Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32
В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает:
Анализ ситуации с динамикой
международной задолженности и
данными тяжести долга
Наиболее тяжелая ситуация в
отношении внешней
Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.
В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.
В целом растущий объем международной
задолженности развивающихся
Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.
Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.
Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.
В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.
В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.
Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.
3. Современные тенденции
процесса обслуживания
Проблема обслуживания внешнего государственного
долга является достаточно новой
в современной истории России.
В прошлые годы бывший Советский
Союз был одним из основных заемщиков
в мировой финансовой системе. Централизованно
планируемая экономика наряду со
значительными запасами природных
ресурсов позволяла СССР вовремя
обслуживать все внешние
После развала СССР его внешний долг был зафиксирован и обязательство по его обслуживанию приняла на себя Россия, однако и внешний долг непосредственно РФ стремительно возрастал. В конечном итоге, сразу же после финансового кризиса в августе 1998 г. российское правительство полностью отказалось обслуживать текущие платежи по долгу бывшего СССР и лишь частично обслуживало российский внешний долг. Одновременно были инициированы переговоры о реструктуризации общего внешнего долга РФ.
Высокие темпы экономического роста,
которые показала Россия за последние
несколько лет, несомненно впечатляют.
По итогам 2007 г. в мировом сообществе
официально признано, что Россия превратилась
из страны-должника в страну-кредитора.
На современном этапе Россия не нуждается
в официальных кредитах и может
предоставлять такие кредиты
нуждающимся странам
Внешний долг государственного сектора
в расширенном определении
Существуют три проблемы, связанные с внешним долгом.
Первая проблема – величина долга и его изменение за время реформ.
Основная сумма
Рис. 1. Внешний долг органов государственного управления СССР (1) и России (2), в том числе - долг бывшего СССР (3) перед нерезидентами; на начало года, млрд. долларов. Источники: Банк России (крупные значки, 1994-2007 гг.).
Интересные события
Только проценты по долгам России составили миллиарды долларов, а расходы на обслуживание долга достигали 15% и даже 17% расходов бюджета.
Уменьшение государственного долга началось с 2000 г. И здесь стране исключительно повезло с ростом цен на энергоресурсы и металлы. Что было бы при их падении - трудно даже себе представить.
Однако уменьшение внешнего долга
органов госуправления
Вторая проблема. Еще до заключения Беловежского соглашения восемь союзных республик подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», в соответствии с которым доля России как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла около 61%. Однако спустя два года Россия взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Общий объем унаследованных долговых обязательств составил более 93 млрд. долл. (с процентами - около 97 млрд. долл.). Все долги свободных Грузии, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Молдавии и т.д. взвалили на нищую Россию.
Третья проблема. Другие страны должны были Советскому Союзу гораздо больше, чем он сам имел долгов. Так, на 1 ноября 1989 г. финансовые активы СССР составляли 145,4 млрд. долларов. В 1997 г. было подписано постановление правительства об участии РФ в программе по сокращению внешнего долга беднейших стран. Координаторы этой программы - МВФ и ЕБРР - несомненно, знали, в каком тяжелейшем положении находится Россия, но от ее участия в программе цинично не отказались.
Теперь по своим долгам мы регулярно платим, а чужие - прощаем. И, к сожалению, уменьшение задолженности стран дальнего зарубежья перед РФ произошло не за счет возврата долгов, а за счет их поэтапного списания. К июню 2007 г. списано 80 млрд. долл., к апрелю 2008 г. - около 95 млрд. долларов.
В этой связи кратко рассмотрим несколько далеко не самых впечатляющих примеров:
В 2007-2008 гг. доходы Алжира от продажи нефти составили 100 млрд. евро. За счет высоких цен на энергоресурсы страна практически полностью погасила внешний долг и приступила к реализации планов экономического развития на сумму 130 млрд. евро (данные Euronews, 08.04.2009). Нам бы такие планы развития: в пересчете на численность населения России сумма эквивалентна 530 млрд. евро.
В апреле 2008 г. списан в обмен на сотрудничество с российскими корпорациями долг Ливии в сумме 4,5 млрд. долларов, золотовалютные резервы которой на конец 2007 г. составляли 69,5 млрд. долларов.
Из вышеприведенного можно сделать вывод, что Россия должна не прощать долги Алжиру и Ливии, а брать у них взаймы и не возвращать.
Нас не должны интересовать проблемы Америки, Австралии и Океании, Африки, Азии, Европы. Их решают народы этих государств, и решают, кстати, успешно. Наша страна огромная, и проблемы наши велики. Причем практически во всех областях жизни: и в экономике, и в социальной сфере, и в борьбе с преступностью. И решать россиянам нужно исключительно свои проблемы - в Центральном регионе и на Северном Кавказе, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке на Севере, и в южных губерниях.
Из вышесказанного можно сделать выводы:
Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений