Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинство современных ученых до сих пор определяют положение современного российского государства как переходного к тем идеям, что закреплены в ее же конституции двадцатилетней давности.

Файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – способность управлять поведением людей с помощью авторитета, убеждения или принуждения.

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ - аппарат государственных служащих, постоянно и повседневно осуществляющих функции государственной власти и управления на профессиональной платной основе.

ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления деятельности государства, выражающие его социальную сущность и назначение в обществе.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – способ организации государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высшей (верховной) государственной власти в государстве.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – политико-территориальная организация государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система государственных органов, объединенных общими принципами и целями, призванных осуществлять задачи и функции государства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств.

НОРМЫ МОРАЛИ – правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.

ПРЕЦЕДЕНТ - решение компетентного органа государственной власти, используемое как образец для решения других аналогичных дел.

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ - соглашение двух или более субъектов, содержащее правовые нормы.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ – признаваемая государством способность лица или организации быть субъектом правовых отношений.

 ПРОБЕЛ - неполнота действующего законодательства, отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

ЗАКОННОСТЬ – режим общественно-политической жизни, состоящий в соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечении субъективных прав, обоснованном и целесообразном применении норм права, исключении произвола из общественной жизни.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ – выработанные общественно-политической и юридической практикой требования, обеспечивающие поддержание режима законности в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – материальные, организационные и идеологические, в том числе юридические, условия и предпосылки, обеспечивающие соблюдение режима законности.

ПРАВОПОРЯДОК – основанная на праве и законности организация общественной жизни; состояние правовой упорядоченности общественных отношений.

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Основы социального государства

на тему «Признаки правового государства»

 

 

 

 

Выполнил __________________________ студент гр. 760741

Кошеверов М.В.

Проверил __________________________  Доцент

   Лаврикова А.А.

 

 

 

 

Тула 2014

ВВЕДЕНИЕ.

Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинство современных ученых до сих пор определяют положение современного российского государства как переходного к тем идеям, что закреплены в ее же конституции двадцатилетней давности. Среди совокупности обстоятельств тормозящих Россию на пути к построению правового, демократического государства, очевидную, решающую роль играет отсутствие уважения к закону, правовой нигилизм у очень значительной части российского населения. Недоверие россиян к праву как к социальному институту обуславливается самой историей и географической спецификой России, в которой наряду и параллельно с правом всегда имели место иные, периодически более эффективные инструменты регуляции общественных отношений. Данные обстоятельства обуславливают невозможность быстрого перехода Российского государства на исключительно правовые методы управления российским обществом. В частности, Профессор Людмила Александровна Морозова отмечая данную особенность, определяет ее как основную сущностную черту современной российской государственности, подчеркивает «существование наряду с демократическими элементами авторитарных методов и средств управления».1

Несмотря на вышеперечисленные факторы, актуальность концепции правового государства остается довольно значительной. На протяжении последнего двадцатилетия, редко какой учебник по теории государства и права вышел без соответствующего раздела, посвященного изучению концепции правового государства. Данная тема не редко поднимается на радио и телевидение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что российское общество, по крайней мере, некоторая его часть, имеет стойкую потребность обсуждать и дискутировать насчет данного научного явления.

Вышеуказанные обстоятельства и определяют актуальность данной работы.

Цель данной работы: Определить понятие правового государства. Выявить и рассмотреть основные, базовые, аспекты, обуславливающие реальное существование правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:

1)  Изучение истории развития концепции правового государства

2) Изучение взглядов основных  отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной  концепции.

3) Изучение признаков правового государства.

4) Анализ конституций России, Франции и Германии на предмет закрепления основных принципов правового государства.

При написании данной работы использовались такие нормативные источники как:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958
  3. Основной закон Федеративной Республики Германия

Основным литературным источником послужил учебник «Теория государства и права» написанный под редакцией доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Марченко.

 

Глава 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей и просто передовых людей своей эпохи. Различные ученые древности, средневековья, нового и новейшего времени периодически ставили вопросы типа – что такое правовое государство? Какова цель и назначение правового государства? Каковы его существенные признаки и черты?

Смысл и содержание идеи, разумеется, не были одинаковыми у различных мыслителей, однако, независимо от формы представления о правовом государстве, его существование неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.

Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда бесконечная свобода оборачивается бесконечным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «закон -владыка над правителями, а они его рабы». Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством

правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители  подвержены

страсти,  закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами,

Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и

какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой.

С идеями легендарных мыслителей Древней Греции перекликаются и гуманистические воззрения древнеримских философов, политических и общественных деятелей. В первую очередь, речь идет о знаменитом римском ораторе, государственном деятеле и великом мыслителе - Цицироне.

Будучи сторонником естественного права, Цицирон исходил из того, что права и свободы человека не даруются кем-то сверху, по чьему-то желанию или велению. Они принадлежат любому человеку по самой природе. Так же, весьма важным в плане формирования общественных идей и наук, явился сформулированный Цицироном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только избранные граждане». Важным является и выработанное им положение, в соответствии с  которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы в чем-то «убеждать, а не ко всему принуждать посредством силы и угроз». Цицирон прославился своей борьбой за свободу и справедливость, своим гуманизмом направленным даже и в отношении рабов.

Эти блестящие идеи затухли на некоторый период, подернулась пылью, как и вся европейская культура после падения Римской империи. Однако, спустя примерно тысячелетие они вновь ворвались в умы передовых ученых и мыслителей своей эпохи. В период с XVI по XX  век, было очень много сделано для развития теории правового государства.

Так, живя в  XVII столетии, английский философ Дж, Локк выработал принципы взаимодействий частей власти в целях предотвращения ее захвата и подчинения одним лицом. Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости, суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства. Так, Локком, в новое время был поставлен и частично развит вопрос о «принципе разделения властей» известный еще со времен античных мудрецов. До логического завершения, уже теорию о «разделении властей» довел век спустя французский просветитель Шарль-Луи де Монтескье. Он справедливо полагал, что стабильный, безопасный для своего собственного народа механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов среди трех независимых ветвей власти.

Философские основы теории правового государства были созданы в том же столетии, великим германским философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на принципиальную необходимость опоры государства на право.

Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества взаимно заинтересованных людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому «законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя». «Если же государство уклоняется от данного принципа и не обеспечивает охрану законов, то в таком случае, оно рискует потерять доверие и уважение своих граждан – утверждает Кант.

Идеи правового государства занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых, писателей, просветителей. Особенно углубленно этот вопрос изучали такие блестящие учёные как: С.А. Котляровский, Н.М. Коркунов, И.В. Михайловский, В.М. Гессен и другие.

В наше время, идея правого государства, государства базирующегося на принципе подчинения праву, так же очень популярна. На сегодняшний день эти мысли, прямо или косвенно отражены в законодательствах и даже конституциях значительного числа современных государств. В частности, согласно первой части,  первой статьи Конституции Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Россия провозглашается правовым, а в статье седьмой еще и «социальным» государством. Этому соответствуют и другие статьи данной конституции. Конечно, такое представление о России, данное действующей конституцией, о сегодняшней и вчерашней России в которой во многом процветают и процветали произвол, коррупция и нищета, выглядит, на мой взгляд, явно преувеличено. Однако не стоит забывать, что любое государство, в силу множества объективных и субъективных причин никогда не станет правовым «до конца».

Однако, тем не менее, споры на этот счет ведутся не переставая. Идея правого государства бурно развивается, и сегодня популярна как никогда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Прежде чем перейти к определению понятия правового государства, необходимо признать тот факт что – идея правового государства это сложное многоуровневое и динамично развивающиеся в общественных и государственных науках явление. С течением времени оно приобретает новые трактовки, обзаводится новыми признаками. Однако, стоит точно иметь ввиду, что правовое государство всегда, так или иначе остается государством и однозначно обладает всеми присущими любому государству признаками. Правовое государство не отождествляется с обществом и не растворяется в обществе. Правовое государство, как и любое другое государство, представляет собой организацию публичной власти,  обладающую государственным суверенитетом и правом применения законного насилия. Однако правовое государство, помимо обладания общеродовыми признаками, имеет и свои, специфические, которые позволяют отделять его от остальных, не правовых государств.

Информация о работе Признаки правового государства