Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:54, реферат

Описание работы

Эффективное развитие страны, региона зависит от множества факторов, одним из которых является положение и состояние малого бизнеса. В настоящее значений данного фактора экономике России является необходимыми для того, чтобы обеспечить население товарами, услугами, что должно повышать уровень жизни.
Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Введение

 

Эффективное развитие страны, региона зависит от множества  факторов, одним из которых является положение и состояние малого бизнеса.  В настоящее значений данного фактора экономике России является необходимыми для того, чтобы  обеспечить население товарами, услугами, что должно повышать уровень жизни.

Государственные предприятия  в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций  к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий  малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию  к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна  проблема внедрения на рынок малых  предприятий в свете последних  изменений в экономике нашей  страны. В условиях периодического экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа  крупных олигополий, нельзя не вспомнить  о поддержке малого бизнеса.

Одним из самых главных  преимуществ является то, что появление  малого и среднего бизнеса неизбежно  ведет к появлению конкуренции  на отечественном рынке. Именно этого  так не хватало экономике России на последних этапах развития, что  привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Целью работы является определение  приоритетных направлений развития малого бизнеса в Республике Мордовия.

В соответствии с целью  работы, в ходе ее написания были поставлены следующие задачи:

– изучить понятие и  структуру предпринимательской  деятельности;

– рассмотреть  методы регулирования предпринимательской  деятельности; 

– охарактеризовать социально-экономическое  развитие Республики Мордовия;

– оценить развитие предпринимательской  деятельности в Республике Мордовия;

– рассмотреть перспективы  развития предприятий малого и среднего бизнеса;

– осуществить прогнозирование  развития предпринимательства.

Методологической и теоретической  основой исследования послужили  работы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, статьи журналов.

Информационной базой  исследования послужили материалы  публикации в периодической печати, материалы Росстата, Мордовиястата.

Актуальность курсовой работы характерна тем, что функционирование и развитие малого предпринимательства является одним из главных условиях  становления конкурентной рыночной среды государства.

 

1 Теоретические  основы развития малого бизнеса

 

1.1 Малое предпринимательства:  сущность, состояние и проблемы  развития в России

 

Изучением  малого предпринимательства  занималось во все времена множество  ученых: Р. Кантильон, А. Маршалл, И. Шумпетер, Ф. Хайек, Дж. Гелбрейт и др. Они внесли большой вклад в изучение проблемы становления и развития малого предпринимательства. Определили характерные особенности предпринимателя.

ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве  в установленном законом порядке (п.1 ст.2) [21, с. 22]

В. И. Видяпин дает свое определение  предпринимательства: «Предпринимательство – это хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов». Но в широком смысле это предприимчивость, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта [5, с. 190].

Существуют различные формы предпринимательства:

– индивидуальное;

– совместное (совместные предприятия  – СП);

– рисковое (венчурное), то есть инновационные фирмы-проводники и  разведчики НТП [4, с.35].

Главной целью  предпринимателя является получение предпринимательской прибыли. Именно из-за этого предприниматель идет на риск, это является основной функциональной характеристики предпринимательства.

В настоящее время предпринимательство  определяется как особый вид деятельности. Его неизменными условиями являются: ограниченность ресур-сов, конкурентная борьба, неопределенность ситуации. Главными инструментами предпринимателя являются: бережливость, кооперация, инновации. Между работником, менеджером и предпринимателем нет антагонизма, речь не идет о «классовых врагах» – скорее, о людях, стоящих на разных ступенях экономической эволюции.

Множество принимаемых решений  заставляют ситуацию непрерывно меняться. Поскольку никто не в состоянии  контролировать решения, принимаемые  всеми субъектами, экономическая  реальность по определению неопределенна, следовательно, связана с риском.

Практика предпринимательской  деятельности заключается в эффективном  управлении этими инструментами.

Всегда и во всем предприниматель  должен придерживаясь «золотых правил предпринимателя»:

  • беречь ресурсы, а значит, быть прагматиком
  • создавать альянсы, а значит, быть коммуникабельным
  • генерировать идеи, а значит, быть креативным.

Единого международного стандарта дифференциации предпринимательских  структур, деления их на малые, средние  и крупные не существует. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Все зависит от конкретной ситуации развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном в качестве критерия отнесения предприятий  к одной из размерных групп  принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В российской практике до 1995 г. в отраслях промышленности и строительстве к малым относились предприятия со среднегодовой численностью работающих до 200 человек;

– в науке и научном  обслуживании – до 100 человек;

– в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, заготовки) – до 50 человек;

– в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы  – до 15 человек. При этом к среднегодовой  численности работников основного  персонала добавлялась среднесписочная  численность работников, не состоящих  в штате предприятия (работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда). Согласно постановлению  Правительства РФ предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым предприятиям по критерию того вида деятельности, который  приносит наибольшую долю суммарно выручки  от реализации продукции (работ, услуг).

С 1996 г. эти параметры изменились, К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали  относить предприятия с численностью работником до 100 человек,

– в сельском хозяйстве  – до 60 человек,

– в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек,

– в прочих отраслях –  до 50 человек[25].

Эти изменения, а также  мировая практика говорят об известной  склонности деления предприятий  по размеру.

В конкретных российских условиях конца ХХ – начала ХХI вв. малые предприятия создавались двумя путями:

а) выделение структурных  подразделений из крупных средних  предприятий, при котором небольшие  их цехи, филиалы; отдельные участки  получали право юридического лица и  полную самостоятельность;

б) образование малых предприятий  на основе личной инициативы предприятий  или личной инициативы предпринимателей – частных или юридических  лиц.

При выделении структуры  – подразделения из состава –  крупного предприятия, прежде всего, принимается решение трудового коллектива этого подразделения (цеха, участка, филиала) о его выделении и создании на его базе малого предприятия.

Индивидуальные, семейные и  мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется  крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса  появляются некоторые реальные шансы  конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:

– большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

– мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных  образцов новой техники, изобретений;

– более экономичное использование  ресурсов, в том числе вторичных;

– снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;

– повышенная скорость оборота  капитала.

Эти преимущества позволяют  малому бизнесу успешно решать ряд  производственно-хозяйственных задач:

– ускорять заполнение товарного  рынка требующимися потребителям изделиями;

– ускорять внедрение несложных  научно-технических достижений;

– полнее удовлетворять  потребности экономики страны и  населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

– налаживать выпуск продукции  малыми сериями как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать  условия для повышения заинтересованности каждою работника в конечных результатах  труда.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Характеристику малого предпринимательства можно пронаблюдать при сравнении с крупным бизнесом (таблица 1).

Таблица 1 – Признаки сравнения  малого и крупного бизнеса 

Тождества

Различия

Крупный бизнес

Малый бизнес

Крупный бизнес

Малый бизнес

Крупная фирма занимается краткосрочным  и долгосрочным планированием своей  деятельности, разрабатывает стратегию  маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность  решения социальных проблем на предприятии. все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.

 

1.Предпринимательство представлено  не только крупными, но и мелкими  фирмами, предприятиями. 

2.Коммерческие цели аналогичные:  получение прибыли.

3.Формы организации (организационно-правовые  формы).

4.Осуществляют  в соответствии  с законодательством производство/предоставление  товаров, работ, услуг, и т.  д.

1.Субъектами крупного бизнеса  являются юридические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью,  со среднегодовой численностью  работников более 250 человек или  общей стоимостью активов за  год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя.

2.Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса. И т. д.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. и т. д.


 

Одним из решающих условий  углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства.

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья  и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения [4, с. 35].

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление  о предпринимательстве как о  чем-то плохом, неприязненном, а о  предпринимателе – как о спекулянте.

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности. Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством включает: качество, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.

Для изучения предпринимательства  также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:

– предпринимательство –  вид рисковой человеческой деятельности, связанный со свободой выбора направлений  и методов деятельности, самостоятельности  и ответственности в принятии решений;

– предпринимательство –  это деятельность, направленная на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата;

– цивилизованная предпринимательская  деятельность позволит не только получать прибыль, либо успех, но и решает социальные проблемы общества;

– сущность явления предпринимательства  раскрывается в его функциях [35].

Можно выделить следующие функции предпринимательства:

а) Мобилизация финансовых ресурсов, капитала.

б) Кадровое (рабочий персонал) функционирование. То есть наем менеджеров, специалистов, рабочих.

в) Материально – техническое  оснащение (строительство, монтаж оборудования, закупка техники, транспорта, сырья, материалов).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса