Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5

Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17

Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26

Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36

Файлы: 1 файл

все.docx

— 394.16 Кб (Скачать файл)

Денежные доходы в расчете  на душу населения в январе 2012 г. сократились по сравнению с январем 2011 г.  в реальном выражении на 6,3 процента.  Отношение среднедушевых  денежных доходов населения к  минимальному потребительскому бюджету  составило 1,8 раза, бюджету прожиточного минимума - 2,8 раза (в январе 2011 г. - 2,1 и 3,4 раза соответственно).

Удельный вес основных источников формирования денежных доходов  населения (оплаты труда и трансфертов  населению) в общей сумме денежных доходов в январе 2012 г. составил 86,1 процента и был ниже января 2011 г. (87,1 процента).

В феврале 2012 г. номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 2 964,2 тыс. рублей, что на 106,2 процента выше уровня февраля 2011 г..[9, с. 78]

В феврале 2012 г. продолжилось замедление снижения реальной заработной платы, начавшееся в предыдущем месяце, что связано с увеличением  с 1 января 2012 г.  тарифной ставки I разряда  на 32,5 процента, введение корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам бюджетных организаций и невысокие темпы потребительских цен.

Продолжает сохраняться  значительная дифференциация заработной платы в разрезе видов экономической  деятельности. В 2011 году в реальном секторе экономики значительным образом изменен механизм регулирования  оплаты труда:  расширены права  и возможности нанимателей по установлению систем оплаты труда,  максимально учитывающих вклад  работника.  [1, с. 76]

В январе 2012 г.  работники 68,2 процента организаций республики  (без учета микроорганизаций и  малых организаций негосударственной  формы собственности)  получали заработную плату от 2  до 3 млн.  рублей при  среднереспубликанском ее уровне, равном 2,88 млн. рублей

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-феврале 2012 г.  увеличилась по сравнению  с январемфевралем 2011 г.  на 102,9 процента и составила 2 577,2 тыс.  рублей,  но в реальном выражении она снизилась  на 2,7 процента.  Однако по сравнению  с январем 2012 г. реальная заработная плата работников бюджетных организаций  выросла в феврале 2012 г. на 3,3 процента, что немного больше, чем рост заработной платы всех работников по республике.[5,с. 54]

Таблица 2-2  Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения; тысяч рублей в месяц)

 

Все население 

В том числе по соц.-демографическим  группам населения

   

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети в возрасте до 3 лет

Дети в возрасте от 3 до 16 лет

2000

38,0

40,2

31,3

30,7

41,1

2005

158,1

174,4

140,1

131,8

182,2

2009

255,2

271,5

227,4

227,4

312,1

2010

296,9

324,6

262,2

262,0

361,3

2011

706,9

765,0

567,5

581,2

760,0


Источник[15, с.65]

Различные подходы к оценке эффекта от масштаба в домохозяйствах приводят к различным оценкам  их размера, что в свою очередь  влияет на величину медианного дохода и черты относительной бедности соответственно. Черта относительной бедности – 60% от медианного дохода – в 2011 г. (с учетом корректировки размера домохозяйства по национальной шкале эквивалентности) составила BYR 552.9 тыс. в месяц на человека.

Бюджет прожиточного минимума – черта абсолютной бедности –  в 2011 г. увеличился на 10.6% г/г в номинальном  выражении (2.7% г/г в реальном выражении) и составил BYR 275.1 тыс. в месяц (вдвое  меньше, чем черта относительной  бедности). 

Для сравнения, средние располагаемые  ресурсы на душу населения в 2011 г. увеличились на 19.2% в номинальном  и на 10.7% в реальном выражении  и достигли BYR 778.7 тыс. в месяц. [1, с. 98]

 

Таблица 2-3 Удельный вес малообеспеченного населения

 

2000

2005

2009

2010

2011

Все население 

В том числе:

Мужчины

Женщины

41,9

 

42,9

41,0

12,7

 

13,3

12,2

5,4

 

5,9

5,1

5,2

 

5,3

5,0

7,3

 

7,5

7,1

Население проживающее в:

Городах и поселках городского типа

Сельских населенных пунктах

 

 

37,9

50,8

 

 

10,9

16,7

 

 

4,0

9,5

 

 

3,8

8,9

 

 

5,8

11,5

Население в возрасте, лет

0-17

18-24

25-54

55-59

60 и старше

 

53,2

42,9

39,7

29,0

17,8

 

20,4

13,7

12,1

5,3

4,0

 

10,1

5,3

5,1

1,9

0,9

 

9,9

5,3

4,9

2,1

0,5

 

13,3

6,8

7,0

3,2

1,7


Источник[10]

Абсолютная бедность (удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума) в 2011 г. составила  всего 5.2% населения. Относительная  бедность, напротив, увеличилась. В  особенности рост заметен.

 

 

 

Таблица 2-4 Уровень бедности

 

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень бедности, % населения  ниже национальной черты бедности

 

7,7

 

6,1

 

5,4

 

5,2

 

7,3


Источник[9, с. 34]

Рост  доходов населения  в 2011 г. объективно должен был снизить  абсолютную бедность, но одновременный  рост относительной бедности говорит  о том, что бедные от него выиграли в меньшей степени, чем более  обеспеченные слои населения. Коэффициент  Джини, отражаю

щий неравенство, подтверждает некоторое увеличение расслоения в  обществе – он вырос, согласно нашим  оценкам, с 27.3 до 27.5. Однако неравенство  в Беларуси оставалось умеренным  и сопоставимым со странами Скандинавии  и континентальной Западной Европы.

Другой показатель степени  социального неравенства – коэффициент  фондов, рассчитанный как соотношение  доходов 20% самых богатых людей  к 20% самых бедных – также вырос  в Беларуси в 2011 г.

Доходы богатых превышают  доходы бедных в 3.4 раза, если не учитывать  шкалы эквивалентности.

Величина уровня бедности ничего не говорит о том, насколько  бедны попавшие за черту бедности. Например, если доход большинства  малообеспеченного населения близок к черте бедности, то относительно небольшое его увеличение может  перевести их за данную черту и  сделать небедными. Если  же  доход  значительной  части  бедных  намного  ниже  черты  бедности,  то  вывести  их  оттуда сложнее. [1,34]

Глубина абсолютной бедности крайне низкая, и существует большой 

потенциал ее дальнейшего  снижения. В 2010 г. этот показатель был  заметно выше – 11.5%. Соответственно, рост доходов 2011 г. не привел к существенному  сокращению абсолютной бедности, но ощутимо  уменьшил ее глубину. Более того, резко  сократилась крайняя бедность (доход  на 2/3 ниже черты бедности)

В случае относительной бедности ее глубина ощутимо выше, чем у  абсолютной. Относительная бедность после корректировок с использованием национальной шкалы эквивалентности  имеет глубину в 17.8%, что лишь незначительно  отличается уровня 2010 г.

Тем не менее, показатель глубины  относительной бедности является достаточно низким, а его дальнейшее снижение говорит о том, что рост относительной  бедности в 2011 г. происходил за счет увеличения доли населения с доходом, близким  к черте бедности. Удельный вес  населения с доходом в пределах 50–60% от медианного  (согласно национальной шкале эквивалентности) составил 5.5%, увеличившись по сравнению с 2010 г. Несмотря на снижение глубины относительной  бедности, удельный вес населения, проживающего в условиях крайней бедности (с  уровнем дохода менее 40% от медианного), в 2011 г. практически не изменился, оставшись  на уровне 2% Также существенно вырос  удельный вес населения с доходом  на уровне  40–50% от медианного –  с 4 до 4.6% (относительная бедность, национальная шкала эквивалентности). Снижение глубины  бедности в этом случае объясняется  тем, что в условиях повышения  медианного дохода увеличилось число  тех, чьи доходы ранее незначительно  превышали черту бедности и выросли  в меньшей степени, чем медианный  доход.

В целом такие изменения  в структуре доходов бедных и  людей, подверженных риску бедности, являются следствием некоторого увеличения неравенства.[5,с. 14](см.ПРИЛОЖ.Г)

 

2.2 Оценка дифференциации  доходов в Республике Беларусь

 

Домашнее хозяйство –  один из важнейших субъектов экономической  деятельности. Доходы домашних хозяйств входят в состав ВВП, по динамике изменения  которого можно сделать вывод  о состоянии экономики и тенденциях её развития. Поэтому деятельность государства направлена на рост заработной платы, выступающей основным, базовым  доходом как в совокупных доходах  семей,  так и в доходах бюджета. Политика доходов  в социально  ориентированной экономике, к числу  которых относится и экономика  Беларуси,  направлена, в том числе, на снижение степени неравномерности  распределения доходов по стране. На основании данных статистики домашних хозяйств Беларуси была проведена оценка степени дифференциации их доходов  в целом по стране. (см.ПРИЛОЖ.Д)

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение  численности населения и соответствующего этой численности уровня располагаемых ресурсов. В результате она показывает соотношение процентов всех располагаемых ресурсов и процентов всех их получателей. Если бы располагаемые ресурсы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть располагаемых ресурсов, 20% . пятую часть располагаемых ресурсов, 50% . половину и так далее, то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения (диагональ квадрата со сторонами от 0% до 100%).

Неравномерное распределение  характеризуется кривой Лоренца (линией фактического распределения), отстоящей  от прямой тем дальше, чем больше дифференциация.

Таблица 2-5 Распределение общего объема располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения

 

 

2000

2005

2009

2010

2011

Располагаемые ресурсы всего

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным группам населения:

первая(с наименьшими  располагаемыми ресурсам )

вторая

третья

четвертая

пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами)

 

 

 

9,3

 

13,7

17,5

22,5

37,0

 

 

 

9,6

 

14,3

17,7

22,4

36,0

 

 

 

9,6

 

13,9

17,1

22,1

37,3

 

 

 

9,4

 

13,9

17,5

22,5

36,7

 

 

 

9,2

 

13,8

17,4

22,6

37,0

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,270

0,256

0,268

0,265

0,284

Соотношение располагаемых  ресурсов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного  населения раз

 

4,0

 

3,7

 

3,8

 

3,9

 

4,0


Источник[15,с. 65]

 

Структура потребительских расходов по 20 % группам дает важную характеристику уровня жизни и доходов населения. Она позволяет выявить складывающиеся тенденции, как позитивные, так и негативные, в разрезе выделенных групп, проследить ее динамику за ряд лет, что, безусловно, является важнейшим материалом для выработки политики доходов населения на перспективу.

С 2000 по 2011 года соотношение  располагаемых ресурсов в Рспублике  Беларусь заметно не изменилось.

Информация о работе Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование