Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:49, реферат

Описание работы

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Содержание работы

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Тема    Приватизация в  Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

 

Введение 

1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1  Подходы к рассмотрению  приватизации. Принципы, модели и  сроки приватизации

1.2 Приватизация: опыт зарубежных  стран.

2   СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 . Основные цели и  направления приватизации в Беларуси 

2.2 Этапы    приватизации  и разгосударствления

3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее  реальные проблемы 

3.2 Итоги и перспективы  приватизации 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1  Подходы  к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

 

  Разгосударствление  представляет собой передачу  от государства физическим и  юридическим лицам частично или  полностью (в том числе посредством  приватизации) функции непосредственного  управления хозяйствующими субъектами.

  Приватизация-это приобретение  физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

  В результате приватизации  государство полностью или частично  утрачивает права владения, пользования  и распоряжения государственной  собственностью, а государственные  органы утрачивают права непосредственного  управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности.

  Приватизация государственной  собственности в Республике Беларусь  регулируется настоящим Законом  и другим законодательством Республики  Беларусь. Государственная программа разгосударствления и приватизации принимается Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Контроль над осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

  Приватизация является  одной из основных экономических  реформ переходного периода, направленной  как на повышение эффективности  реального сектора экономики,  так и на создание принципиально  новой схемы функционирования  экономики. До 1996 г. приватизация  в Беларуси реализовывалась по  тем же схемам и с той  же динамикой, что и во многих  странах ЦВЕ и СНГ. Однако  к 1998 г. страна выбрала специфическую  модель развития, в которой приоритет  отдан государственной экономике  и повышению эффективности государственного  сектора. В белорусской модели  частному сектору отведено место  лишь на нитевых и сегментированных  рынках (где они не конкурируют  с государственными предприятиями). Актуальность и потребность в  приватизации стала минимальной  к 2005 г. Однако изменение условий  торговли с Россией подчеркнуло  уязвимость действующей модели  и «высветило» системные риски  и вызовы. В результате, в 2007 г.  было реализовано несколько значимых  приватизационных сделок. В тоже  время, поскольку в настоящее  время достигнута политическая  договоренность о достаточно  мягком и постепенном переходе  на мировые цены на энергоносители, необходимость «сброса» значительной  части предприятий с баланса  государства (госбюджета) или потребность  в значительных ресурсах на  дотирование реального сектора  и населения отсутствует. В  результате, в стране реализуется  модель   бесплатной  и платной приватизации. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В  этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки  её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности  экономику вряд ли возможно приватизировать  за 2-3 года. Реальное её осуществление  должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые  для приобретения в частную  собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы  рынок стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;

3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно  в сжатые сроки создать новый  класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная»  приватизация жилого фонда, мелких и  средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

 В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:

1.Сочетание возмездного  и безвозмездного способов приватизации;

2.Право каждого гражданина  Республики Беларусь на часть  безвозмездно передаваемой государственной  собственности;

3.Дифференциация методов,  форм и процедур приватизации;

4.Разграничение компетенции  по осуществлению приватизации  между органами государственной  власти и управления различных  уровней;

5.Предоставление определенных  социальных гарантий членам трудовых  коллективов приватизируемых предприятий;

6.Контроль над осуществлением  приватизации со стороны государства;

7.Обеспечение широкой  гласности процесса приватизации;

8.Постепенность и поэтапность;

9.Соблюдение законности.

В отношении малых и  средних государственных предприятий:

1.Продажа исключительно  через открытый аукцион, чтобы  не допустить дискриминации потенциальных  инвесторов,

2.Продажа коммерческих  предприятий с землей, на которых  они находятся,

3.Продажа без навязывания  объемов инвестирования, сохранения  обязательного профиля предприятий,  без принуждения нового собственника  к сохранению старой численности  работников,

4.Продажа по рыночной  цене, т. е. по той, которая  будет результатом проведения  открытого аукциона,

5.Продажа 100% акций, чтобы  у номенклатуры не было соблазна  осуществить рейдерский захват,

6.Продажа, как минимум,  контрольного пакета (50% плюс одна  акция) одному инвестору,

7.Передача до 10% акций  (бесплатно) работникам приватизируемого  предприятия с правом продажи  акций новому собственнику, владельцу  контрольного пакета;

8.Продажа за деньги, а  не за чеки или другие «ценные»  бумаги,

9.Поступление от приватизации: 60% - в пенсионный фонд на накопление, остальное – в местные бюджеты,

10.Продажа по остаточной  стоимости объектов недвижимости  для арендаторов коммунальной  и республиканской собственности.

11.Продажа преимущественно  для белорусских инвесторов предприятий,  с числом работающих до 200 человек  и с годовым оборотом до $50 млн. 

  В отношении крупных  предприятий 

1.Продажа каждого крупного  предприятия отдельно, при участии  авторитетной консалтинговой организации  (белорусской или зарубежной), которая  специализируется в данном секторе  экономики,

2.Активная информационная  кампания (как минимум, 6 месяцев)  о приватизации стратегических  предприятий в Беларуси на  ведущих информационных площадках  мира;

3.Проведение независимого  аудита приватизируемого предприятия  для определения начальной цены  на аукционе;

4.Создание равных условий  участия в приватизационных аукционах  для белорусских и зарубежных  компаний,

5.Продажа контрольного  пакета стратегическому инвестору  (минимум, 50% +1 акция), передача до 20% акций в пенсионный фонд и  до 10% акций – работникам предприятия.  В отдельных случаях должна  быть предусмотрена продажа с  обязательством сохранения профиля  предприятия в течение 10 лет  (например, МАЗ, МТЗ, БМЗ и т.п.),

6.Передача управления  пакетам акций, остающихся в  собственности государства, в  независимый орган или в трастовое  управление частным структурам  с четкими обязательствами их  перед государством;

7.Финансирование государством  программ по переобучению и  переквалификации уволенных работников  за счет бюджета;

8.Поддержка переезда уволенных  работников из моногородов (денежный  грант и помощь в аренде  жилья);

9.Подключение гражданского  общества к обсуждению хода  приватизации, участие авторитетных  неправительственных организаций  и представителей СМИ в комиссиях  по приватизации стратегических  предприятий. 

    Приватизация  с одной  стороны,  должна  стать  элементом  экономической  реформы, ядром  радикальных   преобразований,  а  с  другой,  –  инструментом государственного  регулирования долговременного  характера. http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num3/2d370.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Приватизация: опыт  зарубежных стран

   Я хочу рассмотреть приватизацию на примере некоторых западноевропейских стран.

   Приватизация во Франции

   Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

   В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

   В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

   У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

   Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

   За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

   Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

   Приватизация в Германии

   Возрождение предпринимательства  в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты