Приватизация и возможность ее использования в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности приватизации, ее проблем, методов, и, исходя из темы, возможности использования приватизации в Беларуси.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Сущность и экономический смысл приватизации ………………… 4
2. Типы, методы и способы приватизации ……………………………. 8
3. Возможность использования приватизации в Беларуси …………..14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ……………………………………... 21
Приложение ………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 115.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и способы приватизации

Методы приватизации:

Возмездный (выкуп государственного имущества);

Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

- Передача собственности  трудовым коллективам;

- Раздача гражданам республики  при помощи приватизационных  чеков.

Возмездный метод —  это передача государственных предприятий  в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся  государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

·     обеспечивает появление частного собственника;

·     дает государству дополнительные средства;

·     создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который 
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи  предприятий: закрытая и открытая.

Закрытая продажа предусматривает  продажу предприятия персоналу  и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой  недостаток закрытой продажи состоит  в том, что у администрации  предприятия сохраняются все  возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность  по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет  участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и  иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный  бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков  отмечается отсутствие достоверной  информации о стоимости приватизируемых  предприятий.

Безвозмездный метод —  это приватизации в результате распределения  государственной собственности  среди населения страны. Она имеет  место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает  значительным капиталом, а прилив  иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Необходимо отметить, что  использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности  на основе трех подходов.

Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.

Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как  достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

·     обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» 
действие законов рыночной экономики;

·     свидетельствует    о    заинтересованности    покупателя    в    приобретении 
собственности и формирует ответственного хозяина;

·     уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;

·     представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;

·     дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, 
способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.

В то же время осуществление  приватизации методом безвозмездной  передачи (раздела) государственного имущества:

·     вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную 
напряженность,    но   такое   уравнительное    распределение    не    является 
«двигателем» рыночной экономики;

·     расширяет   круг   потенциальных   собственников   из   числа   не   только 
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым 
хозяйствованием или просто «проедят»;

·     позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост 
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать 
всех собственниками средств производства,  ведь  есть  и  другие,  более 
надежные средства социальной защиты людей;

·     является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

 
Приватизация государственной собственности  в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1.    Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

2.    Продажа акций, принадлежащих государству;

3.    Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

4.    Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

5.    Безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой  продукции, финансового состояния  предприятий и т.д.

Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о  выкупе имущества и может быть использован для объектов малых  и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости  выкупаемого имущества может  быть оплачено именными приватизационными  чеками, а остальная часть —  деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку  в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии  внесения первоначально не менее 30% стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное  в аренду государственное имущество  переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого  имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие  преобразуется в соответствии с  законодательством в открытое акционерное  общество или же в установленном  порядке возвращает это имущество  арендодателю.

Способ продажа акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий  крупного и среднего размеров с высокой  ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно  возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы  услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции  первой эмиссии работникам данного  предприятия и другим субъектам  приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:

·     продажу акций на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной 
стоимости) членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в 
течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций, но не позднее  восьми  месяцев  со  дня  принятия  решения  о  создании  ОАО. Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на одного покупателя;             

·     конкурсную продажу акций юридическим и физическим лицам, которые 
представили    инвестиционные    предложения    по    развитию    открытого 
акционерного общества, на конкурсах и аукционах.

Под обменом акций на именные  приватизационные чеки «Имущество»  понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов  преобразованных предприятий и  приравненных к ним лицам за имеющиеся  у них чеки. Акции, приобретенные  у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение  периода безвозмездной приватизации.

Продажа государственного имущества  по конкурсу или на аукционе целесообразна  для средних и малых предприятий  торговли, общественного питания, сферы  услуг, а также для небольших  промышленных и строительных предприятий.  

Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом  в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется  выполнения каких-либо условий (аукцион  без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом  приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в  ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта госсобственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом  в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом  приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует  установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую  цену.

При продаже на аукционе с  условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых  задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса  или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается  в размере одной минимальной  заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить  определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную  деятельность предприятия и выполнить  другие условия договора купли-продажи  этого объекта.

Долю государственной  собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного  органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть  государственной собственности  определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают  имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты  социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.

Большинство из названных  способов приватизации уже широко использовались в практике преобразования отношений  собственности, но предполагается, что  в перспективе основными будут  — продажа акций государственных  открытых акционерных обществ и  госимущества на аукционе и по конкурсу.

 

  1. Возможность использования приватизации в Беларуси

Плюсы и минусы приватизации 

Анализ организации приватизационного  процесса в белорусской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости  основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к порядку  согласования планов приватизации предприятий  с министерствами (ведомствами) и  ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

Административное установление высоких «заданий» по срокам и  объемам приватизации. 

 Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило  появление проблем, не решенных  в рамках ее начального этапа.  Среди них – порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости. 

  

 Процесс приватизации  предприятий обеспечивает следующие  институты: комитеты по управлению  имуществом и фонды имущества  различных уровней; инвестиционные  фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые  биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы  аукционов, инвестиционных торгов, тендеров. 

 В настоящее время  в Беларуси складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной  модели значительно опережают  создание новой модели государственного  управления экономикой. В результате  возникает организационно-управленческий  вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий  в рыночную среду. 

Информация о работе Приватизация и возможность ее использования в Беларуси