Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
Мировой опыт приватизации
Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Курсовая работа: 31 страница, 15 источников, 1 таблица, 1 приложение.

Объектом исследования является - процесс приватизации в  Республике Беларусь.

Цель работы - на основании  литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.

В процессе работы были изучены  следующие вопросы:

  • сущность, цели и основные принципы приватизации;
  • организация приватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимости объектов приватизации;
  • сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
  • приватизация и ее роль в преобразовании собственности;
  • мировой опыт приватизации;
  • этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
  • проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

  1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
    1. Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
    2. Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
    3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
    4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
  2. Мировой опыт приватизации
    1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
    2. Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
  3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
    1. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
    2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
    3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………...29

Приложение 1 ………………………………………………………..……………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная  приватизации государственной собственности  является актуальной.

В последние годы правительства  более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Приватизация означает смену государственной формы  собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими  соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и  сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным  схемам и имеет свои специфические  особенности в зависимости от доли государственной собственности  в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

  • изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
  • изучить организацию приватизации;
  • изучить методы и способы приватизации;
  • изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
  • проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
  • изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
  • выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
  • изучить причины медленной приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и экономическое содержание разгосударствления  и приватизации государственной собственности

 

1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления

 

Разгосударствление –  процесс отстранения государства  частично или полностью (в том  числе путем приватизации) от функций  непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.

Разгосударствление экономике  в нашей республике – это процесс  формирования многоукладной, смешанной  экономики, децентрализация управления. Освобождение государства от функций  прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике,  уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.

Основными формами разгосударствления являются:

- аренда государственных предприятий;

- преобразование госпредприятий  в акционерные общества;

- ограничение вмешательства государства в управление собственностью [4, с.46].

Процесс разгосударствления основывается на следующих принципах: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Основными способами  разгосударствления являются:

  • сокращение доли государственного сектора в экономике;
  • уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
  • либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
  • переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;
  • денационализация собственности.

Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

 

1.2. Сущность, цели  и основные принципы приватизации

 

Под приватизацией следует  понимать процесс передачи права  собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними[15, с.56-66].

К главным целям приватизации, следует отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения[12, с.97-105].

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь