Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
Введение……………………………………………………………………………...4
Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
Мировой опыт приватизации
Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…
Приватизация государственной
собственности в настоящее
Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.
2. Мировой опыт приватизации
2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.
Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:
Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2-3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».
Вслед за Великобританией
Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20 %.
Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.
Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.
Процессы смены собственников в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве случаев проводились на платной основе через разные формы купли-продажи имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».
В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.
Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями .
В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.
В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т. д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.
В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.
Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в странах с традиционной и развитой рыночной экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.
На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991-1992 г.г. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.
К настоящему времени согласно указам
президента Украины «О неотложных мерах
по ускорению реформирования аграрного
сектора экономики» (декабрь 1999г . и
январь 2001 г.) созданы новые
В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.
В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.
В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли.
В США – примерно 30% составляет государственная форма собственности на землю и 70% - частная, включая кооперативную.
Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать вывод, что наиболее жизнеспособными и эффективными в современном сельскохозяйственном секторе экономики большинства рыночных стран являются акционерные общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства [11].
2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации
В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.
Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа явилось устранение государственной монополии в экономике.
Задача второго этапа
– создание условий для повышения
конкурентоспособности
Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов.
Приватизация земли – означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю с наделением земельными паями жителей сельской местности.
Существует несколько способов приватизации земли:
Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь