Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование практических аспектов, а также проблем и перспектив кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях, на примере АКБ РосЕвроБанк.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
Рассмотреть кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (по материалам ОАО АКБ РосЕвроБанк);
Раскрыть виды кредитов ОАО АКБ РосЕвроБанк малому бизнесу и основные условия их предоставления;
Исследовать особенности кредитования малого бизнеса в АКБ РосЕвроБанк проблемы и рекомендации;
Выделить проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
Определить направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса

Файлы: 1 файл

Банковское кредитование малого предпринимательства на примере ОАО АКБ РосЕвроБанк.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Таким образом, можно констатировать, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе кредитование малого бизнеса, доля которого в совокупных портфелях банков и до настоящего момента была невелика и составляла в среднем от 1,5% до 8,0%, замедлиться. Данная ситуация в настоящий момент и в среднесрочной перспективе обусловлена недостатком фондирования.

Тем не менее, для  малого бизнеса это открывает  возможности в использовании  новых, для данного сегмента, финансовых инструментов, в том числе при  непосредственной помощи, как частных, так и государственных микрофинансовых организаций.

Кредитование  малого и среднего бизнеса на сегодняшний  день является одной из приоритетных задач российской экономики. Если верить заявлениям представителей российских банков, кредитование малого бизнеса – одна из приоритетных задач многих из них. Однако на практике небольшой компании взять кредит удается редко. Между тем, развитие банковского кредитования малого бизнеса выгодно обеим сторонам.

Объем кредитования малого бизнеса не превышает 3% общего объема кредитных портфелей банков. Главным препятствием для его увеличения становится жесткая позиция ЦБ РФ, который в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения и требует создания резервов в размере половины либо полной суммы кредита. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%.6

Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах как для открытия новых предприятий, так и для  развития уже существующих. Удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.

За последние  три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 – 17%. Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса.

Второй проблемой  является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества. Значительная часть компаний, даже имея залог, не может его использовать в качестве обеспечения, так как он отсутствует на балансе или нет документов, подтверждающих право собственности. Традиционно при кредитовании малого бизнеса залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество. Это связано с тем, что в соответствии с современным залоговым законодательством в случае банкротства предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдаваемые по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных  организаций налажена нормальная организация  работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса.

Пока этот бизнес для банков связан с высокими рисками. Чтобы их компенсировать, а также покрыть издержки на обслуживание мелких кредитов, банки вынуждены выдавать кредиты по повышенным ставкам. Повышенными ставками компенсируются повышенные риски, а также издержки на обслуживание мелких кредитов. Кроме того, банки должны компенсировать свои риски, связанные с использованием нестандартных форм обеспечения.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне  отличается от той, которая была 8–10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%.

Обращает на себя внимание широкий спектр услуг, оказываемых региональными кредитными организациями. Кроме расчетно-кассового обслуживания, кредитования и консультаций они занимаются операциями с векселями, экспортно-импортными операциями (гарантии, аккредитивы), факторингом, управлением временно свободными счетами, инкассацией. Банки оказывают помощь в финансовом и налоговом планировании, содействуют в формировании и расширении рынка для клиентов-малых предприятий. Данный факт служит дополнительным подтверждением тому, что малые и средние региональные банки в сотрудничестве с малым бизнесом выступают с позиции партнерства, оказывая ему всестороннюю помощь.

Заметной тенденцией в последнее время стало появление  интереса к малому бизнесу со стороны  дочерних иностранных банков. Традиционно  зарубежные банки имеют более  строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое время и зарубежные банки смогут составить достойную конкуренцию отечественным. Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки.

2.2 Направления совершенствования кредитования малого и среднего бизнеса

 

Целью государственной  поддержки малого предпринимательства  в финансовой сфере является создание условий для удешевления кредитных  ресурсов, направляемых на развитие малого бизнеса, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий, формирование групп банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с субъектами малого предпринимательства.

Опыт развитых стран свидетельствует, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная государственная политика. По данным ООН, в мире в сфере малого бизнеса занято свыше 50% населения. В США, Японии, Германии и других странах с развитой рыночное экономикой малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы двойную структуру «малое плюс большое». Японские фирмы – супергиганты опираются на тысячи семейных предприятий и микрофирм с высоким уровнем пооперационной специализации, ответственности и компьютерного обеспечения. Отношения малых предприятий с государством и крупным бизнесом регламентированы отработанной десятилетиями правовой базой.

Для предпринимателя  интересен зарубежный опыт кредитования малого бизнеса. Наиболее показательным представляется американский опыт. Существующая система поддержки развития малого и среднего бизнеса в США функционирует более 50 лет. Основным координирующим государственным органом является Администрация по малому бизнесу (SBA). SBA имеет свои представительства в каждом регионе и городе, обеспечивает проведение государственной политики по поддержки МСБ через различные программы (финансовой поддержки, обучения, доступ к ресурсам и государственным контрактам, содействие экспорту и т.д.) совместно как с государственными учреждениями, так и с рыночными структурами. SBA проводит различные кредитные программы через коммерческие банки и другие кредитные учреждения, выдает гарантии от 75 до 80% по получаемым кредитам субъектов МСБ в кредитных учреждениях под условия SBA.

Имеется также  кредитная программа LowDoc: при оформлении требуются минимальные документы, возможен заем до 150 тыс. долл., заявитель заполняет форму заявки (всего один лист) с одной стороны и кредитующий банк с обратной стороны и направляют в SBA, где в течение 36 часов (3 рабочих дней) принимают решение (в 95% положительное).

Кроме названных, существует еще много других различных  специальных программ. Например, международные  торговые кредиты (ITL), содействующие экспорту товаров малых предприятий на сумму до 750 тыс. долл.; кредитные программы переквалификации для ветеранов армии, женщин, сельских бизнесменов; кредитные программы по сбережению энергоресурсов, по экологии, программа DELTA – защита независимости малых фирм путем финансового и технического содействия, диверсификации их продукции на рынке, программа сертификации продукции, создания новых рабочих мест и т.д.

Таким образом, американский опыт показывает, что  ключевым моментом в формировании механизма  кредитования малого и среднего бизнеса является создание государством условий, при которых для малых фирм широкодоступны финансовые ресурсы из самых различных источников

Германская  система предполагает, прежде всего, не только и не столько прямое финансирование малого бизнеса, осуществляемое посредством кредитов и субсидий, сколько стимулирование микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам, работающим с малым бизнесом. Предоставление кредитов в рамках государственных программ осуществляется по единым и ясным для всех правилам в соответствии с обычными принципами банковского кредитования, т.е. кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие банки заключают с государственным банком KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предпринимателем кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателем по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от 50 до 100% за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

В настоящее  время разработан совместный российско-германского  проект «Гармонизация российского  законодательства о кредитовании малого бизнеса». Целью исследования, проведенного экспертами Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с германскими специалистами из консалтинговой компании OST-EURO, действующими под эгидой немецкой банковской группы KfW, является обоснование необходимости изменения российского банковского законодательства, законодательства о кредитной кооперации, о поддержке малого предпринимательства и об организации местного самоуправления. Такая потребность возникает из объективных экономических предпосылок – в частности, из необходимости создания целостной системы кредитования малого бизнеса.

Предложенный  экспертами комплексный подход состоит  в том, чтобы объединить все действующие  финансовые организации в единую финансовую систему, в которой первая группа сформирована микрофинансовыми организациями вторая представлена НКО различных видов, а третья образована собственно банками. Основанием для группировки таких институтов является сходство режимов регулирования и надзора со стороны уполномоченного органа (Банка России): фактическое отсутствие надзора в отношении первой группы, жесткое регулирование, надзор и максимально полная отчетность для третьей группы и некоторое «промежуточное» положение – для второй.

Поддержка малого предпринимательства со стороны государства может осуществляться как путем правовых рамочных условий, обеспечивающих малому предпринимательству более комфортное функционирование, так и путем реализации комплекса практических мер, непосредственно направленных на решение данной задачи.

По мнению экспертов, во взаимоотношениях банков и малого бизнеса наступает поворот. Банки  готовы идти навстречу заемщикам. Например, кредитные инспекторы не только выдвигают  требования по оформлению залога, но и  дают рекомендации, как это грамотно сделать. Постепенно меняется и сам малый бизнес, повышается его прозрачность, что дает основание предполагать улучшения ситуации с банковским кредитованием малого бизнеса в России.

На наш взгляд, необходимым сегодня является создания экономических условий, стимулов для развития малого предпринимательства, предусматривающих вложение финансовых ресурсов, имеющих безвозмездный либо льготный характер.

Концепция развития региональной системы государственной  финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства включает в себя комплекс представлений о стратегических целях, задачах, интересах, приоритетах, принципах и мерах по формированию финансовых предпосылок к устойчивому развитию сектора малого предпринимательства региона как особой сферы, пронизывающей или затрагивающей все секторы экономики. И вместе с тем формирующаяся концепция рассматривается как стратегия и руководство к практической деятельности.

 

 

Рис. 2.1 Элементы региональной системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

 

Стратегическая  цель функционирования региональной системы  государственной финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства  видится в быстром и существенном подъеме малого бизнеса во всех секторах экономики на принципиально новый, соответствующий ведущим зарубежным меркам уровень, который позволит создать систему производства товаров, работ и услуг на равных конкурирующих на мировом рынке.

Ключевыми задачами при этом должны стать: стимулирование предпринимательства; разработка и  внедрение механизмов финансирования инновационной деятельности; освоение новейших современных форм государственной  финансово-кредитной поддержки малого бизнеса; интенсивное привлечение инвестиций; развертывание сети инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе.

2.3 Перспективы развития кредитования малых предприятий в ООО АКБ РосЕвроБанк

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса в России в кризисных условиях