Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:35, курсовая работа
В настоящее время фондовые биржи это относительно молодой и быстро развивающийся сектор рыночной экономики. Основная задача сейчас заключается в том, чтобы применить зарубежный опыт создания фондовых рынков в условиях РФ, максимально используя те достижения, которые были достигнуты, не повторяя ошибок, сократить разрыв в развитии. При этом должны учитываться интересы всех участников рынка.
Введение
Выбранная тема «Проблемы и перспективы развития фондовой биржи» в настоящее время является актуальной т.к. фондовые биржи это относительно молодой и быстро развивающийся сектор рыночной экономики. Основная задача сейчас заключается в том, чтобы применить зарубежный опыт создания фондовых рынков в условиях РФ, максимально используя те достижения, которые были достигнуты, не повторяя ошибок, сократить разрыв в развитии. При этом должны учитываться интересы всех участников рынка.
В интересы всех участников входит, чтобы рынки имели репутацию справедливых и хорошо организованных с юридической точки зрения. Инвесторы должны, безусловно, полагаться на то, что профессиональные участники рынка подчиняются соответствующим правилам и положениям законодательства. Таким образом, они могут принимать решения на основе предоставленной им информации без опасения обмана или злоупотребления со стороны других инвесторов.
Соответственно рынки ценных бумаг и их правовое регулирование должны быть разработаны таким образом, чтобы гарантировать инвесторам доступ к
компетентной надежной информации о потенциальных инвестициях, и чтобы
инвестиционные решения осуществлялись организованно.
Учитывая многообразие видов ценных бумаг, законодательство, регулирующее эту сферу экономики, должно быть, что называется, подвижным, т.е. реагирующим на появление новых видов ценных бумаг.
Ценные бумаги, являясь предметом деятельности участников гражданских правовых отношений, нуждаются в создании особого правового режима, гарантирующего незыблемость прав субъектов финансового рынка. Фондовый рынок, пожалуй, является наиболее хрупким элементом экономики, чрезвычайно быстро реагирующим на любые социальные и политические изменения. В свою очередь само государство, чрезвычайно заинтересованное в притоке финансовых средств, должно укреплять эту сферу с помощью мер законодательного характера, а в более широком плане — проводя политику рыночных преобразований. Ценные бумаги — необходимый инструмент любого рыночного хозяйства, с помощью которого заинтересованная сторона (будь то частное лицо, акционерное общество или государство) решает финансовые, инвестиционные и прочие вопросы.
Непременным же условием привлечения инвестора является твердое правовое обеспечение его положения на рынке ценных бумаг, ибо, только будучи уверенным в возможности защитить свои права, лицо решится вкладывать свои финансовые ресурсы в ценные бумаги.
Государство должно выполнять активную роль на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Дело в том, что этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства "сверху" могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. По сути здесь должна быть разработана масштабная национальная программа создания рынка ценных бумаг в стране, адекватная национальным программам приватизации, структурным изменениям в отраслях хозяйства и т.п.
Новый этап в развитии биржевого дела в нашей стране начался в 1990 году, когда в июле была зарегистрирована Московская товарная биржа. Через год число бирж достигло почти двухсот.
Для развития бирж в России в 1990 году существовали три основные причины.
Во-первых, хромающая на обе ноги и нуждающаяся в поддержке финансовая
система страны. К тому времени деньги превратились из всеобщего эквивалента в простой товар, который можно было продавать и покупать чуть ли не на вес.
Всеобщее распространение получили бартерные сделки, для осуществления которых были необходимы торговые центры, сводящие покупателей и продавцов.
Во-вторых, наличие солидной материальной базы для таких сделок —
сверхнормативные товарно-материальные запасы на предприятиях, составляющие многие десятки миллиардов рублей.
В-третьих, неразвитость чисто рыночных связей. Предприятия торговали
друг с другом практически вслепую — никто толком не обладал элементарной
коммерческой информацией о спросе и предложении на те или иные товары, о
ценовой ситуации на том или ином товарном рынке и т.д. Подобная ситуация
усиливала значение бирж и как информационных центров.
В дальнейшем стала происходить специализация бирж. Специфические условия нашей страны привели к тому, что они создавались и развивались разными путями. Вслед за товарными появились товарно-сырьевые, а затем фондовые и товарно-фондовые биржи.
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно
выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем
советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап,
начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.
Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России.
Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.
Исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.
Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных
государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.
Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., согласно которому размер дохода был определен в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем та, которую предоставляли государственные кредитные учреждения.
Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием у
населения, разветвленная сеть делала их доступной и удобной для широкой
публики. Поэтому для успешного размещения выпуска его владельцам предоставлялись определенные льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определенной части приниматься в уплату
казенных сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облигациям выплачивались ежегодно вперед за год. Несмотря на определенные трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в период с 1809 по 1816 г. было выпущено бумаг на сумму 354 млн. руб.
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом.
Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом обороте.
В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.
К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.
Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.
Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по
государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли
конкурировать.
Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на биржевом, так и уличном рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки погашения в 39 и 49 лет, а иногда и еще больше.
К началу 1913 г. облигационные займы имелись у 65 городов, однако более 80% сумм по займам приходилось на 8 крупнейших городов, в том числе Москву и Санкт-Петербург.
Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за
отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах.
Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий.
Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на
предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чье имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах. До 1895 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги мог доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему.
Поэтому именные ценные бумаги считались более надежными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой. Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении — на счет владельца бумаги.
Акции по законодательству Российской империи были именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся законодательным актом, положения которого имели приоритет над положениями общего законодательства, то во многих случаях уставами АО делались исключения в пользу акций на предъявителя. Поэтому на рынке ценных бумаг преобладали предъявительские акции, причем доля последних постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1:2, то в 1912 г.— уже 1 :3. Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-
Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска
первых государственных займов. На ней были приняты ;в 1883 г. и первые
правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 г. аналогичные
правила были приняты на Московской бирже.
Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи. Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:
• действительных членов:
• постоянных посетителей;
• гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства. Действительными членами могли быть только представители банков, банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров. В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии. Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов, уплачивали за каждое посещение по рублю и были лишены права заключать сделки. Все остальные могли совершать сделки путем открытия специального (онкольного) счета в банке, на который клиент вносил средства для покупки ценных бумаг (не менее 100 руб.), при этом банк мог закупить бумаг на сумму, в 5—8 раз большую вложенных средств.
Купленные на деньги клиента бумаги оставались в банке в залог, он получал по ним дивиденды и распоряжался ими по своему усмотрению. На деньги, вложенные на онкольные счета, клиенту начислялись установленные проценты, а за сумму, на которую банк кредитовал своего клиента, купив для него ценные бумаги, брал до 8% годовых. Эта система обслуживания клиентов была выгодна банкам, так как давала возможность обогащаться за счет мелких инвесторов.
Покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному
сроку по определенной цене были запрещены. Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития фондовой биржи