Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 84.48 Кб (Скачать файл)

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой  международной задолженности и  данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику  развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в  отношении внешней задолженности  в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической  Африки. Они имеют самую высокую  долю долга, принадлежащего официальным  институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом  в развитии долгового кризиса  в Африке большую роль сыграли  внешние факторы: это кризис в  промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ  и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность  имеют арабские страны — импортеры  нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая  группа должников — это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной  задолженности развивающихся стран  и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный  банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать  меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась  практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен  долгов по рыночному курсу на акции  национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.

 

3. Современные тенденции  процесса обслуживания внешнего  долга страны

Проблема обслуживания внешнего государственного долга является достаточно новой  в современной истории России. В прошлые годы бывший Советский  Союз был одним из основных заемщиков  в мировой финансовой системе. Централизованно  планируемая экономика наряду со значительными запасами природных  ресурсов позволяла СССР вовремя  обслуживать все внешние платежи, а также выступать в роли кредитора  развивающихся стран - как финансового, так и поставщика различных товаров  в кредит. Следует отметить, что  в качестве связанных кредитов СССР предоставлял военную технику и  другие товары, руководствуясь геополитическими и идеологическими соображениями. В результате зарубежные активы СССР, а впоследствии и России, оказались  низкого качества, а оценка их реальной стоимости и возвратности сталкивается с многочисленными сложностями. Напротив, экономические проблемы, начавшиеся в 1985 г., вынудили руководство  СССР прибегать к заимствованию  средств у экономически развитых стран, и точно выверенный внешний  долг Советского Союза к 1991 г. резко  увеличился.

После развала СССР его внешний  долг был зафиксирован и обязательство  по его обслуживанию приняла на себя Россия, однако и внешний долг непосредственно РФ стремительно возрастал. В конечном итоге, сразу же после финансового кризиса в августе 1998 г. российское правительство полностью отказалось обслуживать текущие платежи по долгу бывшего СССР и лишь частично обслуживало российский внешний долг. Одновременно были инициированы переговоры о реструктуризации общего внешнего долга РФ.

Высокие темпы экономического роста, которые показала Россия за последние  несколько лет, несомненно впечатляют. По итогам 2007 г. в мировом сообществе официально признано, что Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. На современном этапе Россия не нуждается  в официальных кредитах и может  предоставлять такие кредиты  нуждающимся странам самостоятельно.

Внешний долг государственного сектора  в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов  денежно-кредитного регулирования, а  также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования  напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия  в капитале или контролируют их иным способом.

Существуют три проблемы, связанные  с внешним долгом.

Первая проблема – величина долга и его изменение за время реформ.

Основная сумма государственного внешнего долга России образовалась в период руководства страной  М.Горбачевым и Б.Ельциным, основные выплаты по долгу – при В.Путине (рис. 1).

Рис. 1. Внешний долг органов государственного управления СССР (1) и России (2), в  том числе - долг бывшего СССР (3) перед  нерезидентами; на начало года, млрд. долларов. Источники: Банк России (крупные значки, 1994-2007 гг.).

Интересные события происходили  в стране в 90-х гг.: два мощных финансовых потока параллельно, но разнонаправленно текли через российские границы. Государство занимало у Запада десятки  миллиардов долларов под немалые  проценты. И в это же время десятки  миллиардов долларов вытекали из страны на Запад через «черный ход», исчезая  там как в черной дыре.

Только проценты по долгам России составили миллиарды долларов, а  расходы на обслуживание долга достигали 15% и даже 17% расходов бюджета.

Уменьшение государственного долга  началось с 2000 г. И здесь стране исключительно  повезло с ростом цен на энергоресурсы  и металлы. Что было бы при их падении - трудно даже себе представить.

Однако уменьшение внешнего долга  органов госуправления происходило  на фоне быстрого роста долга нефинансовых организаций и банков. Многие банки  и предприятия для решения  своих проблем брали и берут  за рубежом: в России при огромных денежных ресурсах процентные ставки гораздо выше. И здесь все организовано так, что мы вынуждены поддерживать богатый Запад.

Вторая проблема. Еще до заключения Беловежского соглашения восемь союзных республик подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», в соответствии с которым доля России как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла около 61%. Однако спустя два года Россия взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Общий объем унаследованных долговых обязательств составил более 93 млрд. долл. (с процентами - около 97 млрд. долл.). Все долги свободных Грузии, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Молдавии и т.д. взвалили на нищую Россию.

Третья проблема. Другие страны должны были Советскому Союзу гораздо больше, чем он сам имел долгов. Так, на 1 ноября 1989 г. финансовые активы СССР составляли 145,4 млрд. долларов. В 1997 г. было подписано постановление правительства об участии РФ в программе по сокращению внешнего долга беднейших стран. Координаторы этой программы - МВФ и ЕБРР - несомненно, знали, в каком тяжелейшем положении находится Россия, но от ее участия в программе цинично не отказались.

Теперь по своим долгам мы регулярно  платим, а чужие - прощаем. И, к сожалению, уменьшение задолженности стран  дальнего зарубежья перед РФ произошло  не за счет возврата долгов, а за счет их поэтапного списания. К июню 2007 г. списано 80 млрд. долл., к апрелю 2008 г. - около 95 млрд. долларов.

В этой связи кратко рассмотрим несколько  далеко не самых впечатляющих примеров:

  1. В Афганистане погибли многие тысячи россиян, десятки тысяч изувечены на всю жизнь. Из Афганистана рекой текли и текут к нам героин и другие наркотики, а обратно - доллары, заработанные на гибели наших детей. И в 2007 г. мы прощаем этой стране долг в 10 млрд. долларов. На часть этих денег можно было так укрепить границу, чтобы не только наркокурьеры, но и наркомухи не пролетели. На оставшиеся - попытаться вылечить миллионы наших наркоманов, поддержать миллионы инвалидов.
  2. В марте 2006 года Россия списала долги в 4,7 млрд. долларов очередной развивающейся стране - Алжиру, валютные запасы которой в этом году составляли 78 млрд. долларов - это 13-е место в мире (в 2008 г. - 10-е), больше чем в богатейших Германии и Италии.

В 2007-2008 гг. доходы Алжира от продажи  нефти составили 100 млрд. евро. За счет высоких цен на энергоресурсы  страна практически полностью погасила внешний долг и приступила к реализации планов экономического развития на сумму 130 млрд. евро (данные Euronews, 08.04.2009). Нам  бы такие планы развития: в пересчете на численность населения России сумма эквивалентна 530 млрд. евро.

В апреле 2008 г. списан в обмен на сотрудничество с российскими корпорациями долг Ливии в сумме 4,5 млрд. долларов, золотовалютные резервы которой  на конец 2007 г. составляли 69,5 млрд. долларов.

Из вышеприведенного можно сделать  вывод, что Россия должна не прощать  долги Алжиру и Ливии, а брать  у них взаймы и не возвращать.

Нас не должны интересовать проблемы Америки, Австралии и Океании, Африки, Азии, Европы. Их решают народы этих государств, и решают, кстати, успешно. Наша страна огромная, и проблемы наши велики. Причем практически во всех областях жизни: и в экономике, и в социальной сфере, и в борьбе с преступностью. И решать россиянам нужно исключительно  свои проблемы - в Центральном регионе  и на Северном Кавказе, на Урале и  в Сибири, на Дальнем Востоке на Севере, и в южных губерниях.

Из вышесказанного можно сделать  выводы:

  1. Страна интегрирована в западную экономику.
  2. Страна интегрирована в западный финансовый сектор. Интеграция, в основном, свелась, к получению Россией долларов и евро за проданные ресурсы и к накоплению их в золотовалютных резервах и фондах, к хранению полученной валюты за рубежом, к притоку иностранных инвестиций, к получению на Западе огромных кредитов нашими корпорациями, банками. Во время кризиса созданные резервы направлялись на решение проблем этих корпораций и банков. 
  3. Россия втянута в кризис, в основном, именно из-за того, что наши предприятия и банки взяли на Западе многомиллиардные кредиты. Если бы не было такого крупного долга, кризисный период был бы пройден менее болезненно. На экономике отразилось бы изменение мировых цен на ресурсы и снижение покупательной способности западных клиентов.
  4. В начале 90-х гг. либеральные демократы объявили государство неэффективным собственником. Они забрали у государства предприятия и передали их в частные руки собственников эффективных. В результате одни предприятия значительно сократили выпуск продукции, другие вообще прекратили производство. Долги частных предприятий выросли до неприличных размеров, поступления от их деятельности в государственную казну уменьшились. Одновременно до тех же неприличных размеров разбухли счета новых собственников в зарубежных банках, в их частные руки перешли многие западные замки, виллы, дома и квартиры.

Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений