Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 84.48 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                         3

    1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения                                                                                                          5
    2. Структура внешней задолженности развивающихся стран                  9
    3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны                                                                                                                     13
    4. МВФ  и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы                                                                                                                   19

Заключение                                                                                                  31

Список использованной литературы                                                         32

 

Введение 

 

В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

На  сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.

Предметом работы являются международные экономические отношения, возникающие  в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

 

1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения

С появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. С развитием государства расширялись его функции. Это  привело к увеличению государственных расходов. Государство вынуждено одалживать  деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственного долга. Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это - получение дополнительных средств - является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Государственный долг —  результат финансовых заимствований  государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [8, с.122]. Государственный  долг равен сумме дефицитов прошлых  лет с учётом вычета бюджетных  излишков. Внешний долг страны - накопленная  задолженность правительства иностранным  гражданам, фирмам и учреждениям [1]. Выплата внешнего долга связана  с перемещением реальных товаров  и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. К внешнему долгу страны относятся: кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Внешний долг страны предполагает выплату процентов и платежей погашения.

Внешний долг страны делится на государственный  и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран [3, с.261].

Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно  не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике  и социальной сфере, связанная с  этим низкая доходность предприятий  обрабатывающей промышленности, выведение  временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского  сектора России, делают невозможным  интенсивный приток средств в  банковский сектор и крупномасштабное инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также  крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным  корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами [18, с.3].

Необходимость использования  государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена  постоянным противоречием между  величиной этих потребностей и возможностями  государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих  функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся  бюджетных расходов. Немалых средств  стоит и международная деятельность государства. Для выполнения этих функций  государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В конце концов, страна попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать финансовые возможности государства. Возникает дефицит государственного бюджета – это финансовая ситуация, появляющаяся, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей [5, 340]. Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

Необходимо  добавить, что в результате привлечения  займов и кредитов у государства  возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели - получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.

Государственная внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на экономику страны: ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов [6, с.178]. Наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается.

Но  и все вышесказанное - только часть  проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире его прямого негативного эффекта [16, с.5]. Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы.

Иностранные кредиты повышают спрос на товары стран-кредиторов, увеличивая чистый экспорт и эластичность финансовых систем этих стран. В стране заемщика, естественно, данные процессы протекают вплоть до наоборот. В данном случае кредитор, в принципе, может выдавать кредиты в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, их полное обеспечение целиком ложится на получателя. То есть страна-заемщик, по сути, становится зависимой от страны-кредитора. Таким образом, внешний государственный долг является орудием войны, сходным по своей мощи с наиболее извращенным оружием массового поражения, которое оставляет людей в живых, но обрекает их на нищенское и зависимое существование.

С политической точки зрения отказ  от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций: 

- арест активов;

- исключение с рынка  заемщиков в перспективе;

- уменьшение выгод от  международной торговли.

Последствия внутреннего долга для экономики  менее тяжелы, так как экономические  ресурсы перераспределяются внутри страны.

Государственный долг может  послужить источником реального  экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что  под воздействием долга будущие  поколения наследуют меньший  запас инвестиционных товаров (средств  производства), то есть меньшую "национальную фабрику" [17, с.5]. Такое событие  связано с эффектом вытеснения, который  заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Высокий уровень внешней задолженности  оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям: 

- Усиливает зависимость  РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии  решений в области экономической  политики;

- Происходит сокращение  объёма средств, которые могут  быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к  стагнации;

- Ослабляет мотивация  к достижению наилучших макроэкономических  показателей, которые привлекут  за собой требования о современном  погашении долга в полном объёме;

- Сокращение объёма средств,  которые могут быть направлены  на развитие социальной сферы,  усиливается социальная напряженность;

- Дестабилизируется денежно-  кредитная ситуация;

Происходит  ослабление позиций страны-должника на мировых рынках товаров и капиталов.

 

2. Структура внешней задолженности развивающихся стран

Появлению кризиса внешней задолженности  обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны ТНБ тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений