Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 19:31, контрольная работа
В последние два десятилетия формирование и функционирование эффективной системы государственных закупок стало одной из важнейших задач для правительства России. Был принят Закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который разработан для того, чтобы стать основой новой системы государственных закупок, что в дальнейшем сменит институты, механизмы и практики, которые существуют сегодня.
Введение
1. Понятие государственных закупок.
2. Принципы проведения государственных закупок.
3. Процедура проведения государственных закупок.
4.Риски в системе государственных закупок.
5.Проблема вымогательства в системе государственных закупок.
6.Меры предотвращения вымогательства в системе государственных закупок.
Заключение
Список использованной литературы
3.Процедура проведения
Государственный закупка вымогательство заказчик
Основной нормативно-правовой акт, который регламентирует процедуры закупок в Российской Федерации, - это Федеральный закон ФЗ-94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Способы проведения государственных закупок схематично можно представить следующим образом (рис 1.1):
Рис. 1.1. Способы проведения государственных закупок
Как видим из рисунка, размещение заказа может осуществляться двумя способами:
1) путем проведения торгов (конкурентные закупки);
2) без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Конкурентные закупки бывают в виде конкурсов или аукционов, а неконкурентные закупки делятся на запрос котировок, закупки из единственного источника и на товарных биржах.
Согласно анализу статистических данных из различных источников, сегодня самыми популярными способами закупок являются такие:
- открытый аукцион (АО);
- открытый конкурс (ОК);
- открытый аукцион в
- запрос котировок (ЗК).
На указанные способы приходится основная доля всех проводимых закупок в Российской Федерации.
4.Риски в системе
Можно определить следующие группы рисков в сфере государственных закупок, а именно:
1) риски до заключения контракта:
- выбор поставщика, недееспособного или неплатежеспособного;
- риск недобросовестной
- риск отказа победителя торгов от заключения контракта;
2) риски стадии исполнения
- риск нанесения ущерба третьим лицам;
- риск появления непредвиденных расходов или снижения доходов;
- риск появления разногласий;
- риск невыполнения условий контракта;
- риск определения договора недействительным;
- риск поставок некачественных товаров, услуг или работ;
- риск задержек сроков поставок и исполнения работ.
Процесс управления рисками состоит в формировании системного подхода к возможной минимизации рисков, что могут негативным образом отражаться на достижении целей закупок. Для определенных групп рисков может быть отмечен их системный характер, это значит, что одни риски приводят к возникновению других. В большинстве случаев риски вызывают, так называемый синергетический эффект.
Подход к методологии управления рисками включает определение возможных исходов в рисковых ситуациях, разработку мер предотвращения или минимизации ущерба и реализацию данных мер.
В сфере государственных закупок необходимым является формирование и методическое обеспечение базы или реестра рисков закупки как проекта. Управление рисками должно проходить на всех этапах закупочного цикла, а именно: на стадии планирования, размещения контракта, исполнения и управления контрактом.
Сегодня элементы системы управления рисками довольно широко используются во всем мире. Сюда включена и тщательная разработка конкурсной документации, и процесс определения победителя конкурса, и финансовое обеспечение заявок и прочие финансовые гарантии, библиотека типовых контрактов, и др.
Таким образом, государственные закупки представляют собой систему, которая направлена на экономию бюджетных средств, удовлетворение общественных потребностей и выбор наиболее оптимального исполнителя заказа.
5.Проблема вымогательства в
системе государственных
Согласно ст.163 Уголовного кодекса РФ, под вымогательством следует понимать требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения прочих действий имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества, а также под угрозой распространения сведений, которые позорят потерпевшего или его близких, или других сведений, что могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Как правило, при вымогательстве предметом преступного посягательства выступают наличные деньги, а реже - другое имущество или права на него. При этом почти не встречаются случаи вымогательства государственного имущества. Преступники практически всегда пытаются завладеть или личным имуществом граждан, или имуществом, которое принадлежит коммерческим структурам.
Один из центральных элементов криминалистической характеристики вымогательства - это данные, которые касаются способов совершения такого преступления. Как правило, вымогательство включает комплекс действий, что направлен на подготовку, осуществление преступного замысла и уничтожение следов преступления. Подготовка к осуществлению вымогательства может выражаться в следующем: получение сведений о деятельности предприятия и о лицах, которые имеют значительные доходы. В данном случае вымогателей интересуют размеры доходов таких лиц, их образ жизни, наличие у них денег или ценного имущества, обстоятельства их личной жизни, их волевые качества и пр.
Проблема вымогательства также широко известна в системе государственных закупок.
Преступные группы активно стали осваивать государственные заказы. На сегодняшний день, участвуя в тендере, любой участник может столкнуться с проблемой вымогательства.
Схема вымогательства основана на особенностях процедуры аукциона. Сущность данной схемы состоит в том, что преступники регистрируют несколько юридических лиц для участия в аукционах. Потом, используя связи, злоумышленники узнают информацию о фирмах участниках аукционов, выходят на их представителей и вымогают деньги за гарантированную победу в тендере. В случае отказа преступники обещают демпинговать и снижать цену до тех пор, пока участнику ничего не останется, как прекратить торги и уйти с аукциона.
К примеру, на парламентских слушаниях в Государственной Думе 18 октября 2013г. было приведено большое количество фактов вымогательства при проведении аукционов на государственный заказ. Выступления участников находили свое подтверждение в материалах ГУВД г.Москвы. Там были выявлены факты, которые связаны с вымогательством при проведении аукционов и конкурсов на заключение государственных контрактов.
Все происходило следующим образом: участники преступных групп регистрировали фирмы на подставных лиц и подавали заявки на участие в аукционах или конкурсах, после этого под угрозой бесконечного снижения цены руководителям коммерческих организаций, которые действительно хотели заключить контракт, предлагалось заплатить до 30% суммы будущей сделки за отказ от участия в аукционе.
По результатам следственных мероприятий 29 октября 2013 г. в суд было направлено уголовное дело по следующей статье: «Коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору» в отношении преступной группы, которая состояла из пяти человек. Руководитель данной группы, действуя от имени ООО «МПК «Строй», ООО «Строй-сервис», ЗАО «Люкслэнд» подавал заявки на участие в конкурсах, которые были организованы московской префектурой ЗАО. При этом компании не имели никакого банковского обеспечения и не собирались получать разыгрываемые подряды. После этого события развивались так: в день аукциона мошенники проводили переговоры с представителями действительно существующих фирм - участниц аукциона и предлагали им заплатить 3-5% стоимости возможного выигранного лота, в среднем это 1-3 млн. руб. за отказ от участия в конкурсе. В противном случае преступники, ссылаясь при этом на наличие связей в государственных структурах и банковские гарантии, угрожали и в дальнейшем играть на снижение котировок. А этого не могли себе позволить заинтересованные в подряде участники аукциона.
Мошенники были задержаны при получении 1 млн. руб. от представителей ООО «Коммунальный мир». Следует отметить, что этот случай не является единичным. ГУВД г.Москвы была пресечена деятельность еще нескольких преступных групп, которые занимались похожей деятельностью на территории Москвы.
Также, можно привести еще одни пример того, что касается вымогательства при осуществлении государственных закупок.
В Тверской области был задержан подозреваемый в вымогательстве при совершении государственных закупок на электронных торговых площадках. Было возбуждено уголовное дело по следующей статье: «мошенничество в особо крупном размере».
По предположениям следствия, участники противоправной деятельности создавали коммерческие структуры для того, чтобы принимать участие в государственных тендерах. С помощью сообщников среди сотрудников электронных торговых площадок, злоумышленники получали все необходимые данные о претендентах. Потом они от лица компании-конкурента предлагали претендентам перечислить им 10% от стартовой стоимости лота, в противном случае, угрожали необоснованно понизить стоимость лота до такого уровня, когда претендент откажется от борьбы.
Злоумышленники потребовали у предпринимателя 30 млн. рублей за помощь в выигрыше контракта на поставку оборудования для нужд столичного метро.
При получении первой части денег в размере 15 млн. руб. оперативниками преступники были задержаны.
В общем, результаты соответствующих проверок действительно указывают на стабильно высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе и на значительную коррупционную составляющую. В данном случае имеется ввиду и хищение, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребление полномочиями, вымогательство взяток, нарушение конкурентной среды с использованием разных противоправных схем. Но, необходимо отметить и то, что данная сфера существует практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий.
В целом в 2013 году по преступлениям в сфере государственных закупок расследовалось примерно 600 уголовных дел, 386 были направлены в суды. При этом количество выявляемых нарушений только увеличивается - за полгода прокуроры выявили почти 33 тысячи нарушений (число нарушений увеличилось на 27%). В суды направлено около 600 исков на сумму более 165 млн. руб., примерно 9,5 тысячи должностных лиц были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. 190 материалов было направлено следователям, по ним возбуждено 89 уголовных дел.
Также стабильно высоким остается число размещений заказов у единственного поставщика без проведения торгов или с нарушением порядка их проведения. Эти незаконные контракты оспаривались прокурорами через суд. К примеру, в Кемеровской области подвергнут административному штрафу глава администрации Калтанского городского округа, на основании распоряжения которого был заключен контракт на ремонт автодороги на сумму примерно 50 млн. руб. без проведения соответствующего конкурса.
6.Меры предотвращения вымогательства в системе государственных закупок.
Признаками коррупционного преступления, которое совершается в системе государственного снабжения являются следующие:
- такое преступление является общественно опасным;
- оно предусматривается
- выражается в незаконном
- цель преступления - получение выгоды;
- такое преступление
Особенностями преступлений в государственной сфере являются следующие:
1) такие деяние всегда
2) при осуществлении
3) предприниматели и организации
произвольно, в зависимости от
своих интересов, способны формировать
поведение государственных
Можно выделить следующие меры для снижения доли вымогательств в сфере государственных закупок:
- меры, которые повышают трудности совершения преступлений;
- меры, которые снижают выгодность
от совершения данных
- меры, повышающие риск совершения преступлений.
Весь комплекс мер, соответственно, привязывается к указанным направлениям.
Разработка и внедрение новых институтов в сфере государственных закупок, которые способствуют снижению уровня коррупции, предусматривает формирование государственных и независимых институтов, что способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств, усилению контроля со стороны общества через увеличение доли прозрачности расходования бюджетных средств (регионального и муниципального бюджетов) и информированности широкой общественности, что касается результатов и механизмов конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных потребностей.
Противодействие коррупции может также быть усилено путем увеличения профессиональной квалификации и усиления ответственности чиновников, которые занимаются проведением конкурсного отбора поставщиков для государственных потребностей, ликвидации пробелов в существующем законодательстве и другом нормативном регулировании процедур конкурсных торгов.
Для того, чтобы выполнить вышеуказанные цели можно предложить такие меры:
- создание института
- создание организации, которая
представляла бы интересы
- подготовка методических
- повышение информированности
поставщиков о специфике