Проблема безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество XX века. Данная проблема актуальна на сегодняшний день в связи с кризисом. Любой экономический кризис не зависимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространённых способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего предпринимательства  остается одной из основных проблем  в России. Согласно опросу «Исследования  сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса [18].

 

В результате 95 тыс. человек  нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее  не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли  претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [8]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты [10, с.265].

5. Помощь студентам.  Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в этом году  должна стать организация стажировок  для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году  около 200 тысяч человек прошли  переобучение. Этого не достаточно, поскольку поданным Центра социальной  политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году [8].

Все эти меры хоть и  имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме

 

 

снижения уровня безработицы  на 2,8 % в 2010 году и напряженности  на рынке труда.

 

2.3 Проблема безработицы в США                                 

 

Массовая безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим бедствием для американского народа. По оценкам Департамента труда безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов  безработица гораздо выше, например,  в Мичигане она превышает 15 процентов.

Бюро статистики  при Департаменте труда США систематически публикует  данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).   

Высокий уровень безработицы  в штате Мичиган связан с тяжелым  состоянием автомобильной промышленности, в  Калифорнии - дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе.  Известно также, что в штате Вашингтон и в Вирджинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

Во время рецессии 2009 г. безработица охватывает все  отрасли экономики и сферы  услуг в США: не только  промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. 

Наибольшее сокращение штата произошло в таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная 

 

 

торговля, наименьшее - в  горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве.   В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная  (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

При этом наибольший уровень  безработицы был зафиксирован среди  жителей  США, находившихся  в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная.  

При сравнении структуры  безработицы по половому признаку в  США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения  не значительные (доля женщин в нашей  стране на 3,5 % больше).

Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек больше, чем  женщин. Количество безработных мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В феврале 2009 года безработных женщин в США  было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента) [13]. 

В России в отличие от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

В условиях активного  рынка труда сравнительно большое  число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако

 

 

продолжительность таких  периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест [9, с.246].

 

2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с  российскими методами

                                      

В 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в  комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1. Помощь нуждающимся 

Чтобы получить пособие  по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.  

Расчет уровня пособия  определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

 

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в  семье безработного детей и иждивенцев.

Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено  обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2. Инфраструктурные проекты 

Предусматривает такие  проекты, как строительство новых  дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США Барак  Обама предложил снизить налоговое  бремя на малый бизнес, в том  числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия  малого бизнеса могут списывать  с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

 

 

 

Кроме того, президент  США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн долларов США до 5 млн долларов США [20].

Поддержка малого бизнеса  действует и в России, однако комплекс мероприятий сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

В поле зрения американской политики занятости попала задача улучшения  структуры рабочих мест. Разрабатываются  программы, направленные на оптимальное  использование потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

В отличие от российских методов, политика занятости в США подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. [13]

Изучение российских и американских методов борьбы с  безработицей показало, что в сравнении  со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности  у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском и американском рынках труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

При исследовании проблемы безработицы в России и США  была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений.

Основной проблемой  в структуре российской безработицы  является ее скрытый характер, а  также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009 году была принята антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.

Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработице в России является ее  краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Политика по борьбе с  безработицей в США происходит эффективнее, поскольку она способна не только снизить уровень безработицы  до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение инфраструктурных  проектов как основного способа  снижения безработицы; 

 

2) снижение налогового  бремени в момент кризиса как  способ поддержания малого бизнеса;

3) индивидуальный подход  к каждому безработному, предоставлению  каждому трудоспособному члену  общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей  степени развить и реализовать  свой потенциал, получая соответственно  достойное вознаграждение за  свой труд.

4) дифференциация уровня  пособия по безработице в зависимости  от наличие в семье безработного  детей и иждивенцев.

Крайне важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Список использованных  источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина.- М.: ДИС, 2002.-320с.

Информация о работе Проблема безработицы