Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
проанализировать мировой опыт проведения приватизации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
Мировой опыт приватизации
Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия  в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

Контроль за разработкой  и координацией программ приватизации объектов государственной собственности  осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана  Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.

В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:

  • сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается;
  • право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
  • определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
  • предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
  • контроль за ходом приватизации со стороны государства[3].

В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности  процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы  частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д [12,с 97-105].

 

1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации

 

Объектами приватизации являются:

  • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;
  • государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;
  • государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
  • доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.  

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:

  • граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
  • юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • иностранные инвесторы[1].

Не подлежат приватизации:

  • предприятия оборонного комплекса;
  • объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
  • естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
  • казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета) [3].

В мировой практике приватизации государственной собственности  известны два метода ее осуществления  – возмездный и безвозмездный.

В РБ выделяют следующие  методы приватизации:

- возмездный (выкуп государственного имущества);

- безвозмездный (бесплатная  передача госимущества);

- передача собственности  трудовым коллективам;

- раздача гражданам  республики при помощи приватизационных чеков.

Возмездный метод – это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

- обеспечивает появление  частного собственника;

- дает государству  дополнительные средства;

- создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и  открытая.

Закрытая продажа предусматривает  продажу предприятий персоналу  и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет  участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод  – это приватизация в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с  Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который  определяет, что акции открытых акционерных  обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) – это  ценная бумага на предъявителя, которая  дает их владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых  предприятий и право получения  дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Выдача приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Другие способы безвозмездной  приватизации допускаются только с  разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь[6, с.21-38].

 Необходимо отметить, что использование этих методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности  должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.

Третий подход основан  на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
  • свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
  • предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов государственной  собственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у  населения и у предприятия, и  приватизация может затянуться на многие годы.

В тоже время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

  • вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
  • расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
  • позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
  • является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

Поэтому был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

 

1.4. Финансовые  источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации

 

Объекты приватизации могут  быть приобретены за счет любых имеющихся  в соответствии с законодательством  у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти  источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том,  что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств  являются:

  • средства предприятия;
  • часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
  • остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
  • чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • собственные средства негосударственных юридических лиц;
  • заемные и привлеченные средства;
  • кредиты государственных коммерческих банков;
  • кредиты других предприятий и организаций;
  • средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • личные средства субъектов приватизации;
  • именные приватизационные чеки;
  • средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
  • иностранные инвестиции [9].

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь