Проблемы и перспективы развития фондовой биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время фондовые биржи это относительно молодой и быстро развивающийся сектор рыночной экономики. Основная задача сейчас заключается в том, чтобы применить зарубежный опыт создания фондовых рынков в условиях РФ, максимально используя те достижения, которые были достигнуты, не повторяя ошибок, сократить разрыв в развитии. При этом должны учитываться интересы всех участников рынка.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.

     Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила

биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ценных бумаг к котировке.

     Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению Совета фондового отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счет, они выступали только посредниками. Для получения должности маклер должен был удовлетворять определенным нравственным критериям и внести залог 1500 руб. По сделкам с ценными бумагами маклер получал вознаграждение в размере 0,1% по сделкам с фондами с обеих сторон, с иностранных переводных векселей —0,1% со стороны продавца; по внутренним учетным векселям от 1/32 до 18% в зависимости от срока векселя с той и другой стороны сделки.

     О всех совершаемых сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в «Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».

     Международный политический кризис в 1914 г., приведший к началу первой

мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение

нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Операции с ценными бумагами оказались дезорганизованными. С конца 1914 г. в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства. Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ценные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчетов акционерных банков по покупкам и продажам ценных бумаг при Петербургской конторе Государственного банка был утвержден фондовый расчетный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование.

     Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

     С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.

     В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 r. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях. В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных

Предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ценных бумаг. Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу. Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой. Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.

Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д.

     Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные

учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции. Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счет, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже. У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключенные сделки оформлялись им в так называемой «маклерской записке».

     Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна.

     Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.

     В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.

     Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, наличноденежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено 24 госзайма. Первый из них был осуществлен в 1922 г.; для физических лиц 6%-ный выигрышный заем на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заем, в ценные бумаги которого предприятия должны были вложить не менее 60% резервных капиталов.

     Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счет заработной платы рабочим и служащим.

     С начала 30-х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В 1948 г.

займы 1936—1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный заем 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977 г. Общим для всех этих займов являлось, во-первых, то, что это была форма принудительного изъятия средств предприятий и заработной платы населения. Во-вторых, непривлекательность из-за невысоких процентов и частого невыполнения обязательств государством, которое выражалось в отсрочке выплат или конверсии займов, при этом выплачивался незначительный доход за пользование этими средствами.   Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.

     В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.

    

 

 

    

2. Организационно-правовые  основы и организация функционирования  фондовой биржи.

2.1. Правовая база  создания и функционирования  фондовой биржи.

 

     Приватизация, структурная перестройка промышленности, коренные изменения в финансово-кредитной сфере с неизбежностью повлекли за собой развитие российского рынка ценных бумаг.  В этой связи возник вопрос о правовом регулировании динамично развивающегося рынка. Особенности государственной экономики, долгое время существовавшей в нашей стране, не позволили перенести имевшийся, хотя и небольшой, опыт в этой области в современные российские условия. Мировой опыт в области правового регулирования рынка ценных бумаг — это уже результат развития стабильных экономик, и его полное перенесение в российскую развивающуюся, нестабильную экономику также не представляется возможным

     Гражданский кодекс, принятый в 1994 г.. безусловно, определил магистральное направление развития рынка ценных бумаг, так как дал ответ на вопросы классификации, порядка обращения ценных бумаг Но рынок требует создания объемной нормативной базы. учитывая указанное многообразие видов ценных бумаг и специфику их обращения. Несомненно, очередной вехой в развитии этой финансовой сферы стал Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", принятый 22 апреля 1996 г. Но этого явно мало. Поэтому в

настоящее время многие вопросы функционирования финансового рынка решаются с помощью постановлений Правительства РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, инструкций Министерства финансов РФ. инструкций и писем Центрального банка РФ.

     Рынок ценных бумаг существует в тесной связи с другими сферами экономики и выполняет особую роль, являясь при этом регулирующим элементом экономики. Исторически этот тип рынков был сформирован, чтобы помочь перемещению капитала от тех. кто располагает свободными денежными ресурсами, к тем, кто имеет потребность в финансировании инвестиционных проектов, путем создания вторичного рынка ценных бумаг.  Возможность быстрой перепродажи ценных бумаг побуждает многих инвесторов покупать их и таким образом предоставлять капитал учреждениям, нуждающимся в нем

     По закону  о РЦБ фондовой биржей может  признаваться только организатор

торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

     Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства и организует

торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг

могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.

     Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками

профессиональных участников рынка ценных бумаг — юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности

фондовой биржи.

     Фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми согласно законодательству Российской Федерации, признаются фондовыми биржами и в своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно-правовой формы, руководствуются требованиями Федерального закона, предъявленными к фондовым биржам

    

Основные права и обязанности фондовой биржи

     Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания:

• отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее

членами за участие в биржевых сделках;

• взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за

оказываемые ею услуги;

• штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список

ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и

делистинга. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий. Фондовая биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.

      Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание.

     Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивающую соблюдение интересов ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом организованное место для торговли.

     Фондовые биржи это организации, деятельность которых заключается в создании условий для обращения ценных бумаг и определении их рыночных цен. Она должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. Фондовая биржа создается как закрытое акционерное общество.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития фондовой биржи