Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 03:15, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Введение 3
1. Понятие и сущность внешней задолженности. Причины ее возникновения 5
2. Структура внешней задолженности развивающихся стран 9
3. Современные тенденции процесса обслуживания внешнего долга страны 13
4. МВФ и механизм контроля за состоянием мировой валютной системы 19
Заключение 31
Список использованной литературы 32
ТНК и ТНБ поддерживают мероприятия МВФ в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность координации выравнивания диспропорций в международных платежах, регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Для этого используются два основных канала. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV устава регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. Страны-члены обязаны консультироваться с Фондом по вопросам их макроэкономической и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций в рамках Статьи IV МВФ стал с мая 1997 г. публиковать «Информационные обзоры для печати» (позже переименованы в «Публичные информационные обзоры» — «Public Information Notices», PINs). В них суммируются оценки экономической политики и перспектив стран-членов, которые исходят от Исполнительного совета.
Другой путь — многосторонние обсуждения (обычно дважды в год) при проведении Исполнительным советом анализа обзоров «Перспективы развития мировой экономики», а также рассмотрении ежегодного доклада «Международные рынки капитала». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.
В дополнение к традиционным целевым
установкам надзора (устранение макроэкономических
неравновесий, снижение темпа инфляции,
осуществление рыночных реформ в
сфере торговли, валютных отношений
и в других областях) МВФ стал
уделять больше внимания структурным
и институциональным
МВФ собирает огромный массив информации,
относящейся к отдельным
На обогащение статистического
аппарата, повышение степени доступности
и быстроты поступления используемых
показателей было нацелено принятие
Фондом в марте 1996 г. Специального стандарта
на распространение данных, ССРД (Special
Data Dissemination Standard, SDDS). Этот стандарт, присоединение
к которому является добровольным,
предназначен для государств-членов,
имеющих или стремящихся
МВФ оказывает странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами.
За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Как и всякая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ.
Серьезным испытанием стал для МВФ глобальный валютно-финансовый кризис 1997—1998 гг. Фонд подвергся массированной критике. Его упрекали в том, что он не смог предвидеть развитие кризиса на мировых финансовых рынках, что предоставлявшиеся им кредиты во многих случаях служили поддержке правительств и частных инвесторов, которые шли на неоправданный риск. Отмечалось, что программы оздоровления экономики ряда стран, принятием которых обусловливалось кредитование, зачастую оказывались не столь эффективны, как ожидали. В свою очередь, руководство МВФ ссылалось на противодействие властей стран-заемщиц, а также на отсутствие у него достаточно эффективных «механизмов принуждения».
Характеризуя положение МВФ, директор-распорядитель Фонда М. Камдессю отметил: «МВФ играет центральную роль в глобальной экономической и финансовой системе. И если глобальная система подвергается реформированию, то и МВФ также должен быть модифицирован».* Трансформация МВФ призвана удовлетворить потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения страновых конфликтных интересов к выгоде всего мирового сообщества. Фонду следовало бы проявлять больше терпимости по отношению к специфике исторического развития стран-членов, особенностям их социально-экономического устройства, национальным духовным ценностям. Государства-члены добиваются совершенствования институциональных структур Фонда и его программных макроэкономических установок.
Заключение
С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Рост внешнего долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
Можно занимать, но разумно инвестировать полученные в долг ресурсы. И тогда быстрее растут и ВВП, и доходы. Важно не столько то, каков долг относительно ВВП, сколько то, какова доля долга, использованная на инвестиции производительного характера и в социальную сферу, где возможно быстрое получение отдачи. Международные рейтинговые агентства характеризовали долговую ситуацию в России как приемлемую и улучшающуюся. Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.
В данной курсовой работе была рассмотрена проблема внешней задолженности: значение и сущность, особенности формирования, последствия этого бремени. Понятие государственного внешнего долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, причинами возникновения внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д. Погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2007
2. Закон РФ. - О государственных
внешних заимствованиях
3. Богомолов В. А. Экономическая
безопасность: уч. пос. для студентов
вузов, обучающихся по
4. Буганова Е. А. Внешний долг США. – М.: Экономистъ, 2008. – 566с.
5. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. - М.: Перспектива, 2005. – 378с.
6. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ. – М., 2007. – 322c.
7. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы. - М., 2008. – 430с.
8. Липсиц И. В. Экономика: уч., 3-е изд., стереотип. М.: Омега-Л, 2007. - 656с.
9. Рыбалкина В. Е. Международные экономические отношения: уч. – 6-ое изд., перераб. доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591с.
10. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. – СПб., 2009. – 324с.
11. Соснин А. В. Тяжесть
бремени государственного
12. Хайхадаева О.Д.
13. Бекетов А. А. Экономика США. / Бекетов А. А., Колесников В. В. - М.: Наука, 2008. – 545с.
14. Красс М. Ю. Модель
управления динамикой
15. Бункина Л. М. Макроэкономика: уч.- 5-е изд., перераб. и доп. / Бункина Л. М., Семенов А. М., Семенов В. А.. - М.: Дело и сервис, 2007. - 509с.
16. Вопросы экономики.
Внешний долг и денежно-
17. Деньги и кредит. - М., 2009, №5
18. Мировая экономика и международные отношения. – М., 2009. - №127
19. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. - М., 2008 №8
20. Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. – www.kremlin.ru
21. Банк России [Электронный ресурс]. www.cbr.ru
22. Министерство финансов
Российской Федерации [
23. Мульти-портал KM.ru: последние новости [Электронный ресурс]. www.km.ru
24. Официальный сайт Федерального казначейства (казначейства России) [Электронный ресурс]. www.roskazna.ru
25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. www.gks.ru
Информация о работе Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Пути ее решений