Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 84.48 Кб (Скачать файл)

ТНК и ТНБ поддерживают мероприятия  МВФ в той мере, в какой его  кредитная политика отвечает их интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность координации выравнивания диспропорций в международных платежах, регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Для этого используются два основных канала. Одним из них являются предусмотренные  Статьей IV устава регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. Страны-члены обязаны консультироваться с Фондом по вопросам их макроэкономической и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций в рамках Статьи IV МВФ стал с мая 1997 г. публиковать «Информационные обзоры для печати» (позже переименованы в «Публичные информационные обзоры» — «Public Information Notices», PINs). В них суммируются оценки экономической политики и перспектив стран-членов, которые исходят от Исполнительного совета.

Другой путь — многосторонние обсуждения (обычно дважды в год) при проведении Исполнительным советом анализа  обзоров «Перспективы развития мировой  экономики», а также рассмотрении ежегодного доклада «Международные рынки капитала». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.

В дополнение к традиционным целевым  установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ в  сфере торговли, валютных отношений  и в других областях) МВФ стал уделять больше внимания структурным  и институциональным преобразованиям в странах-членах, ставя перед собой такие задачи, как повышение эффективности финансового сектора, увеличение прозрачности государственных бюджетов, содействие реформе законодательства, совершенствование хозяйственного управления, улучшение сбора и обнародования статистических данных. В этом контексте Исполнительный совет одобрил в июле 1997 г. специальные «руководящие принципы», определяющие подход Фонда к вопросам управления экономикой стран-членов. Основные установки: обеспечение комплексного характера трактовки проблем управления; одинаково беспристрастное отношение ко всем странам-членам; углубление и расширение сотрудничества МВФ с другими организациями, в особенности со Всемирным банком. В апреле 1998 г. Временный комитет МВФ одобрил «Кодекс хорошего поведения в обеспечении фискальной прозрачности: Декларация о принципах». МВФ надеется, что добровольное соблюдение странами-членами изложенных в этом кодексе принципов повысит доверие к их бюджетной политике. Разрабатывается проект «Кодекса хорошего поведения по обеспечению прозрачности в области монетарной и финансовой политики» (к осени 1999 г.).

МВФ собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам  и мирохозяйственным процессам  в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг и капиталов, состоянии платежных балансов, уровне официальных золото-валютных резервов, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены должны беспрепятственно представлять Фонду эти сведения.

На обогащение статистического  аппарата, повышение степени доступности  и быстроты поступления используемых показателей было нацелено принятие Фондом в марте 1996 г. Специального стандарта  на распространение данных, ССРД (Special Data Dissemination Standard, SDDS). Этот стандарт, присоединение  к которому является добровольным, предназначен для государств-членов, имеющих или стремящихся получить доступ на мировые рынки капиталов. Он призван содействовать своевременному опубликованию экономической информации, используемой кредиторами и заемщиками для оценки экономической политики и перспектив развития той или иной страны. В декабре 1997 г. была создана Общая система распространения данных, ОСРД (General Data Dissemination System, GDDS), ориентированная на все страны-члены. С сентября 1996 г. МВФ ведет в системе «Интернет» информационный бюллетень по стандартам на распространение данных (Dissemination Standards Bulletin Board, DSBB). Совокупность этих механизмов призвана играть роль «системы раннего предупреждения» о назревающих валютных потрясениях.

МВФ оказывает странам-членам разнообразную  техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд активно сотрудничает с другими  мировыми финансовыми институтами.

За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Как и всякая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ.

Серьезным испытанием стал для МВФ  глобальный валютно-финансовый кризис 1997—1998 гг. Фонд подвергся массированной  критике. Его упрекали в том, что  он не смог предвидеть развитие кризиса  на мировых финансовых рынках, что  предоставлявшиеся им кредиты во многих случаях служили поддержке  правительств и частных инвесторов, которые шли на неоправданный  риск. Отмечалось, что программы оздоровления экономики ряда стран, принятием которых обусловливалось кредитование, зачастую оказывались не столь эффективны, как ожидали. В свою очередь, руководство МВФ ссылалось на противодействие властей стран-заемщиц, а также на отсутствие у него достаточно эффективных «механизмов принуждения».

Характеризуя положение МВФ, директор-распорядитель  Фонда М. Камдессю отметил: «МВФ играет центральную роль в глобальной экономической и финансовой системе. И если глобальная система подвергается реформированию, то и МВФ также должен быть модифицирован».* Трансформация МВФ призвана удовлетворить потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения страновых конфликтных интересов к выгоде всего мирового сообщества. Фонду следовало бы проявлять больше терпимости по отношению к специфике исторического развития стран-членов, особенностям их социально-экономического устройства, национальным духовным ценностям. Государства-члены добиваются совершенствования институциональных структур Фонда и его программных макроэкономических установок.

 

 

 

 

Заключение 

 

С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Рост внешнего долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.

Можно занимать, но разумно инвестировать  полученные в долг ресурсы. И тогда  быстрее растут и ВВП, и доходы. Важно не столько то, каков долг относительно ВВП, сколько то, какова доля долга, использованная на инвестиции производительного характера и  в социальную сферу, где возможно быстрое получение отдачи. Международные рейтинговые агентства характеризовали долговую ситуацию в России как приемлемую и улучшающуюся. Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.

Прежде  всего, важен характер опасности  чрезмерного роста внешнего долга  с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной  кредитоспособности страны.

В данной курсовой работе была рассмотрена проблема внешней задолженности: значение и сущность, особенности  формирования, последствия этого  бремени. Понятие государственного внешнего долга тесно переплетаются  с бюджетной сферой и кредитными отношениями, причинами возникновения  внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д. Погашению и  обслуживанию долга в настоящее  время уделяется приоритетное значение.  

 

 

Список  использованной литературы 

 

 

     1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. - М.: Омега-Л, 2007     

2. Закон РФ. - О государственных  внешних заимствованиях Российской  Федерации и государственных  кредитах, предоставляемых Российской  Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям. - № 93-ФЗ от 26 декабря  2006      

3. Богомолов В. А. Экономическая  безопасность: уч. пос. для студентов  вузов, обучающихся по специальностям  экономики и управления (060000).- М.: ЮНИТИ, 2006.- 303с.     

4. Буганова Е. А. Внешний  долг США. – М.: Экономистъ, 2008. – 566с.     

5. Вавилов Ю.Я. Государственный  долг. - М.: Перспектива, 2005. – 378с.     

6. Златкис Б.И. Проблемы  создания системы управления  государственным долгом в РФ. – М., 2007. – 322c.     

7. Красавина Л.Н. Внешний  долг России: уроки и перспективы. - М., 2008. – 430с.     

8. Липсиц И. В. Экономика:  уч., 3-е изд., стереотип. М.: Омега-Л, 2007. - 656с.     

9. Рыбалкина В. Е. Международные  экономические отношения: уч. –  6-ое изд., перераб. доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591с.     

10. Смирнов О.В. Государственный  внешний долг России: проблемы  и перспективы. – СПб., 2009. –  324с.     

11. Соснин А. В. Тяжесть  бремени государственного долга.  – М., 2006.- 450с.     

12. Хайхадаева О.Д. Государственный  долг Российской Федерации: теоретические  и исторические аспекты. - СПб.: Норма, 2008. – 433с.     

13. Бекетов А. А. Экономика  США. / Бекетов А. А., Колесников  В. В. - М.: Наука, 2008. – 545с.     

14. Красс М. Ю. Модель  управления динамикой государственного  долга. /Красс М. Ю., Цвирко А.  П. - М.: Эко, 2007. – 545с.     

15. Бункина Л. М. Макроэкономика: уч.- 5-е изд., перераб. и доп. / Бункина  Л. М., Семенов А. М., Семенов  В. А.. - М.: Дело и сервис, 2007. - 509с.      

16. Вопросы экономики.  Внешний долг и денежно-кредитная  политика. –М., 2009, №5     

17. Деньги и кредит. - М., 2009, №5     

18. Мировая экономика и  международные отношения. – М., 2009. - №127     

19. Экономист. Ежемесячный  научно-практический журнал. - М., 2008 №8     

20. Администрации Президента  РФ [Электронный ресурс]. – www.kremlin.ru     

21. Банк России [Электронный  ресурс]. www.cbr.ru     

22. Министерство финансов  Российской Федерации [Электронный  ресурс]. www1.minfin.ru     

23. Мульти-портал KM.ru: последние  новости [Электронный ресурс]. www.km.ru     

24. Официальный сайт Федерального  казначейства (казначейства России) [Электронный ресурс].  www.roskazna.ru     

25. Федеральная служба  государственной статистики [Электронный  ресурс]. www.gks.ru      

 

 

 


Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений