Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5

Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17

Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26

Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36

Файлы: 1 файл

все.docx

— 394.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов

 

    1.  Основные направления  государственного регулирования доходов

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право  людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная  политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Регулирование доходов населения;
  2. Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:
  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.[22,с.76]

Политика перераспределения  доходов включает:

  1. аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  2. предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  3. финансирование системы социальной защиты, включающей:

систему социального страхования;

  1. систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.[4, с. 65]

Социальная защита населения  предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым  в силу целого ряда причин, может  привести к сокращению эффективности  экономики в результате чрезмерного  роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей  трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств  на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные  социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.[21, с.87]

 

 

 

 

3.2 Система социальной защиты населения

 

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной  системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое  значение изучение опыта других стран  по решению социальных задач, адаптация  его к национальным принципам  социальной политики.

Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в  разных странах и международных  организациях. В одних случаях  в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия  жизни человека (например, благоприятную  экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения  и помощи безработным. 
По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж).

Первая система устанавливает  связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются  теми выплатами, которые выплачиваются  на протяжении всей активной жизни. Таким  образом, социальные выплаты принимают  форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной  политической задачей считают охрану доходов.

Вторая система исходит  из того, что любой человек имеет  право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех  странах, которые выбрали эту  модель, действует система общественного  страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный  доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы  социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет  ответственность государство –  охрана минимальных доходов.

Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в  мировой практике либеральная, социал-демократическая  и консервативная модели. [11, с. 67]

Общими для всех моделей  социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для  всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно  нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих  подходах и принципах:

  • праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
  • адресности социальной помощи; 
    -разнообразии форм и видов социальной помощи;
  • предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
  • реформировании пенсионной системы;
  • реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [20, с 256]

Происходящие перемены в  экономике, политике, духовной сфере  Республики Беларусь повлекли за собой  существенные перемены в системе  социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию  и стабилизацию социальных отношений.

Появились новые формы  работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные  формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной  политики, осуществляется принцип помощи и т. д.

В республике идет поиск  наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных  подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.[17, с. 196]

 

3.3  Перспективы  развития политики доходов

 
  Главными целями политики доходов являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства в области  доходов будет направлена на:

- повышение уровня реальных  располагаемых денежных доходов  населения, в том числе реальной  заработной платы как основного  источника их формирования и  важного стимула активизации  трудовой деятельности;

- дальнейшее развитие и оптимизацию  государственной системы адресной  социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы  будет обеспечен путем:

- предоставления широких прав  субъектам хозяйствования в выборе  форм и систем заработной платы;

- установления прямой зависимости  повышения заработной платы от  показателей эффективности производства, качества и производительности  труда;

- создания экономических предпосылок  для легализации всех трудовых  доходов;

- роста доходов от самозанятости  и предпринимательской деятельности.

Государственная политика будет направлена на создание условий и возможности  трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих  потребностей и обеспечить достойный  уровень жизни для себя и своей  семьи с опорой на собственные  силы. Она будет формироваться  с учетом того, что благополучие граждан должно зависеть от их личного  трудового вклада, квалификации и  предприимчивости.[12, с. 236]

В современных условиях заработная плата должна в полной мере выполнять  свою стимулирующую функцию. Наиболее актуальным становится повышение мотивационного потенциала заработной платы и увязка механизма ее роста с результатами труда.

Мотивация труда будет базироваться на создании новых гибких систем оплаты труда, внедрении прогрессивных  видов премирования во взаимоувязке с показателями производительности труда и качества продукции, личным вкладом каждого работника в  повышение эффективности деятельности организаций.

Будет усилена роль минимальной  заработной платы как государственного минимального социального стандарта  в сфере труда на основе поддержания  ее размера на уровне не менее трети  от средней заработной платы по республике. Дальнейшее повышение оплаты труда  работников бюджетной сферы имеет  целью последовательное приближение  тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума.[16, с. 321]

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Для этого необходимо:

- поддержание реального уровня  пенсионных выплат, увязанного с  ростом реальной заработной платы,  изменением стоимости жизни и  возможностями экономики в целом;

- определение минимальных государственных  пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности  среди пожилых и инвалидов;

- повышение эффективности государственных  пенсионных расходов, в том числе  на основе рационализации пенсионных  норм, ориентированной на усиление  зависимости размера пенсий от  личного участия в финансировании  пенсионной системы;

- содействие развитию программ  дополнительного добровольного  пенсионного страхования в рамках  коммерческого страхования и  привлечение к активному участию  в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач  будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам самим  формировать свой пенсионный доход  в соответствии с личными ожиданиями.[18, с. 563]

Эффективность социальной поддержки  населения будет достигаться  путем:

  • выработки действенных мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • усиления адресности оказания социальной помощи;
  • внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
  • создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
  • улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания (создание домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе).

Информация о работе Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование