Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа
Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинство современных ученых до сих пор определяют положение современного российского государства как переходного к тем идеям, что закреплены в ее же конституции двадцатилетней давности.
СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – способность управлять поведением людей с помощью авторитета, убеждения или принуждения.
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ - аппарат государственных служащих, постоянно и повседневно осуществляющих функции государственной власти и управления на профессиональной платной основе.
ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.
ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления деятельности государства, выражающие его социальную сущность и назначение в обществе.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – способ организации государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высшей (верховной) государственной власти в государстве.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – политико-территориальная организация государственной власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система государственных органов, объединенных общими принципами и целями, призванных осуществлять задачи и функции государства.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств.
НОРМЫ МОРАЛИ – правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.
ПРЕЦЕДЕНТ - решение компетентного органа государственной власти, используемое как образец для решения других аналогичных дел.
ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ - соглашение двух или более субъектов, содержащее правовые нормы.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ – признаваемая государством способность лица или организации быть субъектом правовых отношений.
ПРОБЕЛ - неполнота действующего законодательства, отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
ЗАКОННОСТЬ – режим общественно-политической жизни, состоящий в соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечении субъективных прав, обоснованном и целесообразном применении норм права, исключении произвола из общественной жизни.
ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ – выработанные общественно-политической и юридической практикой требования, обеспечивающие поддержание режима законности в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – материальные, организационные и идеологические, в том числе юридические, условия и предпосылки, обеспечивающие соблюдение режима законности.
ПРАВОПОРЯДОК – основанная на праве и законности организация общественной жизни; состояние правовой упорядоченности общественных отношений.
Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей и просто передовых людей своей эпохи. Различные ученые древности, средневековья, нового и новейшего времени периодически ставили вопросы типа – что такое правовое государство? Какова цель и назначение правового государства? Каковы его существенные признаки и черты?
Смысл и содержание идеи, разумеется, не были одинаковыми у различных мыслителей, однако, независимо от формы представления о правовом государстве, его существование неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.
Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда бесконечная свобода оборачивается бесконечным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.
Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «закон -владыка над правителями, а они его рабы». Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством
правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены
страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами,
Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и
какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой.
С идеями легендарных мыслителей Древней Греции перекликаются и гуманистические воззрения древнеримских философов, политических и общественных деятелей. В первую очередь, речь идет о знаменитом римском ораторе, государственном деятеле и великом мыслителе - Цицироне.
Будучи сторонником естественного права, Цицирон исходил из того, что права и свободы человека не даруются кем-то сверху, по чьему-то желанию или велению. Они принадлежат любому человеку по самой природе. Так же, весьма важным в плане формирования общественных идей и наук, явился сформулированный Цицироном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только избранные граждане». Важным является и выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы в чем-то «убеждать, а не ко всему принуждать посредством силы и угроз». Цицирон прославился своей борьбой за свободу и справедливость, своим гуманизмом направленным даже и в отношении рабов.
Эти блестящие идеи затухли на некоторый период, подернулась пылью, как и вся европейская культура после падения Римской империи. Однако, спустя примерно тысячелетие они вновь ворвались в умы передовых ученых и мыслителей своей эпохи. В период с XVI по XX век, было очень много сделано для развития теории правового государства.
Так, живя в XVII столетии, английский философ Дж, Локк выработал принципы взаимодействий частей власти в целях предотвращения ее захвата и подчинения одним лицом. Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости, суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства. Так, Локком, в новое время был поставлен и частично развит вопрос о «принципе разделения властей» известный еще со времен античных мудрецов. До логического завершения, уже теорию о «разделении властей» довел век спустя французский просветитель Шарль-Луи де Монтескье. Он справедливо полагал, что стабильный, безопасный для своего собственного народа механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов среди трех независимых ветвей власти.
Философские основы теории правового государства были созданы в том же столетии, великим германским философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на принципиальную необходимость опоры государства на право.
Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества взаимно заинтересованных людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому «законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя». «Если же государство уклоняется от данного принципа и не обеспечивает охрану законов, то в таком случае, оно рискует потерять доверие и уважение своих граждан – утверждает Кант.
Идеи правового государства занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых, писателей, просветителей. Особенно углубленно этот вопрос изучали такие блестящие учёные как: С.А. Котляровский, Н.М. Коркунов, И.В. Михайловский, В.М. Гессен и другие.
В наше время, идея правого государства, государства базирующегося на принципе подчинения праву, так же очень популярна. На сегодняшний день эти мысли, прямо или косвенно отражены в законодательствах и даже конституциях значительного числа современных государств. В частности, согласно первой части, первой статьи Конституции Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Россия провозглашается правовым, а в статье седьмой еще и «социальным» государством. Этому соответствуют и другие статьи данной конституции. Конечно, такое представление о России, данное действующей конституцией, о сегодняшней и вчерашней России в которой во многом процветают и процветали произвол, коррупция и нищета, выглядит, на мой взгляд, явно преувеличено. Однако не стоит забывать, что любое государство, в силу множества объективных и субъективных причин никогда не станет правовым «до конца».
Однако, тем не менее, споры на этот счет ведутся не переставая. Идея правого государства бурно развивается, и сегодня популярна как никогда.