Проблема вымогательства (hold up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

В последние два десятилетия формирование и функционирование эффективной системы государственных закупок стало одной из важнейших задач для правительства России. Был принят Закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который разработан для того, чтобы стать основой новой системы государственных закупок, что в дальнейшем сменит институты, механизмы и практики, которые существуют сегодня.

Содержание работы

Введение
1. Понятие государственных закупок.
2. Принципы проведения государственных закупок.
3. Процедура проведения государственных закупок.
4.Риски в системе государственных закупок.
5.Проблема вымогательства в системе государственных закупок.
6.Меры предотвращения вымогательства в системе государственных закупок.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

институциональная экономика.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» Факультет подготовки инженерных кадров.

 

 

Дисциплина «Институциональная экономика»

Контрольная работа на тему «Проблема вымогательства (hold up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок»

 

 

 

 

Выполнила: Студентка группы ЭУЗ 181-с

Гордиенко В.А.

№ зачетной книжки: 20142215

Проверила: Заруднева А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2015

Содержание

Введение

1. Понятие государственных закупок.

2. Принципы проведения государственных закупок.

3. Процедура проведения государственных закупок.

4.Риски  в системе государственных закупок.

5.Проблема  вымогательства в системе государственных  закупок.

6.Меры  предотвращения вымогательства  в системе государственных закупок.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние два десятилетия формирование и функционирование эффективной системы государственных закупок стало одной из важнейших задач для правительства России. Был принят Закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который разработан для того, чтобы стать основой новой системы государственных закупок, что в дальнейшем сменит институты, механизмы и практики, которые существуют сегодня.

Новая система институтов государственных закупок должна стать более прозрачной, эффективной и экономичной, по сравнению с действующей системой. Федеральный закон № 94-ФЗ и другие действующие федеральные законы, подзаконные акты, что формируют нормативно-правовую базу для системы государственного заказа, часто подвергаются критике со стороны экспертов, государственных заказчиков и поставщиков. К сожалению, принятый Федеральный закон также не совершенный и не регулирует закупки для государственных и муниципальных нужд в полной мере. По этой причине система правового регулирования государственных закупок в РФ будет совершенствоваться и дополняться соответствующими поправками и новыми подзаконными нормативными правовыми актами, что позволят завершить формирование контрактной системы в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие государственных  закупок

На микро уровне формированию и развитию добросовестной конкуренции способствует во многом система практических мер и процедур, которая разработана в интересах государственного заказчика при соблюдении определенных правил и ограничений, что получила название прокьюремент. Указанный термин уже не является чем-то новым для специалистов, которые работают на рынке государственных закупок.

Прокьюремент, или, по-другому, конкурентная закупка - это учение, главная цель которого - наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организации или государства в товарах, работах и услугах за счет их закупки на конкурентном рынке.

Для того, чтобы понять сущность прокъюремента выделяют ключевые понятия в его определении;

- закупки, поскольку прокъюремент - это один из способов осуществления закупок товаров, работ и услуг. За последние годы в мировой практике при решении вопросов рационального использования финансовых средств особое внимание уделяется закупкам, потому что во многих случаях именно в данной сфере имеются наибольшие резервы увеличения эффективности всего бизнеса;

- конкурсные торги, что представляют  собой конкурентное состязание, которое организует государственный  заказчик для выявления наилучших  условий поставки продукции для  государственных нужд среди участников, то есть претендентов на подписание государственного контракта. На этой, так называемой, борьбе основывается прокьюремент;

- интересы покупателя

Следует отметить, что эти интересы носят не единовременный характер, они основываются на долгосрочных перспективах. Прокъюремент нужен не для «фирм-однодневок», а для тех бизнесменов, что рассчитывают на успешную длительную деятельность в определенной сфере рынка, а это возможно только при условии, что партнеры видят в нем надежного и заслуживающего доверия сотрудника. Это создает им долгосрочную репутацию на рынке, чем стоит дорожить не меньше, чем финансовыми ресурсами.

Процедуры прокъюремента основаны на равноправном и уважительном отношении к интересам субъектов хозяйствования.

Заключительное ключевое понятие - это совокупность практических методов и приемов, то есть инструментарий, с помощью которого осуществляются процедуры конкурсных торгов.

Понятие «закупка» представляет собой приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными предприятиями, в большом количестве.

Закупки можно подразделить на такие виды:

- государственные закупки;

- закупки коммерческих структур;

- закупки согласно проектам  международных организаций: Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) и пр.

Закупки, которые проводятся государственными органами, называются государственными.

Они осуществляются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в определенных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно такое обстоятельство является решающим при отнесении закупочной деятельности определенных субъектов гражданского права к сфере государственных закупок.

Государственные закупки осуществляются согласно специально разработанным процедурам и правилам, которые закреплены законодательно.

В каждой стране понятие «государственные закупки» интерпретируется по-своему. В России законодательного определения этого термина нет.

Есть такие понятия, как государственные нужды и государственный заказ.

Государственные нужды - это потребности РФ, ее субъектов в товарах, работах, услугах, которые необходимы для осуществления ими своих функций, обеспечиваемые согласно расходным обязательствам страны за счет средств федерального бюджета. К примеру, такими потребностями могут являться строительство школы или приобретение лекарственных средств для пенсионеров.

Государственные нужды представляют собой потребности органов государственной власти в различных товарах, работах и услугах. Эти потребности появляются при выполнении возложенных на эти органы власти обязанностей по реализации государственной политики в определенной сфере, в том числе и в таможенной. К примеру, для строительства пунктов пропуска нужно приобрести определенного рода товары. Потребности органов государственной власти в товарах, работах и услугах появляются на всех уровнях властной вертикали:

- федеральный уровень;

- уровень субъектов Российской  Федерации;

- уровень органов местного самоуправления.

Термин «государственные нужды» определен также в ст.525 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определенный перечень товаров, работ и услуг, что закупаются конкретным органом государственной власти представляет собой государственный заказ. К примеру, Федеральная таможенная служба Российской Федерации размещает заказ на Поставку и ввод в эксплуатацию серверного оборудования для перевода таможенных органов РФ на единую систему электронной почты, поставку патронов или на оказание услуги по текущему ремонту автотранспорта и пр.

Но, в то же самое время, есть и широкое понимание государственного заказа, что совпадает с государственными нуждами. В связи с этим на практике данные понятия часто используются как равнозначные. Таким образом, особенность государственного заказа - это то, что закупки в рамках государственного заказа оплачиваются за счет аккумулированных средств в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Под понятием «государственные закупки» в России понимают осуществление заказчиками, как правило, исполнительными органами власти, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Согласно ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ, под размещением заказов имеется ввиду осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков с целью заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на осуществление поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а в случае, который предусмотрен п. 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, в целях заключения с ними также прочих гражданско-правовых договоров в любой форме.

Следует отметить, что в любом случае из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются товары, работы и услуги, которые закупаются с целью их дальнейшей перепродажи.

Заключительный этап осуществления государственной закупки - это подписание государственного контракта.

Государственный или муниципальный контракт - это договор, который заключен заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Как правило, государственный заказ размещается среди любых предприятий и организаций. Исключением является специальная продукция, закупаемая, к примеру, в рамках государственного оборонного заказа.

Система государственных закупок отвечает интересам определенных субъектов, а именно:

- поставщика - функционирование в  здоровой конкурентной среде, обеспечение  рынка сбыта;

- государственного органа, который  является заказчиком - борьба с  коррупцией, экономия бюджетных  средств, приобретение товара, качество  которого соответствует требованиям;

- общества, которое является конечным  потребителем - удовлетворение общественных  нужд через потребление качественного  товара по приемлемым ценам.

Есть разные модели организации закупочной деятельности. Преобладают две из них, а именно:

- распределенная или децентрализованная;

- централизованная.

Вышеуказанные модели закупок используются давно во всем развитом мире. Наиболее эффективное - комбинирование моделей, когда, к примеру, общее руководство закупочной деятельностью осуществляет министерство финансов или экономики, в частности, путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся с помощью специализированных закупочных структур.

2.Принципы проведения  государственных закупок.

Основными принципами управления государственными закупками являются следующие:

- подотчетность;

- равноправное и справедливое  отношение ко всем участникам  размещения заказа;

- открытость и прозрачность;

- экономное и эффективное расходование  средств бюджетов и внебюджетных  фондов;

- ответственность.

Рассмотрим вышеуказанные принципы более детально.

1) равноправное и справедливое  отношение ко всем участникам  размещения заказа

Реализация этого принципа означает предоставление равных возможностей участия в государственных закупках всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, национальной принадлежности и пр.

В Законе ФЗ-94 содержатся подробные правила проведения торгов, требования к его участникам. В связи с этим обеспечивается применение единых правил и требований при проведении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг, как для федеральных и региональных государственных нужд, так и для муниципальных. Прочие требования, кроме сформулированных в ст.11 ФЗ-94, не могут предъявляться к участникам размещения заказа. Впервые в новейшей истории России были сняты ограничения на участие иностранных поставщиков в процессе государственных и муниципальных закупок.

2) принцип открытости и прозрачности

Реализация данного принципа состоит в публикации в официальном издании и размещении на официальном сайте извещений, конкурсной документации, протоколов оценки и сопоставления заявок и пр.

3) принцип экономного и эффективного  расходования средств бюджетов  и внебюджетных фондов

Данный принцип является базовым при размещении государственных заказов и реализуется через проведения совместных торгов, открытых конкурсов и аукционов. Таким образом, победителем конкурса признается участник, что предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер, победителем аукциона становится участник, который предложил более низкую цену контракта.

4) принцип подотчетности

Реализация принципа осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем важным этапам осуществления процедуры закупки и по всем принимаемым решениям. Также данный принцип включает предоставление такой информации заинтересованным лицам в пределах их компетенции. К заинтересованным лицам можно отнести следующих: проверяющие органы, общественные организации, представители средств массовой информации и пр.

В Законе о размещении заказов закреплена необходимость документального оформления каждого юридически значимого действия конкурса. Таким образом, протоколом оформляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на участие в конкурсе, оценка и сопоставление заявок.

5) принцип ответственности

Принцип подразумевает следующее: органы государственной власти и отдельные чиновники, которые принимают участие в принятии решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность на таком же уровне, как и другие субъекты права. То есть, в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров, согласно государственному контракту, на орган государственной власти, который заключил такой контракт, можно подать в суд, обжаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и пр. Чиновник, что принимает решения, искусственно ограничивающие конкуренцию, может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Информация о работе Проблема вымогательства (hold up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок