Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:49, реферат

Описание работы

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Содержание работы

Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение

Файлы: 1 файл

1МОЯ Тема Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

   Сразу же после  объединения Германии было подано  около 6000 заявок о выкупе предприятий  их бывшими владельцами. При  полном выкупе хозяйства предприятия  имели возможность получить кредит  у Немецкого кредитного банка  под залоговую стоимость земельного  участка. Кредиты на модернизацию  можно было получить по линии  «Программы возрождения Европы».

   Хозяйство ГДР  структурно было организовано  в 250 комбинатов, в которых в  свою очередь входило около  8000 предприятий. После объединения  Германии все они были переданы  под управление ведомства по  реорганизации и приватизации, называемого  Попечительским или Опекунским  советом. Но не все предприятия  могли быть приватизированы. Поэтому  параллельно с приватизацией  были и другие подходы поиска  эффективного управления.

   Первым путем был  роспуск комбината: входящие в  него предприятия получали полную  самостоятельность, выбирали директоров  и действовали на свой страх  и риск. Второй путь – превращение  комбината в штаб – квартиру  с координационными и поддерживающими  функциями, которые предприятию  выгодно делегировать такого  рода центру. Третий путь –  это создание холдингов вместо  прежних производственных объединений.

   В марте 1990 года  в ГДР был издан закон об  учреждении и деятельности частных  предприятий и об участии в  капитале, где определялись условия  приватизации.

 После того как обозначились  временные рубежи объединения,  понадобилось примерно 4 месяца, чтобы  завершить формирование правовой  базы для приватизации восточногерманских  предприятий. Договор о создании  валютного, экономического и социального  союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский  совет по управлению государственным  имуществом. К нему переходил  государственный долг ГДР в  том объеме, в каком он мог  быть погашен будущими доходами  от реализации государственного  имущества. Оставшаяся задолженность  распределялась между новыми  восточными землями.

   При анализе деятельности  предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными,  а производительность труда в  ГДР составляла менее 30 % от  западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда  попечительское ведомство завершило  свою деятельность, удалось приватизировать  или вернуть прежним владельцам  около 20000 предприятий, преимущественно  производственных. При этом в  договорном порядке были получены  гарантии создания 1,5 миллиона рабочих  мест и выделения инвестиций  на сумму 210 миллиардов марок.  Как показывает текущая проверка  выполнения гарантий, данных предприятиями,  в среднем было создано больше  рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

   После Попечительского  совета были созданы другие  организации, которые занимаются  приватизацией оставшихся в руках  государства производственных предприятий  и контролируют выполнение договоров,  заключенных с инвесторами.

   Приватизация  в Испании

   В Испании, государственный сектор экономики, за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

   К государственному  сектору экономики еще совсем  недавно относилось большинство  промышленных предприятий Испании  – практически вся металлургия,  угледобывающие шахты, электроэнергетика,  нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие  судоверфи, телефонная связь.  Вся электроэнергия в стране  производилась на государственных  электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь  используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90 % стали. Полностью  в руках государства находилась  телефонная связь.

   К государственному  сектору экономики относились  также сеть лучших гостиниц, ведущие  туристические агентства и даже  гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

   И весь этот  гигантский сектор национальной  экономики, включавший в себя  более половины всех предприятий  Испании, управлялся из одного  центра – так называемого Национального  Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное  министерство.

   Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

   Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

   Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

   Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

 Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию.

   Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

   Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

   Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

   В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

   Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

   Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

   Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум».

   Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

   С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

  Как же осуществляется контроль над предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

   Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Состояние процесса  преобразования форм собственности  в Республике Беларусь

2.1Основные цели  и направления приватизации в  Беларуси

Прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными  и краткосрочными. И чрезвычайно  важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени  неотложности задач и не допустить  возникновения противоречий между  ними.

К главным целям приватизации, следует отнести:

1.формирование новых форм  собственности: частной и смешанной.  Господство частной собственности  обеспечивает формирование основных  черт рыночной экономики -- это  свобода выбора и предпринимательства,  личный интерес к максимизации  прибыли; конкуренция, новые; распределительные  отношения; ограничение государственного  вмешательства в хозяйственные  процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.

2.создание хозяйственно-правовых  условий для эффективной работы  отдельных предприятий и национальной  экономики в целом, содействие  структурной перестройке и активизации  инвестиционного процесса, повышению  на этой основе жизненного  уровня населения;

3.формирование новых экономических  отношений, построенных  на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

4.развитие конкурентной  среды и предпринимательской  деятельности, содействие демонополизации  народного хозяйства, формирование  активной трудовой и хозяйственной  мотивации;

5.сокращение вмешательства  государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

6.уменьшение расходов  на государственное управление (сокращаются  субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);

7.становление слоя частных  собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного  механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые  самостоятельно, с учетом социально-экономической  эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования  финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием  законов спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Этапы приватизации  и разгосударствления

После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими пост социалистическими  странами стартовые условия, в том  числе тотальную государственную  экономику.

Долго и мучительно как  никогда, рождался  закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой  попытки - 19 января 1993г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным  советом. Однако полное законодательное  оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.

Уже в следующем году процесс  снова был заторможен  - отсутствовала  соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил  принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.

Тем самым процесс получил  возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа  крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись  со стратегическим курсом, Беларусь вернулась  к старым методам управления предприятиями.

Вернемся к началу истории  приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство  самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись, и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты