Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:54, реферат

Описание работы

Эффективное развитие страны, региона зависит от множества факторов, одним из которых является положение и состояние малого бизнеса. В настоящее значений данного фактора экономике России является необходимыми для того, чтобы обеспечить население товарами, услугами, что должно повышать уровень жизни.
Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

г) Производственная (соединяются  три предыдущих Капитал, Кадры, Средства производства = Продукция).

д) Маркетинговая. Ориентация производства на рынок, вся система  товародвижения и доведения до конечного  потребителя.

е) Организационная функция  – государственной  регистрация  фирмы и соблюдение ей действующего законодательства.

Все функции кроме производственной связаны с внешней средой. Производственная выходит на внешнюю среду опосредовано, через другие. Все функции связаны с друг другом. Если какая -то из них отсутствует процесс предпринимательства останавливается. В совокупности и взаимосвязи всех функций образуется микромодель предприятия. В совокупности микромодель с элементами внешней среды образуют макро модель производства.

Значение малого бизнеса  в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

В России малый бизнес как  особый сектор рыночной экономики еще  не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. По закону, малые предприятия могут создаваться  на основе любых форм собственности  и осуществлять все виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены  законом. Но непродуманная система налогообложения, которая забирает львиную долю прибыли, тормозит развития предприятий, становит на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости[30].

Следующий недостаток связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Источники капитала, необходимые  для начала бизнеса: собственные  сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400–500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей  данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства  гигантским процентом за кредит и  нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает. Выступить  инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое  единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность  их легального приобретения у государства  – могут подтолкнуть малые  предприятия к контактам с  теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность  постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный  недостаток – отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ[30].

Поэтому эффективное развитие малого бизнеса в России пока невозможно из-за многих факторов. Но главная проблема в том, что эти факторы в  основном внутреннего характера: отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса, попытка  обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы.

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые  предприятия и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Хотелось бы еще  раз отметить, что предпринимательство  выполняет для государства особую функцию – обеспечение, развитие и совершенствование экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной  среды, ломающей традиционные структуры  и открывающей дорогу к новому [5, с. 191].

 

1.2 Организационно-правовое  обеспечение развития малого 

предпринимательства

 

Для эффективного развития предпринимательства выполнение неписанных правил недостаточно. Необходимо чтобы регулирование данной сферы осуществлялось на уровне законов, кодексов и т.д. Поэтому для создания благоприятного климата развития малого предпринимательства в Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие предпринимательскую деятельность.

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую  деятельность на федеральном уровне:

а) Конституция  Российской Федерации. Статья 34 Конституции Российской Федерации:

     1) каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности;

     2) не допускается  экономическая деятельность, направленная  на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию.

б) кодексы:

     1) Бюджетный  кодекс Российской Федерации;

     2) Налоговый  Кодекс Российской Федерации;

     3) Гражданский  кодекс Российской Федерации. Согласно его положениям, организацию, имеющую в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающую по своим обязательствам этим имуществом, обладающую правом от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, называют юридическим лицом. Государственная регистрация дает основание считать юридическое лицо созданным. В гражданском кодексе РФ положения о праве собственности систематизированы и приведены в соответствие с Конституцией. Согласно гражданскому кодексу, в России выделяют частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. На сегодняшний день предпринимательство в РФ может осуществляться в одном из следующих видов:

– индивидуальный предприниматель (осуществляющий свою деятельность без  образования юридического лица);

– юридические лица, подразделяющиеся, в свою очередь, на коммерческие и  некоммерческие организации.

в) законы:

     1) Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации». Согласно ст. 4 данного закона субъектами малого предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие таким условиям:

– для юридических лиц  – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25 % (за исключением  активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

– средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно – для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств  и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[35].

     2) Федеральный  закон от 04января 1999 года № 4-ФЗ  «О координациимеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

     3) Федеральный  закон от 26 декабря 2008 года №  294-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального  контроля»;

     4) Федеральный  закон от 30 декабря 2007 года №  271-ФЗ «О розничных рынках и  о внесении изменений в Трудовой  Кодекс Российской Федерации»;

     5) Федеральный  закон от 08 августа 2001 года №  129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» и т. д. [24].

В данный перечень НПА входят постановления и приказы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Необходимость регулирования  предпринимательской деятельности на региональном уровне обусловлена  признаками:

а) эффективность реализация права, учитываются местные условия - природные (наличие полезных ископаемых, условия для проложения транспортных коммуникаций, климатические условия), социальные (трудовые ресурсы, их квалификация, общий уровень жизни), экономическое развитие территории, удаленность от регионов - экономических партнеров и т. д.

 б) федеративная модель  построения государства уже предполагает  наличие определенных прав по  регламентации экономических отношений  субъектами Федерации.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р) постулируется, что российская экономика  не только останется мировым лидером  в энергетическом секторе, добыче и  переработке сырья, но и создаст  конкурентоспособную экономику  знаний и высоких технологий. К 2020 году. Развивать экономику государства  невозможно без предпринимательской  деятельности. В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую  долю – 99,3; 99,7 % от количества предприятий  составляют так называемые малые  и средние предприятия.

Россия может занять значимое место (5–10 %) на рынках высокотехнологичных  товаров и интеллектуальных услуг  в 5–7 и более секторах. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические  инновации, должна возрасти до 40–50 % (2007 год – 8,5 %), а доля инновационной  продукции в объеме выпуска - до 25 -35 процентов (2007 год - 5,5 %). Доля экономики  знаний и высокотехнологичного сектора  в ВВП должна составлять не менее 17–20 % (2007 год – 10–11 %). Внутренние затраты  на исследования и разработки должны подняться до 2,5–3 % ВВП в 2020 году (2007 год – 1,1 % ВВП) при кардинальном повышении результативности фундаментальных  и прикладных исследований и разработок[28].

К настоящему времени сделаны  только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении  формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий. Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Финансово-кредитная и  инвестиционная поддержка малого предпринимательства  должна сочетать оптимизацию налоговых  льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного  климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной  поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для  вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий  и преодолению негативной тенденции  ухода этих предприятий от налогообложения. Должны быть сохранены установленные  действующим законодательством  налоговые льготы для субъектов  малого предпринимательства. Предстоит  упростить систему учета и  отчетности субъектов малого предпринимательства  в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты  и предприятия.

 

1.3 Особенности  налогообложения малого предпринимательства  в России

 

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) малые предприятия имеют право  применять:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса