Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:49, реферат
Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация-это приобретение физическими и (или)юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Введение
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран.
2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 . Основные цели и направления приватизации в Беларуси
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
3.2 Итоги и перспективы приватизации
Заключение
В начальный период белорусской приватизации никто не вынуждал соблюдать принцип добровольности. Порядок был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее приемлемую форму приватизации: для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные предприятия.
При первоначальном размещении
акций 30 % оставалось за государством,
40% выкупал трудовой коллектив, остальное
должно было направляться в свободную
продажу. Фондовой биржи еще не существовало
(ее планировалось открыть к концу
1991г.), но любой гражданин или
Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.
Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный
Совет принимает Постановление
Однако в канун принятия
конкретных решений приватизация натолкнулась
на активное сопротивление со стороны
исполнительных государственных структур
под лозунгом борьбы с неоправданным
разворовыванием
В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.
Однозначно говорилось, что
цель безвозмездной приватизации –
обеспечение социального
16 июня 1993г. Верховный
Совет утвердил
29 сентября 1993г. состоялся
первый массовый открытый
1 февраля 1994г. Совет
Министров РБ своим
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
23 мая 1995 после трехчасового
обсуждения на коллегии Совета
Министров была утверждена
Накануне. 17 мая 1995г.
был подписан Указ № 191 «Об
упорядочении распоряжения
Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся тенденцию реприватизации. В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации.
Продолжается
С целью привлечения инвестиций в акционерные общества, будет организована продажа крупных пакетов акций, принадлежащих государству вплоть до контрольных, при условии выполнения обязательств новыми собственниками по развитию самих предприятий и расширению рынков сбыта продукции, работ и услуг.
В 2005 году реформирование государственной
собственности проводилось с
целью повышения экономической
эффективности работы предприятий,
рационализации структуры государственной
собственности, пополнения республиканского
бюджета и бюджетов административно-
Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих.
В целях организации продажи принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ в 2005 году на основании предложений отраслевых министерств и концернов были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году.
Министерством экономики были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.
Действующее в Республике
Беларусь законодательство в области
приватизации предусматривает условия
и возможности участия
Так, учредителями акционерных
обществ, создаваемых в процессе
приватизации, могут быть, кроме
государства, юридические и физические
лица, в том числе иностранные,
внесшие принадлежащие им денежные
средства или иное имущество в
уставные фонды данных обществ. При
этом доля иностранного инвестора в
уставном фонде созданного ОАО будет
соответствовать стоимости
Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.
Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Иностранный инвестор может принять участие в создании совместного предприятия в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.
Государственные предприятия могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.
Законодательством Республики
Беларусь также предусмотрена
Ежегодно формируются и утверждаются перечни акционерных обществ, акции которых планируются для продажи в соответствующем календарном году.
Информация об акционерных обществах, акции которых планируются для продажи, публикуется в печатных изданиях, а также размещается в сети Интернет.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» предстоит разработка свыше 20 проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление и распоряжение государственным имуществом, включая разработку подходов и критериев изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.
Предстоит также активизировать
работу по вовлечению в хозяйственный
оборот принадлежащего государству
неиспользуемого и неэффективно
используемого недвижимого
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы
В Беларуси утвержден план
приватизации объектов приватизации,
находящихся в собственности
Республики Беларусь, и план преобразования
республиканских унитарных
В проект плана приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы включены 244 акционерных общества. План формировался на основании предложений отраслевых министерств и концернов. Он разбит на годы: в план на 2011 год включено 180 АО, акции которых планируются для продажи, на 2012 год - 48 АО, на 2013 год - 16 АО.
В новом плане приватизации в отличие от предыдущего, который реализовывался в 2008-2009 годах, "сделана смена акцентов". Если тогда акцент делался на акционировании предприятий, то сейчас, первые два года больше внимания будет уделяться продаже акций акционерных обществ.
Республиканские органы государственного
управления в двухмесячный срок должны
представить в Государственный
комитет по имуществу предложения
о количестве подлежащих приватизации
акций открытых акционерных обществ,
указанных в плане
До 15 апреля 2012 года и до 15 апреля 2013 года в Госкомимущество будут представляться годовые бухгалтерские балансы соответственно на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года открытых акционерных обществ, указанных в плане приватизации, акции которых не были проданы.
В плане приватизации объектов, находящихся в собственности Республики Беларусь, на 2011-2013 годы содержится перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых подлежат приватизации. Среди наиболее крупных - предприятия машиностроения, входящие в систему Министерства промышленности, - открытые акционерные общества "Барановичский завод станкопринадлежностей", "Борисовский инструментальный завод", "Брестмаш", "Витебский приборостроительный завод", "ВолМет" (Волковыск), "Техноприбор" (Могилев).
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты