Проблема измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности в России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:51, реферат

Описание работы

В реферате был произведен анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни России и США, исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения и рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Бедность и ее оценки
1.1 Концепции бедности
1.2 Показатели бедности
1.3 Социально-демографический портрет бедных
Глава2. Динамика уровня бедности в России и зарубежной практике
2.1 Американская бедность
2.2 Факторы, влияющие на бедность в Америке
2.3 Бедность в России
Масштабы бедности в России
Глубина бедности
Структура российской бедности
2.4 Причины динамики бедности в России
География абсолютной бедности России
2.5 Измерение бедности в России
Глава 3. Пути преодоления бедности в России
3.1 Причины бедности в России
3.2 Возможные стратегии борьбы с бедностью
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Борьба с бедностью  в США.

Правительством и неправительственными организациями были предприняты  различные меры по сокращению уровня нищеты и ее последствий. Они варьируются  от локальных усилий до кампаний, проводимых в национальном масштабе. Предпринимаемые меры нацелены на конкретные группы, страдающих от нищеты, такие как дети, люди, страдающие аутизмом, иммигранты, бездомные. Программы по борьбе с нищетой используют различные методы, такие как пропаганда, просвещение, социальная работа, непосредственная помощь или благотворительность, организация общин, а также изменение законодательства.

Недавние дискуссии были сосредоточены на необходимости  разработки стратегии, направленной как  на "подоходную бедность", так  и на и "бедность активов". Сторонники подхода считают, что традиционные меры, предпринимаемые государством в борьбе с бедностью, сосредоточены исключительно на повышении доходов бедных слоев населения, в рамках таких программ, как помощь семьям с детьми-иждивенцами и продовольственные талоны. Эти программы дают мало, если вообще что-либо дают, чтобы помочь бедным наращивать материальные активы и начать вырываться из нищеты самостоятельно. Некоторые специалисты настаивают на создании государственной сберегательной программы для стимулирования накопления денежных средств бедными и малообеспеченными людьми и семьями.

 

2.3 Бедность  в России

 

Официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции  абсолютной бедности: к бедным относятся  домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.

Согласно статье 1 Федерального закона О прожиточном минимуме в  Российской Федерации (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина - это  минимальный набор (в натуральном  выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.

Прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается законодательно (статья 2 рассматриваемого Федерального закона) для следующих целей:

·оценки уровня жизни населения  Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и  федеральных социальных программ;

·обоснования устанавливаемых  на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также  определения размеров стипендий, пособий  и других социальных выплат;

·формирования федерального бюджета;

·оценки уровня жизни соответствующего субъекта Российской Федерации;

·оказания социальной помощи малоимущим гражданам;

·формирования бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Согласно Российскому  законодательству, федеральная потребительская корзина, федеральный прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры), а также методические рекомендации по разработке потребительской корзины и величины прожиточного минимума устанавливаются Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации устанавливаются, соответственно, законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций, особенностей местного потребления и др. Официально установленные прожиточные минимумы (федеральный и региональные) пересматриваются ежеквартально[4].

Масштабы бедности в России.

Снижение реальных доходов населения и их чрезмерная дифференциация - это две основные тенденции в изменении уровня жизни граждан России с начала 90-х годов 20 века по настоящее время.

Уровень бедности, доля бедного  населения - это основной показатель, который используется в официальных оценках проблемы бедности и социальных программ, направленных на её снижение. Это численность или процент населения, живущего ниже официального прожиточного минимума. Надо сказать, что Россия первой на постсоветском пространстве в 1992 г. ввела официальную методику расчёта уровня бедности на основе минимальной потребительской корзины. C 2000 г. её размер и величина прожиточного минимума рассчитываются нормативным путём по единой методологии, что закреплено законом, и размер потребительской корзины пересматривается ежеквартально. Так, в начале февраля 2008 г. Правительство РФ установило общероссийский прожиточный минимум за III квартал минувшего года в размере 3879 руб. на душу населения, что должно включать квартплату, услуги ЖКХ, питание, одежду, транспорт и не включает оплату высшего образования детей, платные медицинские услуги бесплатного здравоохранения и всего прочего, включая отпуск, развлечения и т.п. Для работающих прожиточный минимум установлен в 4197 руб., для пенсионеров - в 3085 руб. и для детей - 3704 руб. в месяц.

Хотя речь идёт об измерении  абсолютной бедности, основывается оно  на двух, достаточно относительных, оценочных  показателях. Эти два ключевых показателя - прожиточный минимум и уровень  доходов семьи. Если доходы меньше прожиточного минимума, то семья в бедности и ей положены какие-то социальные льготы и выплаты; если семейные доходы выше прожиточного минимума, то она уже не бедная, скорее переходит в средний класс и должна сама решать свои финансовые проблемы.

С принятием  в 1997 г. Федерального закона о прожиточном  минимуме установлено, что этот прожиточный  минимум определяется на основании  потребительской корзины, которая  рассчитывается ежеквартально и  включает затраты на основные, минимально необходимые населению продукты питания и непродовольственные товары и услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.

Это официальный  уровень бедности. Если доходы ниже стоимости потребительской корзины, то данная семья или слой населения  живут в бедности.

Сама идея - это отклик на международные нормы. Они есть во всех развитых странах: в США потребительская корзина включает 300 продуктов и услуг, во Франции - 250, в Великобритании - 250, в Германии - 475. В смысле детализации мы не хуже других - с 1992 г. в нашу корзину вошло 407 наименований товаров и услуг. Последний закон О потребительской корзине был принят в 2006 г., и в нём устанавливаются эти минимальные нормы потребления, которые несколько выше предыдущих норм 2004 г. Исходя из международных норм, бедным рекомендуется есть больше мяса, рыбы, овощей и фруктов и меньше - картошки и макарон.

По поводу содержания самой корзины набора минимальных  и достойных норм потребления  у народа много нареканий. Однако основная проблема в другом: до этой нормы потребления не дотягивает значительная часть населения.

Еще один важный фактор при оценке бедности - определение  доходов населения, с которыми можно  было бы сравнить этот прожиточный  минимум. Доходы населения измеряются двумя основными методами. Один - это данные официальной статистики - по ним известно, сколько выплачено зарплаты частными и государственными фирмами и предприятиями, (ни для кого не секрет, что теневая зарплата, хотя и снижается, составляет больше 40% декларируемой), сколько выплачено пенсий и различных социальных выплат и льгот. Другой метод - это социологические опросы самих граждан, домохозяйств. Такие опросы проводятся регулярно всероссийскими и региональными службами общественного мнения и в виде выборочных исследований Госкомстата, например НОБУС в 2003 г. На основании этих данных определяется индекс численности бедного населения как разница между доходами и прожиточным уровнем народа.

Результаты  замеров этими двумя методами существенно различаются (табл. 1). Например, в 2003 г. исследования показали следующие расхождения в оценках между статистической и полученной при обследовании жизни семей, домохозяйств (НОБУС).

 

 

Некоторое представление  о ситуации в разных странах на начало века даёт табл. 2.

По официальным  статистическим данным, уровень бедности - процент людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, за годы реформ выглядит следующим образом (рис. 1).

 

 

Очевидно, что  оценка доли населения, чьи доходы ниже прожиточного минимума, зависит от того, как считать доходы и что  такое прожиточный минимум. Тем не менее это достаточно удобный показатель для практических целей - в одной и той же стране он позволяет в какой-то степени оценить динамику жизненного уровня и эффективность государственной политики по снижению бедности.

Глубина бедности.

Важная характеристика бедности это её глубина, т.е. оценка того, насколько бедны люди, живущие ниже черты бедности. Она измеряется как дефицит доходов бедных семей по отношению к прожиточному минимуму. Понятно, что если большинство бедных лишь немного недобирают до величины прожиточного минимума, то их нуждаемость не столь велика по сравнению с ситуацией, когда доходы людей составляют лишь половину прожиточного минимума и меньше - что характеризуется как нищета. По этому показателю следует, что российская бедность неглубока. В среднем для всех бедных дефицит доходов составляет около 30% от величины прожиточного минимума. Для двух третей бедных дефицит доходов составляет менее 40% от прожиточного минимума и дефицит свыше 60% - лишь у одной десятой бедных. Для государственной социальной политики это означает, что для большинства бедных нужна не столь значительная социальная поддержка, чтобы они вышли за границы бедности.

С другой стороны, выход за черту официальной бедности не означает, что люди переходят  в средний класс. Они останутся в слое малообеспеченных людей, чей доход составляет не более двух прожиточных минимумов и кто скатывается обратно в бедность при любом изменении экономического положения - при рождении ребёнка в семье или всплеске инфляции в стране.

Структура российской бедности.

В оценках численности  бедных в различных социально-демографических  группах присутствует существенное непонимание. Распространённое представление, что основная причина бедности - это старость. Переставая работать, выходя на пенсию, люди автоматически попадают в категорию бедных. Соответственно, большинство бедных - это пенсионеры. При общем уровне бедных среди пенсионеров, не отличающемся от показателей других возрастных групп, данные выборочных обследований показывают более высокий уровень бедности среди одиноких пенсионеров старших возрастов, 90% которых составляют женщины. И повысив пенсии, что сейчас и делается, можно быстро и радикально уменьшить размер бедности в стране. На самом деле ситуация гораздо сложнее и драматичнее. У российской бедности скорее детское лицо, а не старческое. В общем числе бедных домохозяйств семьи с детьми составляют 61% при том, что в общем числе домохозяйств таких семей вдвое меньше - 37%. В то же время семей пенсионеров среди бедных семей насчитывается лишь 9% при общей численности семей пенсионеров в 29%. Наконец, треть бедных, 30% - это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи доходы, зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума.

В новых экономических  условиях, как и в советское  время, в наиболее сложном материальном положении оказались неполные и многодетные семьи: доля бедных среди них достигает 60-80%. Многодетные семьи попадают в бедные не только из-за высокой иждивенческой нагрузки детьми, но и из-за низких индивидуальных доходов родителей, имеющих более низкие заработки. Такие же причины бедности неполных семей. Высоким риском попадания в бедные характеризуются семьи, имеющие в своем составе инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Помимо традиционных для России (кроме безработных) групп бедного населения, данные выборочных бюджетных обследований семей показывают, что в России появились новые бедные. Это полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имеют доходы ниже прожиточного минимума. 60% этих новых бедных имеют в своем составе неработающих взрослых и пенсионеров с низкими пенсиями, а 40% - родителей, работающих в бюджетных отраслях, а также в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в общественном питании, т.е. там, где низкие заработки.

Социально-демографическая структура бедности приведена в табл. 3. Идущее и планируемое повышение пенсий вплотную приблизит их средний уровень к прожиточному минимуму, что, несомненно, улучшит тяжёлое экономическое положение и качество жизни пенсионеров. Но главная проблема российской бедности остаётся - низкий уровень зарплат в большинстве секторов экономики за исключением топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей. В лёгкой промышленности треть работников получают зарплату ниже прожиточного уровня, в сельском хозяйстве - две трети, в здравоохранении, образовании и культуре - от четверти до половины.

В целом по экономике 24% зарплат ниже прожиточного минимума. Половина общей численности бедных в стране - это работающие бедные. Неудивительно, если, по данным Международной организации труда, средняя месячная зарплата в России составляет 300 долл. (сейчас, по российским данным, около 430 долл.), в Бразилии - 450 долл., в Германии - 2770, США - 2800 и Японии - 3100 долл. Понятно, что к нам идут инвестиции - с такими зарплатами и прибыли могут быть в десять раз выше.

Усилился еще  один аспект бедности - гендерный. В  современной России можно говорить о феминизации бедности. Это обуславливается  отставанием женщин в профессиональной карьере (несмотря на более высокий уровень образования женщин), более низкой оплатой труда в отраслях с преимущественной занятостью женщин, соответственно и с более низкими размерами пенсий. В условиях рыночных отношений все эти различия только усилились. Более низкая конкурентоспособность женской рабочей силы связана с репродуктивными функциями и двойной занятостью женщин (на производстве и в домашнем хозяйстве), национальным менталитетом, негативно относящимся к женской карьере.

Информация о работе Проблема измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности в России)