Проблемы безработицы и занятости населения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является понятие и анализ уровня занятости населения.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
- изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;
- дать понятие безработицы и занятости населения;
- проанализировать состояние уровня занятости населения в Республике Казахстан;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы безработицы: сущность и виды……………….5
2 Современные проблемы занятости и безработицы…………………....9
3 Решение проблемы безработицы на казахстанском рынке труда……17
Заключение………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………….26
Приложения………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая Т.К.А. 209.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  международного  рыка  труда  -  свидетельство  того  что процессы   мировой   интеграции  не   только   идут   в   экономической   и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо  более  сложную область  социальных  и  трудовых  отношений,  которые   приобретают   теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит  социальная политика  различных  стран,  обладающих  неодинаковым  социальным  опытом  и непохожими  национальными   традициями. Точками   такого   соприкосновения являются прежде всего совместные  межнациональные  предприятия,  которые  во множестве возникают в разных частях мира.  Соприкосновение  происходит  и  в рамках  отдельных  ТНК,  при  передвижении  через  границы  рабочей  силы  и капитала. Во многих случаях при  этом  возникает  трудноразрешимая  проблема совмещения  не  только  различных  экономических и технологических,  но  и социальных  структур.  Это совмещение  должно,  очевидно,  идти  по  многим направлениям и прежде всего в области: условий труда, способа найма и увольнений работников; оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление  различных льгот,  в  том  числе  по   линии   материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые  трудности  возникают  также  при  согласовании   неодинаковой социальной практики и во многих других областях  (профсоюзной  деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким  образом,  формирующийся  международный рынок труда -  это  не  ординарное  экономическое  явление,  а  многосложный социально-экономический процесс, ставящий  в  повестку  дня  жизни  мирового сообщества  сложные  вопросы  смыкания,  а  в   последующем   и   интеграции социального опыта и практики нации.

Сейчас  совершенно  определенно  образовались  и  функционируют   пять крупных  международных   региональных   рынка   труда: западноевропейский, ближневосточный,  азиатский,  латиноамериканский,  африканский. Причем в первом случае произошло  даже  юридическое  конструирование  рынка  труда  в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2)  путем  постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"),  когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические,  культурные  и иные перегородки между ними. В ряде случаев,  соединение  капитала  и  труда может происходить и без их физического перемещения, когда  в  ход  пускаются системы телекоммуникаций.

Движение рабочей  силы на международном рынке  труда  осуществляется  в виде  трудовой  миграции,  типологию  которой  можно  представить  следующим образом:

.   по    продолжительности:   регулярная    (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);

. по ограничениям  на жительство и работу: контрактная  и деловая;

. по юридическому  статусу мигрантов: легальная  и нелегальная;

.  по  уровню  квалификации:  миграция  квалифицированной  рабочей  силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Регулярная  миграция,  в  свою  очередь,  может   подразделяться   на: свободное  перемещение,  постоянное  поселение  и  разрешение  находиться в стране в течение определенного срока.

Исследуя  кадры  потенциальной  международной  миграции  исследователи пришли  к  выводу,  что   они   представлены   в   целом   более   молодыми, профессионально  подготовленными,  экономически  активными,   но   социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными  зарубежных источников. Так, Дж.  Борджес  отмечает,  что  иностранные  рабочие  в  США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через  10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во  многом  объясняется  "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

Следует  иметь  в  виду,  что  отнесение  тех  или  иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным  или  негативным  не  может быть  однозначным и окончательным,  оно может зависеть   от   конкретной социально-экономической ситуации   в   стране.   Например,   переориентация инвестиций  из  тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер  в условиях  насыщенного потребительского  рынка  и  значительной величины  безработицы   в   стране,   в   ситуации   же   острого   дефицита потребительских  товаров  и  благ  этот  результат  вряд  ли  можно  считать отрицательным. К тому  же  различные  последствия  явно  не  равнозначны  по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита  платежного  баланса в  какой-то  момент   может   перевесить   все   отрицательные   последствия рассматриваемого явления.

Рассмотрение  позитивных  и   негативных   последствий   международной миграции   рабочей   силы   лежит   в   основе   определения    направленной государственной и региональной политики и построения  системы  регулирования этого  процесса,  предусматривающей   создание   определенных   общественных институтов и структур,  управляющих международной миграцией на  различных уровнях.

 

Таблица 1. Последствия  международной миграции рабочей  силы

 

Позитивные

Негативные

 

 

 

 

 

Страна – экспортер  рабочей силы.                                                                            

1. Приобретение  работником новой квалификации

1. Потеря квалифицированной  рабочей силы

2. Сокращение дефицита  платежного баланса

2. Усиление зависимости  от иностранного спроса не  только на товары, но и на  рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

3. Переориентация  капитальных вложений с освоения  производственных ресурсов на  потребление

4. Обеспечение  структурной и технологической  перестройки производства

 

 

4. Рост инфляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна – импортер рабочей силы

1. Облегчение  структуры региональных сдвигов

1. Блокирует  внедрение трудосберегающей технологии

2. Содействие  вертикальной мобильности местных  работников

2. Осложняет  ситуацию на внутреннем рынке  рабочей силы

3. Снижение стоимости  рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

3. Увеличиваются  расходы на содержание безработных  иностранцев и их семей

4. Торможение  роста цен, благодаря склонности  иностранных работников к сбережениям

 

5. Повышение  качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

 

 

Асимметрия  рынков труда на макро- и мега уровне, вызванная структурной деформацией   экономик   депрессивных   регионов,   актуализирует   проблему экономической целесообразности профессиональной диверсификации рабочей  силы и стимулирования  роста  её  мобильности  в  рамках  интенсификации  мировых интеграционных процессов и формирования институтов международного  трудового посредничества.

Дисбаланс в  удовлетворении  потребностей  национальной  (региональной, муниципальной) экономики зарубежной рабочей силой в немалой  степени  вызван недостаточной   проработанностью   единого   методологически-концептуального подхода  к  интернационализации  рекрутинговых  процессов,  производных   от находящегося в настоящее время в  стадии  становления  международного  рынка труда (МРТ).

В последние  годы  все  больше  внимания  уделяется  проблеме  создания универсальной  организационно-правовой  структуры,  которую   представляется возможным определить как Единая система легального экспорта-импорта  рабочей силы (альтернативы регионально- муниципальной безработицы ).

Активно  развиваются  исследовательские   направления,   связанные   с вопросами  формирования  и  функционирования  международного  рынка   труда. Расширяются  междисциплинарные  связи  данной  проблематики.  Во  всем  мире существуют   соответствующие    структуры,    занимающиеся    многоаспектным регулированием вопросов МРТ(соответствующие подразделения ООН,МОТ,МОМ и  ряд иных региональных организаций).

В середине 90-х  данная проблема получает признание и в России, и связана прежде всего с принятой в 1996  г. Концепцией государственной миграционной политики, заимствующей опыт ведущих  зарубежных  стран. Однако вопрос создания Единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы (ЕСЛЭИРС) в должной мере не разрабатывался ни в научном, ни  в практическом плане. Создание в московском регионе в начале 1998г. года  Ассоциации  фирм- экспортеров рабочей силы  московского  региона  заинтересовало  специалистов многих   других   регионов   .Этот   интерес   ограничивался   в    основном институциональным аспектом проблемы.

ЕСЛЭИРС представляет  собой  иерархию  концептуальном тоепологических компонент  и  организационно-правовых  институтов,  соответствующих   нормам международного   трудового   законодательства    и    являющихся    основным системообразующим  фактором  создания  условий  свободной  внешней  трудовой миграции. Являясь институтом международного  рынка  труда,  институционально ЕСЛЕИРС представляет собой  инфраструктуру  из  международных,  региональных институтов рекрутинга:  Международных  структур  (МОТ  и  др.),  Федеральных органов   (Правительство   или   отраслевые   ведомства),   региональных   и муниципальных структур.

Централизованный контроль за миграционным потоком на первичном  уровне (уровне районов и муниципалитетов)  представляется  весьма  эффективным для мониторинга миграционных процессов, непосредственной работы с кандидатами  и гарантирования социальной защиты потенциальных мигрантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Решение проблемы безработицы на казахстанском рынке труда.

 

До последнего времени под давлением объективных  и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план. Государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идет как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций еще значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает  изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного  спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.

Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Современный рынок  труда – это сфера не столько  противостояния предпринимателей и  работников, сколько компромиссов и  договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

Информация о работе Проблемы безработицы и занятости населения в РК