Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является понятие и анализ уровня занятости населения.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
- изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;
- дать понятие безработицы и занятости населения;
- проанализировать состояние уровня занятости населения в Республике Казахстан;
Введение …………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы безработицы: сущность и виды……………….5
2 Современные проблемы занятости и безработицы…………………....9
3 Решение проблемы безработицы на казахстанском рынке труда……17
Заключение………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………….26
Приложения………………………………………………………………….27
Формирование международного рыка труда - свидетельство того что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области: условий труда, способа найма и увольнений работников; оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
. по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
. по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
. по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
. по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.
Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране. Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Таблица 1. Последствия международной миграции рабочей силы
Позитивные |
Негативные | |
Страна – экспортер
рабочей силы. |
1. Приобретение работником новой квалификации |
1. Потеря квалифицированной рабочей силы |
2. Сокращение дефицита платежного баланса |
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу | |
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда |
3. Переориентация
капитальных вложений с | |
4. Обеспечение структурной и технологической перестройки производства |
4. Рост инфляции | |
Страна – импортер рабочей силы |
1. Облегчение структуры региональных сдвигов |
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии |
2. Содействие
вертикальной мобильности |
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы | |
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы |
3. Увеличиваются
расходы на содержание | |
4. Торможение
роста цен, благодаря |
||
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников |
Асимметрия рынков труда на макро- и мега уровне, вызванная структурной деформацией экономик депрессивных регионов, актуализирует проблему экономической целесообразности профессиональной диверсификации рабочей силы и стимулирования роста её мобильности в рамках интенсификации мировых интеграционных процессов и формирования институтов международного трудового посредничества.
Дисбаланс в
удовлетворении потребностей национальной (региональной,
муниципальной) экономики зарубежной
рабочей силой в немалой степени
вызван недостаточной проработанностью
единого методологически-
В последние годы все больше внимания уделяется проблеме создания универсальной организационно-правовой структуры, которую представляется возможным определить как Единая система легального экспорта-импорта рабочей силы (альтернативы регионально- муниципальной безработицы ).
Активно развиваются исследовательские направления, связанные с вопросами формирования и функционирования международного рынка труда. Расширяются междисциплинарные связи данной проблематики. Во всем мире существуют соответствующие структуры, занимающиеся многоаспектным регулированием вопросов МРТ(соответствующие подразделения ООН,МОТ,МОМ и ряд иных региональных организаций).
В середине 90-х данная проблема получает признание и в России, и связана прежде всего с принятой в 1996 г. Концепцией государственной миграционной политики, заимствующей опыт ведущих зарубежных стран. Однако вопрос создания Единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы (ЕСЛЭИРС) в должной мере не разрабатывался ни в научном, ни в практическом плане. Создание в московском регионе в начале 1998г. года Ассоциации фирм- экспортеров рабочей силы московского региона заинтересовало специалистов многих других регионов .Этот интерес ограничивался в основном институциональным аспектом проблемы.
ЕСЛЭИРС представляет собой иерархию концептуальном тоепологических компонент и организационно-правовых институтов, соответствующих нормам международного трудового законодательства и являющихся основным системообразующим фактором создания условий свободной внешней трудовой миграции. Являясь институтом международного рынка труда, институционально ЕСЛЕИРС представляет собой инфраструктуру из международных, региональных институтов рекрутинга: Международных структур (МОТ и др.), Федеральных органов (Правительство или отраслевые ведомства), региональных и муниципальных структур.
Централизованный контроль за миграционным потоком на первичном уровне (уровне районов и муниципалитетов) представляется весьма эффективным для мониторинга миграционных процессов, непосредственной работы с кандидатами и гарантирования социальной защиты потенциальных мигрантов.
3 Решение проблемы безработицы на казахстанском рынке труда.
До последнего
времени под давлением
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идет как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций еще значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.
Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.
Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.
Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
Информация о работе Проблемы безработицы и занятости населения в РК