Приватизация и возможность ее использования в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности приватизации, ее проблем, методов, и, исходя из темы, возможности использования приватизации в Беларуси.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Сущность и экономический смысл приватизации ………………… 4
2. Типы, методы и способы приватизации ……………………………. 8
3. Возможность использования приватизации в Беларуси …………..14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ……………………………………... 21
Приложение ………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 115.13 Кб (Скачать файл)

 Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных  решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки  имущества. 

 Процесс приватизации  нуждается в поддержке на двух  уровнях: всего общества и трудового  коллектива конкретного предприятия.  Недостаточная пропаганда идей  приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный  образ приватизационного процесса.  Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.  

 Основным способом  приватизации (в начале этого  процесса) являлась продажа имущества  предприятий по конкурсу или  на аукционе. 

  

 Новым способом приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приватизация в Беларуси (2008-2011г.)

В течение длительного  периода времени выбранная экономическая  модель в Беларуси делала акцент на механизме государственного регулирования  и предпочитала государственную  форму собственности. В то время  конкурентоспособность белорусской  экономики поддерживалась огромными  субсидиями из России, главным образом  из-за несравнимо дешевых энергетических ресурсов – нефти и газа. До 2007 г. Беларусь могла развиваться довольно быстрыми темпами, без каких бы то ни было структурных реформ и, следовательно, белорусские власти игнорировали процесс  приватизации. Постепенно, начиная  с 2007 г., цены на российскую нефть и  газ поднялись из-за ухудшения  белорусско-российских политических отношений. Наряду с уменьшающимися внешнеэкономическими отношениями, приватизация и прямые иностранные инвестиции стали одним  из важнейших направлений экономической  политики.

В 2008 г. была издана официальная  программа приватизации 155 госпредприятий, которые должны были быть проданы  в 2008-2010 гг. Фактически, только семь из этого списка и два дополнительных предприятия были проданы приблизительно за USD 1.5 млрд. В 2011 г. была объявлена  новая программа приватизации касательно 244 госпредприятий на 2011-2013 гг. В соответствии с этой программой правительство  запланировало продать 180 малых и  средних предприятий в 2011 г. В  действительности результаты очень  скромны. Только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму  приблизительно USD 43 млн., 893 существующих предприятий были проданы за общую  сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза –  белорусская газовая инфраструктура и транспортная компания – за USD 2.5 млрд. В начале 2012 г. появился дополнительный список 19 больших госпредприятий, которые  должны быть приватизированы в 2012 г. В конечном итоге, 30 марта 2012 президент  Александр Лукашенко решил, что  детализированные списки по приватизации излишни, и что любое госпредприятие может быть приватизировано, при  условии, что инвестор предлагает высокую  цену за активы, что означает, что  инвестор готов выполнить экономические  и социальные требования (среди прочего  увеличение производственных мощностей  и никаких временных увольнений в течение первых нескольких лет). Согласно закону о приватизации, любое  соглашение о приватизации свыше  суммы USD 50.000 должно быть принято президентом.

Приватизация – сложный  процесс, который нельзя рассматривать  в отдельности от микроэкономической либерализации, макроэкономической стабильности и других институциональных реформ. К сожалению, в белорусской действительности приватизация – скорее автономный процесс, который сведен к сбору  иностранной валюты для того, чтобы  финансировать дефицит текущего баланса и внешний долг. Кажется, что белорусские чиновники не согласны и не разделяют мнения, что, в общем, частная собственность  более эффективна, чем государственная, и что приватизация должна быть нацелена на увеличение эффективности на микроуровне и, следовательно, увеличение конкурентоспособности всей экономики. В 2007-2010 гг. правительство предприняло шаги по улучшению  делового климата и по привлечению иностранных инвестиций. Однако реформы не были достаточно глубокими и были приостановлены, а некоторые и вовсе прекращены во время финансового кризиса 2011 г. Обсуждение в парламенте относительно преимуществ частной собственности и структурных реформ, которое было инициировано  премьер-министром Михаилом Мясниковичем и заместителем премьер-министра Сергеем Румасом, было приостановлено президентом Лукашенко. Таким образом, правительство предпочитает продавать предприятия, только когда есть потребность в наличных деньгах, и это дает привилегии зарубежным инвесторам. С 2009 г. действует специальная система «Инвестиционное соглашение с республикой Беларусь», которая является дискриминационным инструментом, поскольку предоставляет особое положение для зарубежных инвесторов, которые инвестируют больше чем 1 миллион долларов США в Беларусь.

В конце 2011 г. Беларусь подписала  несколько благоприятных соглашений с Россией, которые помогли ослабить дисбаланс в экономике. Власти продали  за USD 2.5 млрд. оставшиеся 50 % акций Белтрансгаза, и таким образом, получили сниженную  цену на импортированный газ, взяли  коммерческий кредит на USD 1 млрд. под  залог 51 % акций «Нафтана» – одного из двух нефтеперерабатывающих заводов  – и подписали кредиты в  размере USD 10 млрд. на строительство  атомной электростанции в 2012-2018 гг. Таким образом, Беларусь еще раз  обеспечила себе выгодные отношения  с Россией, которые эквивалентны более чем 10% ВВП ежегодно. Очевидно, белорусское правительство не будет  вынуждено ускорить процесс приватизации, продавая предприятия только в случае крайней необходимости. Из-за задержки с приватизацией Беларусь уже  отложила одну из выплат, в размере USD 440 млн. Евразийскому банку развития. По условиям ссуды, предоставленной  в 2011 г., Беларусь должна продавать общественные активы на сумму USD 2.5 млрд. ежегодно в 2011-2013 гг.

 

Приватизация в Беларуси (2011-2012г.)

В 2012 году в экономику Беларуси по предварительным прогнозам планируется привлечь $3,7 млрд прямых иностранных инвестиций, из которых $2,5 млрд должны составить поступления от приватизации государственной собственности. Объем поступлений от приватизации в размере $2,5 млрд является одним из условий получения очередного транша кредита ЕврАзЭС.

Самое интересное, что правительство  Беларуси подготовило список претендентов для выполнения плана приватизации в Беларуси в 2012 году, в который вошли так называемые предприятия — «голубые фишки» или, как их еще называют, «фамильное серебро» Беларуси. В данный список вошли 19 предприятий, среди которых ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ». Однако, на совещании у Президента Беларуси, которое состоялось 30 марта и на котором, в принципе, ожидалось одобрение данных списков, одобрения этих самых списков как-раз-таки и не случилось. Президент потребовал пересмотреть подходы к приватизации в Беларуси. Здесь следует особо отметить, что приватизация в Беларуси крупных предприятий, начиная с далекого 1998 года, осуществляется только с одобрения Президента.

Здесь есть несколько причин объяснения очередного затягивания приватизации в Беларуси. Как я уже упоминал выше, приватизация госсобственности на сумму $2,5 млрд в течение трех лет, начиная с 2011 года – это одно из условий получения очередного транша кредита ЕврАзЭС. В 2011 году, когда в белорусской «чудо» экономике случился кризис, власти Беларуси обратились в том числе и к антикризисному фонду ЕврАзЭС для получения кредита с целью стабилизации ситуации в экономике. Именно тогда и были согласованы условия получения данного кредита между Беларусью и антикризисным фондом ЕврАзЭС. Не углубляясь в подробности, скажу, что была составлена, так называемая, матрица условий, выполнение которых является основанием для получения основного очередного транша кредита.

Но властям Беларуси за счет трехкратной девальвации, административных рычагов воздействия на экономику, ситуацию в экономике удалось  стабилизировать. Было достигнуто хрупкое  равновесие. Также в 2012 году за счет получения интеграционных бонусов  от России по нефти и газу выигрыш белорусской экономики можно оценить в размере $3 млрд. Именно за счет этих условий, а также более или менее жесткой монетарной политики Беларуси потребность в кредитах от ЕврАзЭ как бы и отпала. Однако, мы живем все-таки в цивилизованном обществе, и потому, просто так отказаться от выполнения взятых на себя обязательств перед ЕврАзЭ, где главным акционером является Россия, да еще и в свете создания ЕЭП, как бы нельзя. И здесь в силу вступили бюрократические проволочки, упомянутые выше «новые подходы к приватизации в Беларуси».

Но, если говорить о крупных  предприятиях, то торопиться с их приватизацией в Беларуси может и нет большого смысла, но ведь в свете пересмотра подходов к приватизации был заморожен весь процесс продажи госсобственности: как крупных предприятий, так и средних. Хотя в 2011 году, когда процесс приватизации в Беларуси был запущен, казалось, что к властям, наконец-то, пришло понимание необходимости данного процесса. Однако, как мы видим на деле, как только проблем в экономике стало меньше, тогда и приватизация в Беларуси закончилась.

В 2011 году было продано 36 государственных  предприятий на общую сумму $20 млн  долларов. Конечно, это не баснословные деньги, ради которых стоит бросаться  в приватизацию с головой. Но, с  другой стороны, это и есть прямые инвестиции. Причем, как показал 2011 год, основными покупателями являлись как раз-таки белорусские организации, а не какие-то «фирмы из России, которые  хотят Беларусь разграбить». Таким  образом, механизм приватизации в Беларуси, который был уже обкатан в 2011 году и мог стать реальным рычагом для развития экономики Беларуси, приостановлен на неопределенный срок. И хоть кризис 2011 года показал, что командная экономика не является эффективной, белорусские власти упорно не хотят учиться на своих ошибках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы можно  сказать, что приватизация - это переход  государственной собственности  в частные руки (физическими и  юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной  форм собственности в результате принятия правительством программы  социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные  процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие  исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась  в этих странах. В развивающихся  странах приватизация обусловлена  тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в  большом внешнем долге и в  невозможности получения новых  иностранных кредитов, без чего эти  страны не могут нормально функционировать  и развиваться.

 

Можно отметить, что большая  часть приватизированных предприятий  выжила в сложных условиях экономического кризиса и политической неопределенности. Главным фактором тому, в первую очередь будет стремление руководства  предприятий в развитии производства. Большинство экономических связей были налажены по их инициативе, конечно  не без помощи Правительства. Выгодные международные контракты дали возможность  увеличения объемов производства, модернизации оборудования. Вторым фактором стал трудовой коллектив.

 С трудом верится, что в скором времени все вопросы, касающиеся процесса приватизацию, разрешатся сами собой.

Как говорилось выше, в 2011 году, когда процесс приватизации в Беларуси был запущен, казалось, что к властям, наконец-то, пришло понимание необходимости данного процесса. Однако, как мы видим на деле, как только проблем в экономике стало меньше, тогда и приватизация в Беларуси закончилась.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. http://www.all-study.com
  2. http://referat.np.by
  3. http://works.tarefer.ru
  4. http://nmnby.eu/news
  5. http://www.referat-web.ru/content/referat/economy
  6. http://www.belta.by/ru
  7. http://delo.by/news
  8. http://www.ecomyzone.com
  9. http://www.studhistory.ru
  10. http://charter97.org/ru/news

 

 

Приложение

 

План приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы 
За три года планируется приватизировать 245 предприятий, из них: 
в 2011 году - 181, в том числе находящихся в подчинении: 

Минстройархитектуры - 40,  
Минтранса - 35, 
Минпрома - 30,                                                  
"Беллесбумпрома" - 20,                                                 
Минэнерго - 18, 
"Белгоспищепрома" - 10, 
"Беллегпрома" - 8, 
Минторга - 6, 
Минкультуры - 6, 
"Белнефтехима" - 4, 
Минсвязи - 3, 
Минобразования - 1; 
 
в 2012 году - 48, в том числе находящихся в подчинении: 
Минтранса - 26, 
"Беллегпрома" - 6, 
Минпрома - 4, 
Мининформации - 3,  
Минторга - 3, 
Минсвязи - 2, 
"Белгоспищепрома" - 2, 
Минстройархитектуры - 1,  
Минприроды - 1; 
 
в 2013 году - 16,  
все - в подчинении Минтранса


Информация о работе Приватизация и возможность ее использования в Беларуси