Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:31, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- Изучение процесса разгосударствления и приватизации, а именно: сущности приватизации, её форм и методов;
- Рассмотрение этапов и целей приватизации в России, а также в некоторых зарубежных странах и проведение сравнения между российской и зарубежной политикой приватизации;
- Определение особенности приватизации в современных условиях российской экономики;
- Анализ процесса приватизации за прошедшие несколько лет в России, рассмотрение итогов и перспектив развития в ближайшее время;
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический методы.
Введение…………………………………………………….…….………...…2
1.Разгосударствление и приватизация………………………………..…..5
1.1 Сущность разгосударствления и приватизации....................................5
1.2 Формы и методы разгосударствления и приватизации…………...…..8
2. Приватизация в России и в зарубежных странах……….…...………11
2.1 Приватизация в России: этапы и цели…………………..………...….…11
2.2 Сравнение приватизации в зарубежных странах с российской политикой приватизации……………………………………………………………..…....17
2.3 Особенность и проблемы приватизации в современных условиях российской экономики, итоги и перспективы её развития…………..….….20
Заключение………………………………………………………………..…...25
Список используемой литературы…………………………………....…....27
В некоторых постсоциалистических странах получила распространение передача акции государства работникам приватизируемых компаний. Наиболее широко этот метод использовался в России, при ваучеризации. Таким образом, трудовые коллективы получили три четверти приватизированных компаний. В результате возникали трудности в корпоративном управлении компаниями, а так же недостаток иностранных инвестиций.
Метод реприватизации, т.е. возвращение лицам, лишившихся имущества в результате национализации был также использован, хотя и в меньшей мере. Он проходил в таких странах, как Болгария, Словения, Чехословакия, Эстония. Опыт показал, что для привлечения иностранных инвестиций этот метод малоэффективен.
Существует множество методов и способов осуществления приватизационного процесса, но во всех преобладает характерная черта: сведение к минимуму контроля государства над экономикой с целью дать ей возможность самостоятельного развития.
По мнению многих экономистов, все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Я согласна с этим утверждением, поскольку государство может применить несколько способов приватизации (как, например, происходило и в России), также государство может менять приоритеты в способах разгосударствления, что будет способствовать более эффективному процессу приватизации.
2.1. Этапы и цели приватизации в России
Главной целью приватизации является повышение эффективности работы экономики в стране. Опыт различных стран свидетельствует о том, что экономика, которая основана на частной собственности, развивается быстрее и успешнее, чем экономическая система, в основе которой лежит госсобственность, поэтому приватизации уделяется особое внимание в странах с переходной экономикой.
Цель разгосударствления и приватизации состоит в том, чтобы создать конкуренцию, образовав класс частных предпринимателей, развив малый и средний сектор, осуществить демонополизацию экономики, облегчить роль государственной структуры, создать рыночную инфраструктуру, и, в конечном итоге, поднять уровень жизни страны.
Приватизация в России является наиболее эффективным и, что немаловажно, быстрым способом улучшения экономической ситуации. Она проходила, начиная с 1991 года.
Верховный Совет РФ в июне 1992 года принял программу приватизации, которая включала в себя следующие цели:
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций;
- формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
- завершение приватизации большинства объектов “малой приватизации” и ускорение развития на этой основе сферы торговли и услуг;
- завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, повышение активности деятельности предприятий и национальной экономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка;
- содействие реализации мероприятий по защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер.
Приватизация отечественных предприятий – это сложный процесс, который представляет собой государственную отечественную политику, что в результате порождает государство контролировать и регулировать приватизационные процессы в экономике.
Особенность
российской приватизации
В целом можно выделить четыре основных этапа приватизации.
1. Доваучерная приватизация,
которая представляла собой вык
2. Ваучерный этап (чековый),
который являлся преобразование
3. Денежный этап, т.е. продажа предприятий и акций предприятий за деньги;
4. Залоговые аукционы, в проведении которых отдавались под залог акции крупных предприятий, не рассматривая, в общем-то, вариант их возвращения.
Считается, что программа Российской приватизации проходила в два этапа и включала в себя ваучерную и денежную приватизацию. Практика показала, что в переходной экономике переход госсобственности в руки трудовых коллективов являлся только начальным этапом, который не являлся формированием частной собственности и реального собственника, как планировалось. На начальном этапе появился лишь сектор, усредненный между государственными, и частными предприятиями.
Первым этапом приватизации в России стал ваучерный этап, который проходил с помощью выпуска «официальных документов, предоставляющих право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ» - ваучеров5.
На начальном этапе приватизации гражданам России были выданы ваучеры, или приватизационные чеки, с помощью которых передавалась часть государственной собственности, т.е. они могли быть обменяны на акции приватизируемых предприятий. Специфика этой массовой приватизация заключалась в том, что выданы они были в уравнительном порядке, всем гражданам, что не было характерно для остальных способов. Как уже было сказано, ваучерная приватизация не принесла ожидаемого успеха и была противоречивой. По сути, это был лишь ход государства, чтобы успокоить население и создать видимость получения выгоды всего населения. На самом же деле благодаря этому появился удобный способ проведения коррупционной деятельности, обогащения узких кругов населения (например, владельцев и директоров предприятий).
В 1993 г. доходы от приватизации, а также доходы от коммерческого использования объектов муниципальной и государственной собственности составили около 0,4 % всех доходов, а в следующем отчетном периоде — 1994 г.— еще меньше.
70 % предприятий и организаций промышленного сектора перешли в результате ваучерной приватизации в частную собственность. В одном только 1993 г. было приватизировано свыше 40 тыс. предприятий.6 К середине 1994 г., по данным Госкомстата, было приватизировано более 100 тыс. средних и крупных предприятий, т. е. около 2/3 всего их состава7.
Но нельзя не заметить, что именно благодаря ваучерной приватизации впоследствии появилась реальная частная собственность, сформировались различные финансовые структуры, создано огромное количество акционерных обществ, образовался класс частных собственников, предпринимателей, был получен опыт обращения с ценными бумагами, что, несомненно, играет огромную роль в становлении экономики.
Следующим этапом приватизации в России стал денежный этап. Основной его задачей было не ускорение темпов приватизации, а получение прибыли для государства и передача имущества в эффективное пользование собственниками. Благодаря такой политике появилась цель передачи собственности под действительно эффективное управление. Предприятия продавались по заниженным ценам (в связи с инфляцией), а также методике оценки имущества предприятий не было. Иностранные инвесторы практически не участвовали в приватизации и не вкладывали деньги в российские предприятия.
Для основной массы предприятий предусматривались такие формы приватизации, как «закрепление пакета акций в государственной или муниципальной собственности, льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды, продажа акций на «ваучерном» или денежном аукционе, продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.
Итогом денежного этапа приватизации стало сокращение доли государственного сектора валового внутреннего продукта страны. В 1996 г. она снизилась до 23%, доля приватизированных предприятий возросла до 39, а изначально частных — до 38%8.
Но все ещё не были решены проблемы получения доходов от приватизации, реорганизации предприятий, привлечения инвестиций. Основной целью был резкий скачок от социализма к капитализму, причем при попытках заглушить возмущение народа. Можно сказать, что это был скорее политический ход, чем экономический.
Темпы приватизации постепенно стали сокращаться, приватизация начала терять своё экономическое значение. Перед государством выдвинулись новые задачи, такие как развитие корпоративного управления, структурирование предприятий, контроль над ними на федеральном и региональном уровнях. При этом основанная масса бюджета значительно увеличена не была.
На денежном этапе приватизации темпы проведения реформы собственности заметно замедлились. В 1995 г. Было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократилось вдвое.9
По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г,, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно10. При этом реальные масштабы приватизации оставались неизвестными. Большинство предприятий приватизировались «стихийно», причем приватизация была форсированной, что не могло не оставить глубокого отпечатка.
В результате формальные цели приватизации во многом отличались от её итогов. Многие критики считают, что характер приватизации во многом носил политический характер, проявлялись множественные нарушения законов, существовала теневая экономика, были спекуляции с занижением цен и продажей государственной собственности по низким ценам, инфляция, коррупция и преступность. Существовала также проблема резкого имущественного расслоения (большая доля приватизируемых предприятий досталась трудовым коллективам, директорам заводов, чиновникам, партиям). Несмотря на намерение государства поднять уровень жизни страны и обеспечить конкурентоспособную среду, видна была несостоятельность государства в управлении социальной сферой и в проведении приватизации. В этом смысле со стороны многих россиян приватизация вызвала лишь отрицательное восприятие.
Существовали также серьезные противоречия в подходе к приватизации. Среди экономистов в России были сторонники безвозмездной передачи госимущества трудовым. В то время как люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, а на выкупающихся за плату предприятиях, эффективность их работы значительно возросла. Также были проигнорированы региональные особенности страны (особенно это связано с ваучерной приватизацией).
Нельзя не упомянуть и о положительных эффектах приватизации, повлиявших на структуру экономики, как в целом, так и в отдельных отраслях. В целом, основная цель приватизации была достигнута – частный сектор значительно доминирует над государственным, развивается многоукладная экономика, развиваются приватизированные предприятия, приватизация проходит стремительно, как и планировалось властями. хотя это не означает полное отстранение государства от управления процессами экономики, т.к. государство до сих пор играет большую роль в экономике страны.
Практически во всех странах мира приватизация является основным пунктом экономических реформ, причем она характерна не только для стран с переходной экономикой, но даже для некоторых стран с рыночной экономикой. На новом этапе развития многих государств наметилась явно различимая тенденция к росту частного сектора.
В России приватизация осуществлялась в радикальном варианте по срокам, характеру, масштабам, темпам и методам. Поэтому приватизация в РФ значительно отличается от приватизации в Европе.
Во-первых, благодаря директивности предписаний. К примеру, трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности, всё решало государство.
Во-вторых, была выбрана строго определенная форма преобразования собственности - превращение государственной собственности в частную. В результате происходило только перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
В-третьих, экономические цели были отодвинуты на задний план социально-политическими целями, из-за чего приватизация проходила не максимально эффективно. Происходило форсирование развития фондового рынка, основная масса предприятий преобразовалась в открытые акционерные общества, что являлось крупным недостатком.
Также, в России существовала тенденция преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить неоднократные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность, объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий, приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства.
В странах с переходной экономикой стремление добиться быстрых преобразований путем приватизации не оправдало ожиданий. Появился подход, благодаря которому приватизация должна была пройти поэтапно в течение достаточно длительного времени. «Малая» приватизация в странах переходной экономики прошла быстро и успешно, принесла результат. С проведением «большой» приватизации возникали проблемы, т.к. приватизировались крупные предприятия государственного сектора. Главная проблема такой приватизации состоит в ослаблении роста экономической эффективности предприятий и социальной справедливости.
Информация о работе Приватизация в России и в зарубежных странах