Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование практических аспектов, а также проблем и перспектив кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях, на примере АКБ РосЕвроБанк.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
Рассмотреть кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк);
Раскрыть виды кредитов ОАО АКБ РосЕвроБанк малому бизнесу и основные условия их предоставления;
Исследовать особенности кредитования малого бизнеса в АКБ РосЕвроБанк проблемы и рекомендации;
Выделить проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
Определить направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса

Файлы: 1 файл

Банковское кредитование малого предпринимательства на примере ОАО АКБ РосЕвроБанк.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Факты появления  любого из перечисленных. признаков  специалист обязан доложить руководству  Банка (филиала).

Организация работы при ухудшении финансового состояния заемщика

При выявлении  проблемной ссуды специалист должен без промедления принять следующие  меры:

  • Установить ежедневный контроль за остатками средств и оборотами по счетам заемщика. Одновременно наметить и провести систему мероприятий по выявлению причин образования и поиску путей сокращения суммы просроченной задолженности.
  • Сообщить юридической службе и службе безопасности о необходимости принять меры по обеспечению реализации прав Банка по защите его интересов.
  • Провести объективную проверку сложившейся ситуации:

– выяснить позицию заемщика в сложившейся ситуации (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство улучшить финансовое состояние);

– сделать письменный запрос в адрес заемщика и сообщить об обеспокоенности банка сложившейся ситуацией;

– организовать встречи с руководителями заемщика с целью обсуждения сложившегося положения, результаты встречи оформить протоколом. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, вне зависимости, решил ли Банк (филиал) продолжать работу с клиентом или взыскать долг в судебном порядке;

– наметить совместный план действий Банка и заемщика, который может включать в себя:

а) продажу активов;

б) сокращение накладных  расходов;

в) принятие активных мер по погашению просроченной дебиторской задолженности;

г) разработку других мероприятий организационного, производственного  и финансового характера.

1.4 Процедура кредитования субъекта малого бизнеса в ОАО АКБ РосЕвроБанк на примере малого предприятия

 

Основной проблемой  кредитования является проблема кредитного риска. В настоящее время данная проблема решается в ОАО АКБ РосЕвроБанк посредством минимизации риска, основанной на детальном анализе кредитоспособности заёмщика.

Малое предприятие-заемщик при обращении в ОАО АКБ РосЕвроБанк за кредитом должно предоставить балансовые отчеты за два последних, перед подачей заявки, квартала.

Исследование  баланса предприятия, согласно данной методике, должно производиться двумя методами: вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов).

Рассмотрим  пример по кредитованию заёмщика ООО «Прогресс». Процедура кредитования приведена в Приложении 2.

Заёмщик, малое  предприятие ООО «Прогресс» организовано с 1996 года. В соответствии с учредительными документами, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: изготовление мебели на заказ. Предприятие является клиентом банка по РКО, запрашивает кредит в размере 5523680 руб. сроком на 3 года.

С целью оценки кредитного риска по данной сделке ОАО АКБ РосЕвроБанк проводит следующую диагностику:

  1. проводится общая финансовая диагностика предприятия (Приложение 3)
  2. рассчитывается риск банкротства (Приложение 3)
  3. рассчитывается кредитный рейтинг.

Рейтинговая оценка кредитоспособности

Для рассмотрения берутся следующие  коэффициенты, которым соответствуют  определенные значения в баллах.

Коэффициент независимости ………………………………….20

Соотношение заемных и собственных  средств……………….15

Коэффициент покрытия (общий)………………………………20

Промежуточный коэффициент покрытия……………………..10

Коэффициент абсолютной ликвидности………………………10

Рентабельность продаж…………………………………………10

Рентабельность основной деятельности……………………….10

Соблюдение критериального уровня каждого из полученных при финансовом анализе коэффициентов дает соответствующее в баллах значение для рейтинговой оценки.

Дополнительно 5 баллов присваиваются предприятию-заемщику при соблюдении им так называемого  «золотого правила экономики  предприятия». Оптимальным является следующее соотношение:

 

Т >T >100%,

 

где Т – темпы роста балансовой прибыли;

Т – темпы роста объма реализации;

T - темпы роста суммы активов (основного и оборотного) предприятия.

Темп роста рассчитывается как  отношение соответствующего показателя за последний отчетный период к показателю за предыдущий период (без учета нарастающего итога), умноженной на 100. Несоблюдение рекомендуемого уровня каждого из полученных при финансовом анализе коэффициентов, используемых при рейтинговой оценке предприятия – заемщика, а также несоблюдение «золотого правила экономики предприятия» дает нулевое значение данного показателя для рейтинговой оценки.

По итогам суммирования баллов, полученных в ходе рейтинговой оценки, даются рекомендации (табл. 1.5).

 

Таблица 1.5. Рекомендации по полученным показателям итоговой рейтинговой оценки, применяемые в ОАО АКБ РосЕвроБанк

Итоговая рейтинговая  оценка

Класс

Комментарии

От 75 до 100

 

Наивысший показатель рейтинговой  оценки. Такой показатель говорит о финансовой устойчивости предприятия и его высокой кредитоспособности. Исходя из практики, получение предприятием максимального общего балла рейтинговой оценки явление крайне редкое.

От 50 до 70

2

Кредитование таких  заемщиков возможно с незначительной степенью разумного риска.

От 25 до 45

3

Получение потенциальным  заемщиком более низких оценок не должно рассматриваться как отказ  в предоставлении кредита, если есть другие более веские и обоснованные причины (как то покрытие кредита  залогом,

относящимся к первой категории ликвидности, получение Банком значительной прибыли от других услуг, оказываемым заемщику и т.д.) возможности кредитования заемщика с минимальным риском для Банка.

Менее 20

4

Значение рейтингового балла от 0 до 20 говорит о крайне неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия-заемщика и может являться причиной отказа в его кредитовании.


 

 

Таблица 1.6. Основные финансовые показатели

Наименование показателя

01.03.09

Рейтинг

Коэффициент независимости

0,85

20

Соотношение собственных и заемных средств

0,18

15

Коэффициент покрытия (общий)

4,38

20

Промежуточный коэффициент  покрытия

1,64

10

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,28

10

Рентабельность продаж

0,1

0

Рентабельность основной деятельности

0,02

0

Итоговая рейтинговая  оценка

х

75


 

Расчёт соблюдения золотого правила  экономики предприятия для ООО «Прогресс»

1208>126>103>100%

Итоговая рейтинговая оценка ООО «Прогресс» составляет 80 баллов, что соответствует наивысшему показателю рейтинговой оценки. Кредитный риск по данной операции приемлем, ОАО АКБ РосЕвроБанк принимает решение о выдаче кредита.

 

 

2. Основные направления развития и пути совершенствования системы кредитования субъектов малого предпринимательства

2.1 Проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса

 

В России набирают силу процессы естественной дифференциации и структурирования все усложняющегося финансового  рынка. В последние годы они стали  заметны не только в банковском секторе, но и в среде иных финансово-кредитных организаций (кредитных кооперативов, лизинговых и факторинговых компаний, частых и государственных фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг).

На сегодняшний день в системе  институтов кредитования малого предпринимательства  сформировалась группа организаций, среди  которых следует выделить – частные фонды поддержки малого бизнеса, муниципальные и государственные региональные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы регионального и федерального уровня.

В 2008 году банки активно кредитовали малый бизнес, прирост за 2008 год составил 55%, а объем финансирования по программам кредитования малого бизнеса до 2,5 миллионов руб. достиг 510 миллиардов рублей (табл. 2.1).1

Из ее данных видно, что  лидером по объему выданных средств  малому бизнесу в 2008 году стал банк «ВТБ24» показавший динамику роста в 105,46%, до 40,4 миллиардов рублей за 2008 год. Банком, выдавшим наибольшее количество кредитов малому бизнесу, количество которых по итогам 2008 года достигло 43843 единиц, стал банк «Уралсиб». Наибольшая динамика в пятерке лидеров у банка «НБ Траст», рост количества выданных кредитов которого составил 122,97% в 2008 году

 

Таблица 2.1. Банки-лидеры по количеству выданных кредитов малому бизнесу в 2008 году в Российской Федерации 2

Банк

Кол-во выданных кредитов, шт.

Изменение за год, %

Объем выданных кредитов, тыс. руб.

Изменение за год, %

Количество городов  присутствия программы, шт.

Уралсиб

43843

57,14

18778294,1

41,03

150

КМБ-банк

38432

4,31

16649770,0

40,33

н/д

ВТБ24

14668

96,91

40421675,0

105,46

н/д

НБ Траст

8495

122,97

4887377,0

121,71

115

Росбанк

6386

17,33

4875671,8

16,46

133

Челиндбанк

5627

454,38

1632577,0

223,57

29

УРСА банк

5353

-29,89

4844771,8

49,24

75

Автоградбанк

5093

-6,84

3488465,4

27,27

6

Пробизнесбанк

4279

223,68

1333251,9

328,64

16

СКБ-Банк

4163

83,80

1591018,0

89,41

40,0


 

Крупнейшие  банки, кредитующие малый бизнес, рапортовали о положительной  динамике кредитования малого бизнеса и в 2008 году. Так, в Росбанке портфель кредитов малому и среднему бизнесу с начала 2008 года вырос на 21,0%, у Альфа-банка прирост составил 80,0%, у Собинбанка – 34,0%, Промсвязьбанк объем ссуд малому и среднему бизнесу увеличился с января 2008 года в 9,4 раза.3

Но мировой  финансовый кризис, затронувший российский банковский сектор, серьезно повлиял  на реализацию программ кредитования малого бизнеса. Мировая экономика  столкнулась с принципиально  новым видом кризиса, который затронул все существующие бизнес-модели и функционирующие коммерческие институты.

Для тех малых  предприятий, которые функционируют  более десяти лет – это уже  второй масштабный кризис в экономике  Российской Федерации, для тех, кто  находится на рынке менее десяти лет – первый. И смогут ли первые и вторые пройти его, зависит не только от способностей предпринимателей, но и от возможности привлечения заемных средств даже в условиях кризиса ликвидности.

Как же малому и микробизнесу решать проблемы привлечения ресурсов в новых рыночных обстоятельствах? Ведь в ближайшее время, компаниям, относящимся к сегменту малого бизнеса, не стоит рассчитывать на среднесрочные и долгосрочные кредиты по приемлемым, для предприятия, ставкам.

Часть экспертов считает, что малый бизнес менее капиталоемкий, и именно поэтому небольшие компании имеют больше шансов получить в банке кредит на реализацию того или иного проекта. Тем более что малый бизнес нуждается, преимущественно, в краткосрочных займах, которые по своим объемам невелики. Возможно, в сложившихся условиях на такие кредитные продукты, в краткосрочной перспективе, будут ориентироваться и банка, так как доходность по ним значительно выше, а также есть возможность диверсификации клиентской базы.

Но уже сейчас ряд банков приостанавливают программы кредитования малого бизнеса или предъявляют запретительные требования к заемщикам. Также в среднем по рынку ставки по кредитам для малого бизнеса увеличились на 1–4%.

И если столичному малому бизнесу помощь продолжает оказывать Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), который выступает поручителем по кредитам, что позволяет предпринимателям получать ссуды при недостатке обеспечения, то малому бизнесу в регионах стоит ориентироваться на другие способы привлечения заемных средств.4

На современном  этапе развития экономики для  российских малых предприятий одним  из вариантов привлечения заемных  средств может быть использование  таких финансовых инструментов как  лизинг и факторинг. Для малого бизнеса стоимость данных ресурсов существенно выше, чем стоимость классических кредитов, но в настоящее время это практически единственная альтернатива банковскому кредитованию. При этом лизинговые услуги предоставляют также и микрофинансовые организации, в том числе и государственные фонды, работающие в сегменте микрофинансирования, для которых предоставление поручительств становится все более перспективным видом деятельности, и порядка 10% от частных фондов.5

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях