Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В странах, где отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
На сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.
Предметом работы являются международные экономические отношения, возникающие в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. С развитием государства расширялись его функции. Это привело к увеличению государственных расходов. Государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственного долга. Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это - получение дополнительных средств - является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.
Государственный долг —
результат финансовых заимствований
государства, осуществляемых для покрытия
дефицита бюджета [8, с.122]. Государственный
долг равен сумме дефицитов прошлых
лет с учётом вычета бюджетных
излишков. Внешний долг страны - накопленная
задолженность правительства
Внешний долг страны делится на государственный и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран [3, с.261].
Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающей промышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами [18, с.3].
Необходимость использования
государственного кредита для удовлетворения
потребностей общества обусловлена
постоянным противоречием между
величиной этих потребностей и возможностями
государства по их удовлетворению за
счет бюджетных доходов. Финансовая
поддержка предприятий, социальная
политика государства, выполнение им своих
функций по обороне страны и управлению
ею требуют постоянно
Необходимо добавить, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели - получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.
Государственная внешняя задолженность
Но и все вышесказанное - только часть проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире его прямого негативного эффекта [16, с.5]. Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы.
Иностранные кредиты повышают спрос на товары стран-кредиторов, увеличивая чистый экспорт и эластичность финансовых систем этих стран. В стране заемщика, естественно, данные процессы протекают вплоть до наоборот. В данном случае кредитор, в принципе, может выдавать кредиты в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, их полное обеспечение целиком ложится на получателя. То есть страна-заемщик, по сути, становится зависимой от страны-кредитора. Таким образом, внешний государственный долг является орудием войны, сходным по своей мощи с наиболее извращенным оружием массового поражения, которое оставляет людей в живых, но обрекает их на нищенское и зависимое существование.
С политической точки зрения отказ от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций:
- арест активов;
- исключение с рынка заемщиков в перспективе;
- уменьшение выгод от международной торговли.
Последствия внутреннего долга для
Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику" [17, с.5]. Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
- Усиливает зависимость
РФ от иностранных государств,
предоставивших кредиты, при
- Происходит сокращение
объёма средств, которые могут
быть направлены на
- Ослабляет мотивация
к достижению наилучших
- Сокращение объёма средств,
которые могут быть направлены
на развитие социальной сферы,
усиливается социальная
- Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
Происходит ослабление позиций страны-должника на мировых рынках товаров и капиталов.
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран
Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.
Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны ТНБ тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.
Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений