Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинство современных ученых до сих пор определяют положение современного российского государства как переходного к тем идеям, что закреплены в ее же конституции двадцатилетней давности.

Файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

Ученые, на протяжении тысячелетий изучающие и развивающие идею правового государства, всегда выделяли значительное число разнообразных характерных черт, которыми оно должно обладать. Однако существуют лишь несколько признаков признаваемых всеми современными учеными, это:

  1. Реальное верховенство закона
  2. Гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан
  3. Принцип взаимной ответственности гражданина и государства
  4. Реальная реализация принципа разделение властей

Под признаками, при изучении концепции правового государства, следует понимать основополагающие требования – принципы, определяющие в своей совокупности ту модель государства, которое могло бы называться правовым.

§ 1 Реальное верховенство закона.

 

1. В соответствии с этим принципом, в широком смысле, понимается то, что ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, и один человек  не освобождается от обязанности подчиняться закону. Закон здесь отождествляется с понятием «право». Знаменитый отечественный правовед В.М. Гессен считал - «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы»2. Правовое государство в своей деятельности, осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне или над ним. «Юридическая норма отличается от акта произвола тем, что она одинаково обязательна для всех членов данного общежития, в том числе и для представителей органов того внешнего авторитета, который ее санкционировал. Применяя сказанное к государству, мы должны сказать, что юридическая норма одинаково связывает и государственную власть, и подданных, одинаково обязательна для той, и для других, имеет двухсторонний характер. Напротив, мы назовем актом произвола такую «норму», которая обязательна лишь для подданных, но не для власти: органы власти могут ей не подчиняться, и таким образом то, что есть закон для подданных, не есть закон для власти»3 - И.В. Михайловский.

Правосудие, в правовом государстве не может принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех.

2. В узком смысле, этот принцип расшифровывается как верховенство закона, по отношению к другим нормативно-правовым актам. Дело в том, что, как свидетельствует практика, часто, закон, формально, будучи основным юридическим актом, на деле фактически «растворяется» в системе других подзаконных и ведомственных актов. Разумеется, неправильно полагать, что в условиях сложного, современного государство можно вовсе обойтись без различных подзаконных и ведомственных актов. Речь идет о том, что эти акты, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, не искажали сути и содержания самих законов. В противном случае, обратное положение вещей противоречит базовым принципам правового государства.

3. Кроме того, так как все граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. Для этого, помимо всего прочего, они должны быть ознакомлены с его содержанием. Это означает, что законы, в правовом государстве должны быть составлены так, чтобы любой, самый обычный и скромный гражданин, даже не имея соответствующего образования, имел возможность разобраться в статьях нормативно правого акта. Понять их содержание и сущность.

§ 2 Гарантированность и незыблемость прав и свобод человека и гражданина.

 

Принцип гарантированности и незыблемости прав и свобод человека и гражданина – один из основополагающих принципов существования правового государства, в соответствии с которым на государство возлагаются обязанности обеспечить реализуемость прав и свобод граждан, возможность для них реально пользоваться теми благами, которые предусмотрены в его конституции. Обеспечить их прочность и устойчивость. Защитить права и свободы человека и гражданина от посягательств из вне и изнутри государства.

Статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, говорит «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В части 1, статьи 17 Конституции «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Так же, об этом говорится в части 1, Статьи 45 Конституции Российской Федерации «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Это свидетельствует об отказе от долго имевшего место в нашей стране принципа: «человек для государства» или «человек ради государства», при котором государство признает свои цели и задачи первоочередными по отношению к потребностям и стремлениям обычного человека. Человек при этом превращается в не более чем маленький «винтик» огромной, всеобъемлющей машины государства.

Ныне действующая конституция, напротив, ставит одной из своих первоочередных целей обеспечение гарантии гражданина на принадлежащие ему права и свободы.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению механизма гарантий, необходимо определить что есть «права и «свободы» человека и гражданина.

Права человека – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности(как гражданина конкретного государства) – являются частью объективного права, определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права.

Свободы личности (гражданина) – имеет некоторые особенности по отношению к правам гражданина. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, как пример можно привести свободу совести, закрепленную отечественным законодателем в статье 28 Конституции Российской Федерации.4

 

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. В теории, существует целая, взаимосвязанная система, обеспечивающая гарантии прав и свобод гражданина. Она включает в себя три составляющие:

  • Политические гарантии – демократический характер режима власти (сменяемость власти, свободные выборы, конкуренция власти и оппозиции), политическая стабильность.
  • Социально-Экономические гарантии – стабильность экономики и отношений собственности.
  • Юридические гарантии - правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

  • Формально-юридические гарантии - заключаются в нормативном закреплении положений, направленных на обеспечение прав и свобод граждан.
  • Институциональные гарантии – система различных государственных и общественных органов, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. А так же способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, то есть юридические процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод.

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты.

 

§ 3. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина.

 

Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами. Это еще один базовый признак правового государства.

В первую очередь, взаимная ответственность государства и гражданина - это способ ограничения власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей деятельности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Часть 2 статьи 15 Конституции РФ говорит «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Из этого следует, что личность и государство приравнивается в Российской Федерации друг к другу в аспекте соблюдения законов, а значит и в ответственности, которую они должны будут нести в случае их нарушения.

В не правовом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. Личность понимается там как «объект власти», а не как «субъект права».

В правовом государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Можно выделить соответствующий набор примерных гарантий, который обеспечивает ответственность государства перед личностью.

  • Ответственность исполнительной власти перед властью представительной
  • Дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан
  • Реальная возможность процедуры импичмента

Обязанности личности перед государством по своей сути являются ее обязанностями в пользу общества, а не обязанностями перед государственным аппаратом (государством в узком смысле). Эти обязанности представляют собой определенной набор, который можно классифицировать по сферам общественного применения.

  • Личные обязанности – обязанность содержать несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей
  • Экономические обязанности – обязанность отдавать часть своего дохода в виде налога на общественные нужды государства
  • Социальные обязанности - почётная обязанность защищать Родину
  • Юридические обязанности – обязанность граждан соблюдать конституцию и законы государства
  • Культурные обязанности – обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и нации.
  • Экологические обязанности – обязанность беречь природу; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением или иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду.

При невыполнении своих обязанностей, граждане несут правую ответственность со стороны государства, а так же, в некоторых случаях, моральную ответственность со стороны общества.

Учитывая выше приведенные, можно прийти к выводу, что в правовом государстве отношения между государством и личностью строятся не на принципе подчинения и патернализма, а на принципе взаимной ответственности и взаимной заинтересованности субъектов, что требует, в первую очередь определенный, высокий культурный и правовой уровень развития общества.

 

§ 4. Разделение властей.

 

Еще одним базовым признаком правового государства является реализация принципа разделения властей.

Разделение властей – это принцип, или теория, исходящая из того, что для обеспечения безопасного для общества функционирования государства, в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти. Это законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. А судебная принадлежит  суду.

Смысл этой теории заключается в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Потому как «всякий, имеющий власть, стремится ею злоупотреблять; он всегда простирает свою власть так далеко, как может»5

Сосредоточение всей полноты власти в руках одной, небольшой группы лиц, может привести к сознательному, беззаконному использованию ее во вред другим людям.

Николай Михайлович Коркунов детально разъясняет вышесказанный тезис  - «Если в одном и том же лице или в одном и том же учреждении законодательная власть соединена с исполнительной, то свободы нет, ибо можно опасаться, что тогда одно и то же учреждение будет издавать тиранические законы, чтобы тиранически их исполнять. Нет также свободы там, где судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной власти. Если бы она была соединена с законодательной, власть  над жизнью и свободой граждан была бы произвольна, так как судья был бы законодателем. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья мог бы иметь власть притеснителя. Все было бы потеряно, если бы одно и то же лицо или одно и то же учреждение, из кого бы оно ни состояло, осуществляло все эти три власти. Такое правительство имело бы, как исполнитель законов, такую же полноту власти, какую оно имеет как законодатель, оно могло бы опустошить государство своими общими мерами и, имея власть  судебную, оно могло бы уничтожить каждого отдельного гражданина своими частными решениями»6

Как видно из приведенной цитаты, в правовом государстве не может не быть реализован принцип разделения властей. От нарушения данного принципа, до наступления режима тирании лежит всего один шаг.

История развития идеи о разделении властей уходит далеко в прошлое. Первые шаги на пути создания данной теории были сделаны уже на начальных стадиях развития государственного механизма в Античных государствах.  Древнегреческий историк Полибий восхищался той системой распределения власти между государственными органами, которая имела место в Римской Республике. В древнем римском государстве существовало три основные силы, представляющие из себя магистратуру, сенат и комиции. Каждый орган осуществлял свои функции «Дабы, таким образом, государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».7

Информация о работе Признаки правового государства