Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинство современных ученых до сих пор определяют положение современного российского государства как переходного к тем идеям, что закреплены в ее же конституции двадцатилетней давности.

Файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано уже с Новым временем, с именами великих просветителей - англичанина Джона Локка(1632-1704) и особенно, француза Шарля Луи Монтескьё (1689 – 1755). Джон Локк считал законность и разделение властей обязательным условием нормального функционирования власти. Однако так же он считал, что в связи с тем, что не существует государств, имеющих гарантию от опасности перерождения в тиранию. Народ, угнетаемый со стороны узурпаторов, наделен правом и возможностью «воззвать к небесам»». Это означает, что допускается возможность применения народом силы против «несправедливой и незаконной силы». Джон Локк ставит суверенитет народа гораздо выше суверенитета государства.

Другой известный просветитель, француз Шарль Луи Монтескье, в своей работе «О духе законов» осуществил наиболее основательную разработку принципа разделении властей, что привело к созданию целой, соответствующий теории.

Можно привести ее в общих чертах:

«Судебная власть не должна быть вручаема постоянному учреждению, но осуществляема лицами, призываемыми из народа в определенные сроки, чтобы образовать суд, который существует лишь временно. При этом власть столь страшная, не будучи приурочена ни к определенному сословию, ни к определенной профессии, делается как бы невидимой и ничтожной. При таком порядке не видят постоянно перед собой судей, и боятся суда, а не судей.» Тем самым Монтескье имел ввиду, что забрав судебную власть у конкретных лиц, сделав судей временно назначаемой, выборной должностью, на место которой может претендовать любой кандидат из народа, можно отделить власть суда от власти судей. Таким образом предотвратить сращивание судебной власти с интересами отдельных лиц и сословий. Обеспечить объективизм и авторитет именно судебной власти.

«Для другой ветви власти, напротив, могут быть вручены постоянные учреждения, так как они не имеют дел с отдельными частными лицами. Так как в свободном государстве каждый человек, имеющий свободную душу, должен управлять сам собой, то законодательная власть должна бы принадлежать всему народу. Но так как это в больших государствах невозможно, а в малых представляет большие неудобства, то надо, чтобы народ осуществлял ее через своих представителей; В каждом государстве есть люди, выдающиеся по своему происхождению, богатству, славе. Если бы они были смешаны с массой населения, и если бы они имели лишь такой же голос, какой и другие, общая свобода была бы их рабством и они не имели бы никакого интереса отстаивать ее; Участие их в законодательной власти должно быть пропорционально другим преимуществам, какими они пользуются в государстве; а это будет достигнуто, если они образуют особую палату, которая имела бы право останавливать решения палаты представителей, точно также как и палата представителей – ее решения. Таким образом, законодательная власть должна быть вручена совместно и палате вельмож и палате представителей». Здесь речь идет уже о другой ветви власти – законодательной. Здесь Монтескье обосновывает идею постоянно действующего, выборного двухпалатного парламента, законодательные функции которого, с целью еще больше обеспечить разделение властей и общественную стабильность, разделены между двумя палатами – нижней – палатой представителей (Общин) и верхней – палатой вельмож (Лордов) За основу этой модели взята британская парламентская формула того времени.

«Власть исполнительная должна быть в руках одного монарха, так как эта власть, требующая быстрого действия, лучше может быть осуществляема одним, нежели многими».

Идеи теории разделения властей оказали значительное влияние на умы людей и их политическое мировоззрение. Наиболее последовательно, хоть и в несколько изменённом виде по сравнению с  классической теорией Ш. Монтескье, принцип разделения властей был представлен в Конституции США 1787 года. Так называемые «отцы-основатели» Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и другие, развили классическую модель. Они разработали модель «вертикального» разделения властей, представляющий из себя способ разграничения полномочий между федеральными органами власти и властью органов штатов по исключительному и остаточному принципу. Кроме того, в текст конституции была добавлена известная система «сдержек и противовесов». На практике, реализация этой системы получила значительный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона в 1803 году, в результате которого судебная власть США обрела свои полномочия по контролю над конституционностью тех или иных нормативных актов.8

На официальном, государственном уровне в царской и советской России теория разделения властей почти всегда жестко критиковалась. После Октябрьской революции 1917 года и приходом большевиков к власти господствовала социалистическая, марксистская политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый.9 Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов, которые формально наделялись всей полнотой государственной власти. С началом перестройки в 1985 году, отношение власти к принципу разделения властей и к самой концепции правового государства существенно изменилось. Что в конечном итоге нашло свое отражение в статье 10 конституции Российской Федерации 1993 года.

Наличие реального осуществления принципа разделения властей играет роль ключевого признака правового государства. Поэтому особенно неприятно, ссылаясь на профессора М.Н. Марченко, констатировать, что в современной России, в силу объективных обстоятельств и предпосылок, этот принцип, во многом, присутствует лишь на бумаге в форме деклараций и политико-правовых ориентиров для дальнейших поколений наших сограждан.10

 

Подробно изучив вышеуказанные признаки правового государства. Выяснив их природу и предназначение. Становится возможным вывести определение и самого правового государства.

Правовое государство - это государство, деятельность которого основана на признании, уважении и защите прав и свобод своих граждан. Власть в таком государстве организована правовым путем, подчинена праву и разделена в соответствии с принципом разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Конституция Российской федерации 1993 года формулирует задачу формирования правового государства на базе существующих в России государственных структур. Однако еще мало сформулировать и поставить задачу, помимо этого необходимым фактором для возможности реализации всех (приведенных выше) признаков правового государства, является наличие в конкретном обществе, в том числе и в России, ряда определенных условий и предпосылок.

 

Г.И. Авцинова в своей монографии «Социально-правовое государство», на примере Российской Федерации, выделяет ряд предпосылок, необходимых для построения правового государства.

  • Материальные -  подразумевают уровень экономического развития, позволяющий обеспечить достойную жизнь для всех граждан, которые проживают в данном государстве. Так же, наличие в государстве достаточных средств для социальной защиты нуждающихся.
  • Культурные – в первую очередь представляют собой выработку у самых широких слоев населения потребности и компетентности для участия их в управлении государственными и общественными делами. А во вторых, необходимость привить обществу, уважение к правам и свободам каждого человека как высшей ценности.
  • Политические – подразумевают сменяемость государственной власти в стране. Наличие реальной оппозиции, действующей в рамках закона и имеющий свободный доступ к СМИ. Так же наличие независимых средств массовой информации.
  • Юридические – подразумевают создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

 

Ко всем выше перечисленным предпосылкам, ученые, в частности профессор М. Н. Марченко, прибавляют еще наличие в стране гражданского общества.

Существует множество подходов к определению понятия гражданского общества. Однако большая часть ученых все же сохраняют в своих трактовках некие общие положения, что позволяет нам говорить о них, как о несомненных. Основная черта гражданского общества это его обособленность по отношению к государству. Об этом, в частности, в своей работе «Гражданское общество» пишет знаменитый русский правовед и философ права, Борис Николаевич Чичерин – «каково бы ни было различие взглядов относительно подробностей, само понятие об обществе, как самостоятельной системе отношений, существенно отличной от государства, можно считать прочно установленным в науке». 11

Большой вклад в теоретическую разработку проблем различения и соотношения гражданского общества и государства внес великий германский философ XIX столетия Георг Гегель. Он, в своем труде «Гражданское общество и государство» отмечал, что по своей сути: «Гражданское общество — сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности, находящаяся между семьей и государством»12 Из этого, можно сформулировать приблизительное определение понятия термина: гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и их организаций, не зависимая от прямого вмешательства со стороны государства, однако непрерывно взаимодействующее с ним. Иными словами, как отмечает профессор М.Н. Марченко – гражданское общество выступает в качестве антитезы, противовеса государству. Соотносясь с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и слоев, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства, с тем, чтобы они выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Таким образом, гражданское общество рассматривается учеными не только как важнейшее условие, но и как гарантия существования и развития правового государства.

Глава 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§ 1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г.

 

В ныне действующей конституции Германии, так же как и в других государствах Европы, закреплены принципы правового государства. Наиболее ярко это проявляется в I разделе «Основные права».

Принцип гарантированности и незыблемости прав и свобод человека закреплен в 1 статье:

1. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти.

2.Посему немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле.

3.Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право.

Принцип равенства граждан перед законом закреплен статьей под номером 3, того же раздела:

1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны. Государство способствует действительному осуществлению равноправия мужчин и женщин и содействует устранению возникающих вредных последствий его нарушения.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не должен ущемляться из - за своих недостатков (физических или умственных).

В конституции Федеративной Республики Германии очень ярко проявляется такой признак правового государства как принцип разделения властей. Причем особенно важное внимание уделено его вертикальному аспекту – отношениям федерации и земель. Это обусловлено исторической спецификой Германии. Данный принцип закреплен в разделе II  «Федерация и Земли», а так же в разделах посвященных компетенции высших органов государственной власти –  раздел III «Бундестаг»; раздел IV «Бундесрат»; раздел V «Федеральный президент»; раздел VI «Федеральное правительство» и раздел IX «Правосудие».

 

§ 2. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958.

 

Французская конституция, так же как и Конституция ФРГ, закрепляет ряд основополагающих признаков правового государства.

Статья 1 данной конституции провозглашает Францию «неделимой, светской, демократической, социальной Республикой», а так же закрепляет принцип равенства граждан перед законом.

«Франция является неделимой, светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания»

Французская конституция 1958 года закрепляет принцип разделения властей. В конституции отсутствует статья, прямо закрепляющая данный принцип. Однако соответствующий вывод возможно сделать по средством дедуктивного метода, исходя из наличия разделов разделяющих компетенцию высших органов власти республики. Это разделы: II «Президент Республики»; Раздел III. «Правительство»; Раздел IV «Парламент»; Раздел V «Об отношениях между Парламентом и Правительством», а так же Раздел VIII. «О судебной власти».

 

§ 3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

 

Ныне действующая российская конституция является наиболее поздней из вышеприведенных основных документов стран Европы. Этим, на мой взгляд, и обуславливается заметно более конкретное закрепление правовых принципов обуславливающих существование правового государства.

Уже в части 1, 1 статьи Конституция провозглашает Россию именно правовым государством:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Принцип гарантированности прав и свобод человека закреплен во 2 статье Конституции:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»

Статьи 10; 11 и 12 Конституции закрепляют принцип разделения властей, причем и в горизонтальном и в вертикальном смысле понимания данного термина:

Статья 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

Статья 11:

1. Государственную власть  в Российской Федерации осуществляют  Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской  Федерации.

2. Государственную власть  в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими  органы государственной власти.

3. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется  настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Принцип верховенства закона и прямого действия Конституции закреплен в 15 статье:

Информация о работе Признаки правового государства