Проблемы бедности и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В настоящее время глобальной социальной опасностью является угроза обнищания населения. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ БЕДНОСТИ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ БЕДНОСТИ
3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Проблемы бедности и пути ее решения.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. М.: НИСП, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

Жеребий В. М., Римашевская  Н. М. Проблема борьбы с бедностью  в разработках зарубежных правительственных  и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. — М., 2006.

Жеребин В., Алексеева О., Болдышева  Н. Жизненные ресурсы семьи. // Народонаселение, 2005, № 3.

Жукова Л.А. Основные направления  работы Мин-ва РК по соц. вопросам в  современных условиях. Человек как  объект соц-психол. работы: Материалы  науч. тр. республик. науч.- практич. конференции. Сыктывкар, 2006.- С.95-103

Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2006.

О.В.Воронкова Подходы  к определению и измерению  бедности // Экономический вестник  Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 3. С. 147-154.

Овчарова Л. Профиль российской бедности. // Информационный бюллетень  Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН Население  и общество , 2005, №89.

Овчарова Л.М. Бедность в  России. Мир в России,2001.

Римашевская Н. М. Бедность и  маргинализация населения //Социс.-2005. - №4.С.2-4.

Римашевская Н. О проблеме преодоления бедности и неравенства. // Экономическая наука современной  России, 2005, №3.

Рывкина Р. Социальная справедливость и общественное мнение // Свободная  мысль, 2005, №10.

Рывкина Р. Социальные неравенства  и отношение к ним населения. // Общественные науки и современность, 2005, № 6.

Сазонова З.И., Многодетные  семьи в центральной России // СОЦис. 2006. № 12 С. 54-64.

Смит А. Исследования о  природе и причинах богатства  народов. М., 1962.

Федотовская Т.А. Проблема бедности в современной России/ Аналитический  вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 20.

Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика, 2005, № 3.

Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2006. Антология экономической  классики: В 2 т. М., 1991. Т. 1.

Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика, 2005, № 3. С. 12-14.

Римашевская Н. О проблеме преодоления бедности и неравенства. // Экономическая наука современной  России, 2005, №3. – С. 8-11

Овчарова Л.М. Бедность в  России. Мир в России, 2001.

Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально- имущественные характеристики и качество жизни богатых и  бедных // Социс, 2007. - №3. - С.35-39.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2009 г. № 213 ФЗ)

Федотовская Т.А. . Проблема бедности в современной России/ Аналитический  вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современной России существует социальное явление, которое не имеет  определенного статуса — это  бедность. Проблемой бедности в обществе начинают интересоваться, как правило, во время политических кампаний. В  последнее время общественный интерес  российского истеблишмента к  этому социальному институту  резко возрос, но не более того.

 

blinov.jpg

Статья публикуется в  рамках круглого стола-семинара на тему «Способна ли пенсионная экономика  поддерживать полную занятость?», прошедшего в Балтийской международной академии 15 мая 2013 года. Организаторы мероприятия: Балтийская международная академия (БМА), Латвийская конфедерация работодателей (LDDK), Дипломатический экономический  клуб (DEC) и интернет-журнал baltic-course.com.

 

Президент сформулировал  задачи на следующий политико-деловой  цикл — четыре года, предусматривающей  борьбу с бедностью. СМИ отреагировали  на эту задачу. Прежде всего зададим  вопрос: на какой платформе президент  и правительство предполагают вести  осмысление бедности и борьбу с ней? Видят ли нынешние реформаторы проблему бедности через призму философии  неолиберализма 90-х годов, или они  принципиально отходят от постулатов и логики 90-х годов. Мне представляется, что решение этой проблемы возможно объединенными усилиями социологов, экономистов, психологов и юристов. При поддержке всех ветвей власти: Президента, Правительства и Федерального Собрания.

 

Представление о бедности идеология

Для любого жизнеустройства  важным качеством является представление  о бедности — отношение к тому факту, что часть членов общества имеет очень низкий, по меркам этого  общества, уровень дохода. Имеется  в виду тот порог в уровне доходов, ниже которого бедные и зажиточная, благополучная, часть образуют по потреблению  благ и типу жизни два разных мира (в Англии периода раннего капитализма  говорили о двух разных расах —  «расе бедных» и «расе богатых»).

 

Отрицание уравниловки есть не что иное, как придание бедности законного характера. Именно это  произошло на Западе в ходе становления  рыночной экономики («капитализма»). Причем произошло и на уровне обыденных  житейских обычаев и установок, и на уровне социальной философии. Как  писал Ф. Бродель об изменении  отношения к бедным, «эта буржуазная жестокость безмерно усилится в конце  ХVI века и еще более в ХVII веке». Он приводит такую запись о порядках в европейских городах: «В ХVI веке чужака-нищего лечат или кормят перед  тем, как выгнать. В начале ХVII века ему обривают голову. Позднее его  бьют кнутом, а в конце века последним  словом подавления стала ссылка его  в каторжные работы».

 

Ведущие мыслители-экономисты либерального направления (А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо) считали, что бедность —  неизбежное следствие превращения  традиционного общества в индустриальное. Действительно, протестантская Реформация породила новое, неизвестное в традиционном обществе, отношение к бедности как  признаку отверженности. Это представление  перешло и в идеологию.

 

В середине XIX века важным основанием либеральной идеологии стал социал-дарвинизм. Он исходил из того, что бедность — закономерное явление, и она  должна расти по мере того, как растет общественное производство. Кроме того, бедность — проблема не социальная, а личная. Это — индивидуальная судьба, предопределенная неспособностью конкретного человека побеждать  в борьбе за существование. Идеолог  социал-дарвинизма Г .Спенсер считал даже, что бедность играет положительную  роль, будучи движущей силой развития личности. Идеолог неолиберализма Ф. фон Хайек также считал, что  бедность — закономерное явление  в человеческом обществе и необходима для общественного блага. Он призывал ограничить государственное участие  в сокращении бедности и возложить  ответственность за свою бедность на индивида.

 

Установление рыночной экономики  впервые в истории породило государство, которое сознательно сделало  голод средством политического  господства. Когда в Англии в ХVIII веке готовились новые Законы о бедных, философ и политик лорд Таунсенд писал: «Голод приручит самого свирепого  зверя, обучит самых порочных людей  хорошим манерам и послушанию. Вообще, только голод может уязвить  бедных так, чтобы заставить их работать. Законы установили, что надо заставлять их работать. Но закон, устанавливаемый  силой, вызывает беспорядки и насилие. В то время как сила порождает  злую волю и никогда не побуждает  к хорошему или приемлемому услужению, голод — это не только средство мирного, неслышного и непрерывного давления, но также и самый естественный побудитель к труду и старательности. Раба следует заставлять работать силой, но свободного человека надо предоставлять  его собственному решению».

 

Таким образом, бедность в  буржуазном обществе вызвана не недостатком  материальных благ, она — целенаправленно  и рационально созданный социальный механизм.

 

Структурная бедность или  социальная несправедливость

Исследователь бедности, удостоенный  за свой труд «Политэкономия голода»  Нобелевской премии по экономике, А. Сен писал, что бедность не связана  с количеством товаров, а определяется социальными возможностями людей  получить доступ к этим благам. В  социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом («структурная бедность») и  служит важным фактором консолидации гражданского общества. Каждый гражданин  всегда должен иметь перед глазами  печальный пример людей, выброшенных  из общества. Этим и скрепляется  «общество двух третей».

 

Философские основания советского строя, и лежащая в их основе антропология, несущая на себе отпечаток крестьянского  общинного коммунизма, и русская  православная философия, и российские традиционные культурные установки  исходили из совершенно другой установки: бедность есть порождение несправедливости и потому она — зло. Таков был  официально декларированный принцип  и таков был важный стереотип  общественного сознания. В этом официальная  советская идеология и стихийное  мироощущение людей полностью совпадали.

 

После 1917 года идеологи западной буржуазии, напуганные мировой революцией бедняков, сдвинулись к социал-демократии. Бедность, особенно крайняя, стала трактоваться как нежелательное, невыгодное социальное явление. Запад пережил период смягчения  нравов, своего рода приступ гуманизма. Ограничение бедности стало рассматриваться  как важное условие и выхода из тяжелых кризисов. Об этом много  говорил президент США Франклин Д. Рузвельт. Л. Эрхард в программе  послевоенного восстановления ФРГ  исходил из таких установок: «Бедность  является важнейшим средством, чтобы  заставить человека духовно зачахнуть  в мелких материальных каждодневных заботах. Такие заботы делают людей  все несвободнее, они остаются пленниками своих материальных помыслов и устремлений». Л. Эрхард даже включал гарантию против внезапного обеднения в число  фундаментальных прав: «Принцип стабильности цен следует включить в число  основных прав человека, и каждый гражданин  вправе потребовать от государства  ее сохранения».

 

В начале 90-х годов российская элитарная интеллигенция, представленная сплоченной, но пока еще теневой  интеллектуальной бригадой будущих  реформаторов типа Е. Гайдара и А. Чубайса, сделала вполне определенный философский выбор. Она приняла  неолиберальную концепцию человека и общества о бедности. Гайдар отмечал, что «население должно четко усвоить, что правительство не гарантирует  место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь. На время проведения реформы потребуется  чрезвычайно антизабастовочное  законодательство. Следует ожидать  ускоренной институционализации неолиберальной экономико-политической идеологии, политической основой которой станет часть  нынешних демократических сил…».

 

Таким образом, в ходе реформы  в России произошел не сбой, не социальный срыв, а запланированное изменение  структуры общества. Сама программа  реформы и не предполагала механизмов, предотвращающих обеднение населения.

 

Когда бедны все, то никто  небеден

Мне нравится тезис — борьба с бедностью. Строго говоря, бедность преодолеть нельзя. Она будет всегда и везде. Не одно общество, даже сверхбогатое, не обходиться без существования  этого феномена. Бедность существовала и в доперестроечной России, но она была спрятана, поэтому не бросалась  в глаза. Сторублевая зарплата абсолютного  большинства делала людей равными  в бедности. Когда бедны все, то никто небеден, потому что нет  объекта для сравнения.

 

Реформы 90-х годов положили начало доходной дифференциации и появлению  масштабной бедности, непрерывной для  России. Остальной мир борется  с бедностью давно, разрабатываются  программы, принимаются нормативные  акты и т. д. Борьба то резко возрастает, но затухает. Особенно активно она  ведется, когда бедность начинает представлять либо политическую, либо экономическую  опасность.

 

В результате реформ в РФ возникла структурная бедность —  постоянное состояние значительной части населения. Это — социальная проблема, не связанная с личными  качествами и трудовыми усилиями людей. В России возникла такая ситуация, когда бедность стала угрожать экономическому росту. Следует отметить, что у  российского государства появились  средства, которые можно направить  на борьбу с бедностью. Вопрос: как  ими лучше распорядиться, куда направить  в первую очередь.

 

Во всем мире существуют традиционные бедные группы населения — безработные, беженцы, эмигранты. Им оказывается  адресная помощь в рамках специальных  программ, которые отрабатывались десятилетиями.

 

В России проблема помощи приобретает  дополнительный драматизм, по сравнению  со странами с развитой рыночной экономикой. Бедность в России — продукт социальной катастрофы, слома, она представляет собой резко неравновесный переходный процесс. В стране, где «структурная бедность» была давно искоренена и, прямо скажем, забыта так, что ее уже никто не боялся, массовая бедность буквально «построена» политическими  средствами. Искусственное создание бедности в России — колоссальный эксперимент над обществом и  человеком. Он настолько жесток и  огромен, что у многих не укладывается в голове — люди не верят, что  сброшены в безысходную бедность, считают это каким-то временным  «сбоем» в их нормальной жизни. Вот  кончится это нечто, подобное войне, и все наладится.

 

Российский феномен —  работающие бедные

В России существует некий  специфический феномен, работающие бедные. Во всех нормально развивающихся  странах наличие работы не всегда является гарантом процветания, высокого дохода, но от нищеты спасает. В России же даже работая можно пребывать  в бедности. Следует отметить, что  большинство работающих бедных приходится на бюджетную сферу (учителя, врачи  и т. д.). При этом происходит резкое повышение заработной платы государственным  служащим. Не кощунственно ли это? Это  обстоятельство придает российскому  обществу своеобразное политическое звучание.

 

Если во всех странах с  развитой рыночной экономикой расширяется  рынок труда путем создания дополнительных рабочих мест, за счет развития малого бизнеса, то в России этого не происходит. Это все усложняет борьбу с бедностью. По оценкам специалистов, масштабы российской бедности колеблются в размере 70%. Не правда ли, страшная цифра. Социологи проверили опросы по самоощущению людей. И выявилось, что в России действительно 70% людей позиционируют себя как бедные.

Информация о работе Проблемы бедности и пути ее решения