Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
Мировой опыт приватизации
Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Приватизация государственной  собственности в настоящее время  осуществляется в основном следующими способами:

    1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
    2. продажа акций, принадлежащих государству;
    3. продажа объектов государственной собственности на аукционе;
    4. продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
    5. безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

2. Мировой опыт  приватизации

 

2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах

 

Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.

Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:

  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  2. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  3. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  4. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну[6, с.29].

Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности  была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2-3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».

Вслед за Великобританией активизировались процессы приватизации госимущества во Франции, Австрии, Мексике, Японии и  ряде других стран.

Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20 %.

Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.

Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.

Процессы смены собственников в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве случаев проводились на платной основе через разные формы купли-продажи имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».

В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.

Практически единственным примером быстрой  и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями .

В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т. д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.

В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.

Причины, особенности, масштабы и итоги  проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в  странах с традиционной и развитой рыночной  экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.

На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991-1992 г.г. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.

К настоящему времени согласно указам президента Украины «О неотложных мерах  по ускорению реформирования аграрного  сектора экономики» (декабрь 1999г . и  январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% - сельхозкооперативы, 21% - частные предприятия, 5% - крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% - другие виды предприятий.

В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.

В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.

В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли. 

В США – примерно 30% составляет государственная форма собственности на землю и 70% - частная, включая кооперативную.

Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать  вывод, что наиболее жизнеспособными  и эффективными в современном  сельскохозяйственном секторе экономики большинства рыночных стран являются акционерные общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства [11].

 

2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации

 

В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.

Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа явилось устранение государственной монополии в экономике.

Задача второго этапа  – создание условий для повышения  конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции  предприятий, притока инвестиций. Для  этого необходимо:

  • завершение создания соответствующей законодательной базы;
  • увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики;
  • создание полноценных рынков ценных бумаг;
  • налаживание работы чековых и других инвестиционных фондов.

Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов.

Приватизация  земли – означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Существует несколько  способов приватизации земли:

  • возвращение земли б<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь