  показателям наиболее активно  проходила в 1993 г. Способом  приватизации объектов муниципальной  собственности  преимущественно  является продажа на открытых  аукционных торгах и выкуп  арендованного имущества. Для  приватизации муниципальных предприятий  характерен и большой удельный  вес средств, поступающих от  продажи на аукционе, по конкурсу  по сравнению со средствами, поступающими  от продажи акций.

 

  Одной из форм становится  так называемая «парциальная»  приватизация, предлагаемая многими  комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное)  предприятие в таком случае  ликвидируется, а имущество вносится  в качестве вклада во вновь  создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества  становятся члены трудового коллектива  и сторонний инвестор. К развитию  подобных способов приватизации  подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией  недвижимости в городах.

 

  Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации становится  банкротство государственных и  муниципальных предприятий. На  этапе денежной приватизации  передача обанкротившегося предприятия  кредиторам превращается в одну  из форм приватизации с привлечением  инвестора. Однако банкротство  как способ приватизации не  получит в России широкого  распространения. Оно будет применено  для 700-800 средних предприятий,  включая их переход в руки  кредиторов. Управления по делам  о несостоятельности (банкротстве)  будут заниматься предотвращением  банкротств тех государственных  предприятий и акционерных обществ,  где высока государственная доля  в уставном капитале.

8.Перспективы приватизации

 

Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

 

Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру  бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий) .

 

Социальная структура  бизнеса раскрывает стратификацию  субъектов, вовлеченных в отношения  предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

 

Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики  в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура  отражает степень дифференциации и  специализации отраслей народного  хозяйства и специфику экономических  взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между  территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики  выражается в определенной совокупности первичной и производных от них  хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации  образующих эти системы вещественных и личных элементов.

 

Становление структуры российского  бизнеса характеризуется нарастанием  многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая  иерархичность государственного предпринимательства  сменяется слабой экономической  иерархичностью, которая постепенно усиливается.

 

Структурам предпринимательства  присуща эластичность, обуславливаемая  общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена  организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с  новыми функциями.

 

В настоящее время значительна  эластичность социально-экономической  структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевые и  региональные структуры предпринимательства.

 

Качественные изменения  в структуре предпринимательства  могут быть обусловлены двумя  процессами. Во-первых, появлением качественно  новых элементов (например, частных  предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор) ; во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов  определенного вида (например, малых  предприятий, товариществ, банков, бирж) .

 

Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение  инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного  рынка ценных бумаг.

 

На очередном этапе  приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих  способов приватизации целесообразно  сначала провести реорганизацию  большинства оставшихся государственных  предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее  время уже сложились условия  для перехода к оригинальным моделям  приватизационного процесса в регионах.

 

Программы приватизации, принимаемые  государственными органами различных  уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия  на сужение сферы приватизации и  ограничение ее форм.

 

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных  обществ.

 

Весьма сложной в теоретическом  и практическом плане проблемой  является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных  участков в ценах 1992 г. ; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного  процесса в регионах.

 

Реформирование механизма  приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим  способом приватизации должна стать  продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к  индивидуализации условий реорганизации  оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее  слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты) .

Заключение

 

В данном реферате, мною было сделано несколько выводов.

 

В результате проведенной  в постсоциалистических странах  приватизации коренным образом изменилась структура собственности: преобладающей  стала частная собственность  в корпоративной и индивидуальной форме, а также смешанная государственно – частная собственность на приватизированных  предприятиях. Также опят рыночных преобразований показал, что  смена  формы собственности не влечет за собой автоматическое повышение  эффективности хозяйствования. Все  большую роль играет создание конкурентной среды и достижение макроэкономической стабилизации, что ведет к установлению жестких бюджетных ограничений.

 

С переходом к рыночным отношениям государственные и приватизированные  предприятия проводят реструктуризацию, то есть комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности  и экономической эффективности.

 

Особенностью частного сектора  в российской экономике является неопределенность отношений собственности, когда контроль над предприятием принадлежит не формальным акционерам, а группам частных лиц, осуществляющих руководство как законным, так  и незаконным.

 

 

В экономике России сложилось  преобладание крупного бизнеса, тесно  связанного с властными структурами, что было вызвано преобладанием  крупных и сверхкрупных государственных  предприятий, которые в ходе приватизации перешли в частные руки. Малый  бизнес не получил в экономике  России значительного развития из-за неблагоприятных условий (трудности  регистрации, высокие налоги, коррупция  и отсутствие эффективной государственной  издержки).

Список используемой литературы

1.Советский энциклопедический  словарь. А.М.Порохов.

 

2.Учебник для ВУЗОВ  «Экономическая теория» С.С.Носова.

 

3.«Приватизация – национализация: российские альтернативы»            В.П.Воротников, М.Г.Анохин. 

 

4.«Экономика» издание  4-е. под редакцией доктора экономических    наук профессора А.С.Булатова.

 

5.Статья из газеты «Россия  и современный мир» М.А.Дерябина.

 

6.Учебник «Экономическая  теория» А.И. Попов.

 

7.«Экономическая теория: ключевые вопросы» Г.М.Гукасьян.

 

8.«Приватизация по правилам: вопросы и ответы» В.И.Каспин, И.А.Острина.

 

9. «Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в РФ» М.Юстицинформ.

 

10. «Государственное регулирование  отношений собственности и приватизация  государственного имущества- основа  экономических реформ в России»  В.П.Шупыро.


Информация о работе Приватизация: её сущность и цели