Проблема скрытой безработицы: мнения ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение скрытой безработицы как экономической категории и социально-экономического феномена.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
▪ проанализировать понятие «скрытая безработица» и ее статистические показатели
▪ изучить проблемы скрытой безработицы в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и формы скрытой безработицы 5
1.1. Безработица: теоретические основы анализа 5
1.2. Скрытая безработица в рыночной экономике 9
2. Мнения ученых по сути проблемы скрытой безработицы 13
2.1. Анализ мнений различных ученых по проблеме скрытой безработицы 13
2.2. Обобщение взглядов ученых на проблему исследования 15
3. Учет скрытой безработицы в политике занятости 18
3.1. Анализ состояния занятости в современной России 18
3.2. Рекомендации по минимизации скрытой безработицы в современной России 22
Заключение 28
Список используемой литературы: 30

Файлы: 1 файл

Скрытая безработица.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

На Европейской части  страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы –  степные  регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический  район, включая Калининградскую  область.

 

3.2. Рекомендации по минимизации скрытой безработицы в современной России

 

Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия  на трудовую сферу (рынок труда) для  достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения16.

Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Государственную политику занятости следует рассматривать  как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и  местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

1) согласование целей  и приоритетов политики занятости  с экономической, социальной, демографической,  миграционной политикой.

2) согласование системы  целей и приоритетов политики  занятости с финансово-кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой. 

3) политику трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. Основа данного блока - политика органов Государственной службы занятости на рынке труда.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в субъекты Российской Федерации за период январь-сентябрь 2008 г. прибыло около 5 тысяч переселенцев (по данным ФМС России).

Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в общем объеме предложения рабочей силы доля выпускников учебных заведений ежегодно составляет 15–20 %, кроме того, в силу известных обстоятельств, молодые специалисты, по сравнению с опытными работниками, имеют низкую стартовую конкурентоспособность.

Поэтому диспропорция между  структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса.

В сложившейся практике эта проблема частично решается путем  согласования со службами занятости  структуры и объемов подготовки и переподготовки кадров, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему взаимоотношений с предприятиями17.

Однако кардинальное решение проблемы обусловливает  необходимость учета всех факторов, влияющих на воспроизводство рабочей  силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирования развития экономики  регионов и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом их склонностей и потребностей экономики.

Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда.

Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.

Сейчас остро стоит  вопрос безработицы в моногородах, тех, которые строились вокруг одного предприятия, а оно теперь остановилось, и работать больше негде.

Уровень скрытой безработицы в России остается сильно дифференцированным: различия по округам достигают 3,4 раза, а по регионам - 27 раз. Об этом сообщается в докладе Росстата о занятости и безработице в апреле.

Проблема скрытой молодежной безработицы имеет первостепенную важность. Необходимо также отметить, что человек, не работающий  по специальности в ближайшие годы после того, как закончит обучение, теряет профессиональные навыки. И накопленный человеческий потенциал (на процесс накопления которого государство тратит деньги) не реализуется.

С позиций этих двух проблем: скрытой женской и молодежной безработицы, мы проанализировали программы правительства Пермского края по борьбе с безработицей.

В результате анализа программы  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2009 -2010 гг. мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, основным методом  по борьбе, как с молодежной, так  и с женской безработицей является организация ярмарок вакансий, причем специализированно женских, специализированно молодежных.

Во-вторых, в качестве мер борьбы с молодежной безработицей предлагается следующее:

  • организация общественных работ;
  • оплачиваемая стажировка молодежи с целью приобретения опыта и повышения конкурентоспособности на рынке труда.
  • материальная поддержка переезжающим в другой населенный пункт на новое место работы;
  • содействие развитию малого предпринимательства;

В-третьих, проблеме гендерной  дискриминации, и вследствие этого  значительной женской безработице, внимания уделяется еще меньше. В программах до 2010 года она вообще не учитывается, лишь в 2011 году предлагается ряд мер, направленных на борьбу с женской безработицей:

  • профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
  • переобучение женщин, которые работают в тяжелых условиях.

В целом, следует сказать, что правительство Пермского  края уделяет недостаточно внимания проблемам молодежной и женской  безработицы. Предлагаемые меры зачастую носят временный и поверхностный  характер, что явно недостаточно для изменения ситуации на рынке труда по данным параметрам.

Во многих регионах разрабатываются  программы содействия занятости  в соответствии с пунктом 5 постановления  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2008 № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Реализация подобных программ направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение конкурентоспособности  на рынке труда работников, находящихся  под риском увольнения.

2. Стимулирование сохранения  и создания рабочих мест.

3. Развитие территориальной  трудовой мобильности населения  субъекта Российской Федерации.

В Программе приводится краткий анализ социально-экономической  ситуации в субъекте Российской Федерации, включающий динамику регистрируемой безработицы  в субъекте Российской Федерации  в 2005-2008 годах и прогноз на 2009 год, а также прогноз основных параметров регистрируемого рынка труда субъекта Российской Федерации.

Программа может включать мероприятия по следующим направлениям:

1. Опережающее профессиональное  обучение работников в случае  угрозы массового увольнения (установление  неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Следует иметь в виду, что опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по программам, ориентированным на потребности в новых профессиях и специальностях и компетенциях работников, соответствующих технологической базе экономики в посткризисный период, а также ориентированным на новые рынки труда.

2. Организация общественных  работ в организациях субъекта Российской Федерации и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях.

3. Содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан.

Последние тенденции  на рынке труда, в т.ч. снижение темпов роста численности безработных  граждан, происходят благодаря началу реализации региональных программ, на которые из федерального бюджета  выделено 43,7 млрд. рублей.

 

 

Заключение

 

Подведем итог вышесказанному.

Скрытая безработица представляет собой ситуацию в экономике, при которой значительная часть трудоспособного населения не имеет работы, ищет ее и готова переквалифицироваться.

Точного учёта безработных  не существует. Информационная база по вопросам труда, развивавшаяся в течение длительного времени, достаточно разнообразна.

Одна из главных целей  статистики занятости – выявить  реальную численность занятых, которые  вносят свой вклад в производство товаров и услуг в тот или  иной период.

Важнейшим показателем  статистики рынка труда и занятости, оцениваемым на основе официальных статистических данных и получившим широкое распространение в ряде отраслей экономики (особенно в промышленности), является неполная занятость.

В среднем за 2011 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 0,5 млн. человек меньше, чем в 2010 году (в сопоставимой методологии*). В конце 2011 года численность граждан, не имеющих работы, составила 4,6 млн. человек или 6,1% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в конце 2010 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить статус депрессивного региона с  вытекающими отсюда финансовыми  обязательствами государства с  учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулирование регионального развития и межрегиональных связей. Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места.

 

Список используемой литературы:

  1. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели. // Экономика и управление, 2008, № 5.
  2. Бреев Б. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. – 2011. – №5. – С.101.
  3. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, 2005, № 1.
  4. Васильев Я.Т. Совершенствование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда: Дис. ... докт. экон. наук. М., 2011. -С.160-161.
  5. Дудников С, Щербаков А. Скрытая безработица на московском рынке труда // Человек и труд. - 2010. - № 2. -С. 44-47.
  6. Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. // Экономист, 2011, № 1. C. 29.
  7. Котляр А. О повышении эффективности занятости // Человек и труд. - 2010. - № 4. - С.26.
  8. Котляр А.Э. Политика занятости в условиях спада производства// Материалы заседания научного совета по проблемам труда и социальной политики Министерства труда РФ от 31 мая 2010г. С. 1.
  9. Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование. // Человеческие ресурсы, 2008, № 2.
  10. Малева Т. Государственная и корпоративная политика занятости/ Под ред. Т. Малевой. - М.: Моск. Центр Карнеги, 2011. -С. 16.
  11. Малушко Н.Н. Скрытая безработица в Ростовской области //Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект: Материалы межгос. научно-практ. конф. / РГЭА. - Ростов н/Д., 2010. -С. 164.
  12. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. - 2011. - № 3. - С.47.
  13. Парфирьева Е. Н. Безработица и ее социально-экономические последствия. // Актуальные проблемы современной науки. – 2011. – № 6. – С. 82.
  14. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия // Под общ. ред. Волгина Н.А., Дудникова СВ. М.: РАГС, 2011. -С.42-43.
  15. Утинова С.С. Методологические подходы к анализу проблем занятости и рынка труда. // Вопросы статистики. – 2011. – №7. – С.86.
  16. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. – Таганрог, 2006.
  17. Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др.; Сост. Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк; Науч. ред. Г.Н. Соколова. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2008.
  18. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / под ред. д.э.н. проф. Николаевой И.П. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  19. www.rostrud.ru
  20. www.rutrud.ru/

Информация о работе Проблема скрытой безработицы: мнения ученых