Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель работы – исследование практических аспектов, а также проблем и перспектив кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях, на примере АКБ РосЕвроБанк.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
Рассмотреть кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк);
Раскрыть виды кредитов ОАО АКБ РосЕвроБанк малому бизнесу и основные условия их предоставления;
Исследовать особенности кредитования малого бизнеса в АКБ РосЕвроБанк проблемы и рекомендации;
Выделить проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
Определить направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса
Высокие темпы роста по многим показателям АКБ РосЕвроБанк (ОАО) свидетельствуют об активной работе банка в области кредитования и стабильном росте этого направления. Однако, для наращивания своего кредитного портфеля, поддержания низкого уровня риска, улучшения конкурентоспособности банку необходимо пересмотреть свою политику кредитования по отношению к малому бизнесу. В данном параграфе предлагаются некоторые рекомендации и предложения в части совершенствования кредитования.
В качестве недостатка можно выделить низкую диверсификацию предоставленных кредитов по географическому признаку. Несмотря на существование на сегодняшний день 19-ти Кредитно-кассовых офисов в разных города РФ, основная часть кредитных ресурсов сосредоточена в московском регионе. Кредиты, предоставленные Кредитно-кассовыми офисами составляют всего лишь 3,78% от общего объема предоставленных кредитов. Такая низкая доля связана, во-первых, с небольшим количеством самих ККО, во-вторых, с относительно небольшим опытом работы многих из них (из 19-ти существующих на сегодняшний день ККО, 13 из них были открыты в 2008 году). Так же в качестве проблем можно выделить: высокую конкуренцию в конкретном регионе, нехватку квалифицированного персонала, недостаточно активную рекламную кампанию.
Решению проблемы конкуренции во многом будет способствовать проведение широкой рекламной кампании, так как по набору и качеству кредитных продуктов РосЕвроБанк не уступает региональным банкам, основной задачей здесь является именно доведение информации до клиентов, реклама кредитных продуктов.
Остро стоит проблема дефицита квалифицированного персонала. Сейчас некоторые ККО банка состоят из одного сотрудника, это естественно не дает нужной эффективности работы. Для решения этой проблемы необходимо набирать дополнительный штат – в частности, для того, чтобы осуществлять активное привлечение клиентов и дальнейшую клиентскую поддержку. Необходимым в этой ситуации является обучение новых сотрудников и повышение квалификации уже работающих. В РосЕвроБанке периодически проводятся лекции как для персонала, так и для потенциальных заемщиках.
Помимо этого необходимо и дальше увеличивать количество точек присутствия бака в регионах путем открытия новых ККО.
Расширение присутствия банка в регионах позволит увеличить количество выдаваемых кредитов, тем самым увеличивая кредитный портфель банка и принося дополнительный доход.
Хотелось бы обратить внимание на такой продукт как овердрафт.
Анализ динамики объемов выданных кредитов (табл. 2.2) показывает, что выдачи кредитов по данному банковскому продукту крайне малы. Удельный вес выданных овердрафтов в общей массе кредитов составляет всего лишь 5%. Пользование овердрафтом дает определенные преимущества (по сравнению с традиционным расчетным и кредитным обслуживанием) как для коммерческого банка, так и для заемщика:
Можно выделить следующие преимущества овердрафта для коммерческого банка:
Таблица 2.2. Количество и сумма кредитов малому бизнесу, выданная АКБ РосЕвроБанк за период 2007–2009 гг., тыс. руб.
Период |
Кредит |
Овердрафт |
Кредитная линия |
Общий Итог | ||||
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма | |
2007 год |
63 |
170481 |
44 |
65400 |
763 |
2784950 |
870 |
3020831 |
Январь 2008 |
2 |
14000 |
2 |
11500 |
64 |
227072 |
68 |
252572 |
Февраль 2008 |
10 |
18870 |
- |
- |
70 |
248360 |
80 |
267230 |
Март 2008 |
22 |
23307 |
3 |
9000 |
68 |
241400 |
93 |
273707 |
Апрель 2008 |
2 |
4000 |
3 |
19000 |
77 |
273196 |
82 |
296196 |
Май 2008 |
3 |
25890 |
5 |
19000 |
84 |
299040 |
92 |
343930 |
Июнь 2008 |
4 |
37658 |
4 |
20900 |
90 |
381420 |
98 |
439978 |
За 1 полугодие 2008 |
43 |
123725 |
17 |
79400 |
453 |
1670488 |
513 |
1873613 |
Июль 2008 |
6 |
36000 |
6 |
24000 |
88 |
372944 |
100 |
432944 |
Август 2008 |
4 |
2600 |
3 |
5000 |
96 |
422400 |
103 |
430000 |
Сентябрь 2008 |
2 |
1600 |
1 |
5000 |
93 |
529170 |
96 |
535770 |
Октябрь 2008 |
2 |
10810 |
3 |
23000 |
107 |
562820 |
112 |
596630 |
Ноябрь 2008 |
2 |
8600 |
9 |
53000 |
113 |
579690 |
124 |
641290 |
Декабрь 2008 |
1 |
4000 |
8 |
82000 |
116 |
602040 |
125 |
688040 |
За 2 полугодие 2008 |
17 |
63610 |
30 |
192000 |
613 |
3069064 |
660 |
3324674 |
Итог 2008 года |
60 |
187335 |
47 |
271400 |
1066 |
4739552 |
1173 |
5198287 |
Темп роста за полгода |
39,53 |
51,41 |
176,47 |
241,81 |
135,32 |
183,72 |
128,65 |
177,45 |
Темп роста за год, % |
95,24 |
109,89 |
106,82 |
414,98 |
139,71 |
170,18 |
134,83 |
172,08 |
Январь 2009 |
- |
- |
2 |
22000 |
84 |
431760 |
86 |
453760 |
Февраль 2009 |
3 |
14000 |
4 |
31000 |
96 |
495360 |
103 |
540360 |
Март 2009 |
7 |
21800 |
9 |
81700 |
78 |
410982 |
94 |
514482 |
Апрель 2009 |
4 |
25442 |
3 |
5000 |
85 |
435880 |
92 |
466322 |
4 мес. 2009 |
14 |
61242 |
18 |
139700 |
343 |
1773982 |
375 |
1974924 |
• гибкость, которая имеет два аспекта:
К преимуществам овердрафта для заемщика можно отнести:
Кредитование расчетного счета клиента позволяет ему осуществить платежи, даже если поступления денежных средств запаздывают. В торговый час пик, когда возрастают суммы платежей и объем оборота, для предприятий очень важна помощь банка, опора на его солидные финансовые ресурсы. Овердрафт становится в такой ситуации надежным и эффективным инструментом поддержания нормального (без спадов и разрывов) торгового и производственного процесса.
Еще одним явным преимуществом является существенная экономия средств клиента на процентах за предоставленный овердрафт.
Расчет процентов приведен в Табл. 2.3
Таблица 2.3. Расчет процентов за пользование предоставленными кредитными средствами ООО «Успех+», согласно Соглашению об овердрафте (лимит задолженности 1 500 000 руб.)
Дата |
Входящий остаток (45201) |
Обороты |
Исходящий остаток (45201) |
Ставка % |
Проценты | |
дебет |
кредит | |||||
01.03.2009 |
0,00 |
0,00 |
12% |
0,00 | ||
02.03.2009 |
0,00 |
0,00 |
12% |
0,00 | ||
03.03.2009 |
0,00 |
0,00 |
12% |
0,00 | ||
04.03.2009 |
0,00 |
946 500,00 |
946 500,00 |
12% |
0,00 | |
05.03.2009 |
946 500,00 |
867 613,49 |
78 886,51 |
12% |
310,33 | |
06.03.2009 |
78 886,51 |
425 322,25 |
504 208,76 |
12% |
336,19 | |
07.03.2009 |
504 208,76 |
425 322,00 |
78 886,76 |
12% |
501,51 | |
08.03.2009 |
78 886,76 |
78 886,76 |
12% |
527,37 | ||
09.03.2009 |
78 886,76 |
78 886,76 |
12% |
553,24 | ||
10.03.2009 |
78 886,76 |
78 886,76 |
12% |
579,10 | ||
11.03.2009 |
78 886,76 |
185 322,00 |
264 208,76 |
12% |
604,96 | |
12.03.2009 |
264 208,76 |
264 208,76 |
0,00 |
12% |
691,59 | |
13.03.2009 |
0,00 |
1 306 653,77 |
1 306 653,77 |
12% |
691,59 | |
14.03.2009 |
1 306 653,77 |
42 008,00 |
1 264 645,77 |
12% |
1 120,00 | |
15.03.2009 |
1 264 645,77 |
1 264 645,77 |
12% |
1 534,64 | ||
16.03.2009 |
1 264 645,77 |
1 264 645,77 |
12% |
1 949,28 | ||
17.03.2009 |
1 264 645,77 |
1 006 653,77 |
257 992,00 |
12% |
2 363,92 | |
18.03.2009 |
257 992,00 |
54 230,00 |
312 222,00 |
12% |
2 448,50 | |
19.03.2009 |
312 222,00 |
329 506,16 |
641 728,16 |
12% |
2 550,87 | |
20.03.2009 |
641 728,16 |
520 826,49 |
120 901,67 |
12% |
2 761,27 | |
21.03.2009 |
120 901,67 |
1 112 000,00 |
1 232 901,67 |
12% |
2 800,91 | |
22.03.2009 |
1 232 901,67 |
1 232 901,67 |
12% |
3 205,14 | ||
23.03.2009 |
1 232 901,67 |
1 232 901,67 |
12% |
3 609,37 | ||
24.03.2009 |
1 232 901,67 |
1 232 901,67 |
0,00 |
12% |
4 013,60 | |
25.03.2009 |
0,00 |
832 591,58 |
832 591,58 |
12% |
4 013,60 | |
26.03.2009 |
832 591,58 |
112 985,00 |
945 576,58 |
12% |
4 286,58 | |
27.03.2009 |
945 576,58 |
945 576,58 |
0,00 |
12% |
4 596,61 | |
28.03.2009 |
0,00 |
96 065,00 |
96 065,00 |
12% |
4 596,61 | |
29.03.2009 |
96 065,00 |
96 065,00 |
12% |
4 628,11 | ||
30.03.2009 |
96 065,00 |
96 065,00 |
12% |
4 659,60 | ||
31.03.2009 |
96 065,00 |
96 065,00 |
0,00 |
12% |
4 691,10 | |
сумма лимита задолженности / 366 * процентная ставка (расчет производится за каждый день отдельно, исходя из суммы задолженности) Расчет процентов за март 2009 г. по овердрафту составил: 4 691,10 рублей | ||||||
Расчет процентов за март 2009 г. по договору Кредитной линии с лимитом задолженности 1 500 000,00 руб. | ||||||
сумма лимита задолженности / 366 * количество дней в месяце * *процентная ставка 1500000,00 / 366 * 31 * 0,12 = 17 786,89 |
Таким образом, разница в процентах по предоставленной кредитной линии и овердрафта (пример рассчитан на кредит 1,5 млн. руб.) составляет 13 095,79 руб. в месяц, что может существенно повысить рейтинг этого кредитного продукта.
Постепенное улучшение условий кредитования. Основные усилия банка необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.
Развитие «start up» проектов. Кредитование малого бизнеса в будущем будет тесно связано с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.
Наряду с этим банку необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности. Например, клиент с хорошей кредитной историей может рассчитывать на снижение по залогу, поскольку риск невозврата при этом снижается. У постоянных клиентов банка вновь открываемые кредитные линии должны проходить по сниженной ставке. Наличие различных дополнительных комиссий возможно и оправдывает себя, но является существенным барьером в кредитовании. Льготные программы должны существенно понизить влияние дополнительных сборов на предоставляемые услуги клиентам.
Повышение доверия между банком и бизнесом. Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банк должен вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам. Все это необходимо для устранения периодически возникающих стереотипов среди предпринимателей о недоступности кредитов для бизнеса.
Разработка дополнительного программного обеспечения. На текущий момент многие операции сотрудники кредитного отдела выполняют практически вручную. Например, написание текстов договоров (на основе старых шаблонов), создание распоряжений на проведение бухгалтерских операций, расчет задолженности по овердрафтам, расчет просроченной задолженности. Автоматизация этих процессов позволит значительно сократить трудоемкость процесса кредитования и, что самое важное, позволит оперативно вносить необходимые изменения для исключения ошибок и неточностей.
Что касается самого процесса рассмотрения заявок потенциальных клиентов и принятия решения по конкретной ссуде, то здесь можно выделить следующие рекомендации, которые могут повысить процент выдачи кредитов.
На данный момент рассматриваются заявки клиентов, работающие в данном секторе более 1 года. Предложение банку сократить этот срок до 6 месяцев. Для снижения риска при этом возможно установить максимальную сумму кредита (например, 1 млн. руб.). Для кредитования такого клиента и анализа его возможного банкротства предлагается использовать скоринговые модели, модели для определения риска банкротства в будущем.
Для диагностики банкротства
Модель Альтмана рассчитывается по формуле:
Z= 0,717х1+0,847х2+3,107х3+0,42х4
где х1=
х2=
х3=
х4=
х5=
Если Z< 1,23, то это признак высокой вероятности банкротства.
Модель Лисса рассчитывается по формуле:
Z=0,063х1+0,092х2+0,057х3+0,
где х1=
х2=
х3=
х4=
Если Z< 0,037, о велика вероятность банкротства.
Модель Таффлера рассчитывается по формуле:
Z=0,53х1+0,13х2+0,18х3+0,16х4, (3)
где х1= , х2=
х3= , х4= .
Если Z >0,3, то у предприятия неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то вероятно банкротство.
Проведем диагностику банкротства ООО «Успех+» на основе данных бухгалтерского учета (табл. 2.4).
Таблица 2.4. Исходные данные для анализа вероятности банкротства, тыс. руб.
Показатели |
Код стр. |
На 01.01.08 |
На 01.04.08 |
Итог 1 раздела баланса |
190 |
2 100 |
2 007 |
Итог 2 раздела баланса |
290 |
8 124 |
8 411 |
Сумма активов |
300 |
10 224 |
10 418 |
Нераспределенная прибыль |
470 |
6 697 |
6 788 |
Итог 3 раздела баланса |
490 |
6 705 |
6 796 |
Итог 4 раздела баланса |
590 |
0 |
0 |
Итог 5 раздела баланса |
690 |
3 519 |
3 622 |
Выручка от реализации |
140 |
8 099 |
7 857 |
Прибыль до уплаты% |
010 |
939 |
546 |
Чистая прибыль |
050 |
934 |
330 |
Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях