Проблемы и перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является проведение анализа структуры рынка нефтепродуктов в РФ. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур
охарактеризовать структуру рынка нефтепродуктов, а именно изучить состав и структуру нефтяной отрасли и выявить особенности нефтеперерабатывающей промышленности России
проанализировать основные проблемы внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ
выявить пути совершенствования внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты рынка…………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность рынка…………………………………………...5
1.2Функции рынка.………………………………………………………..7
1.3 Виды рынка……………………………………………………………..9
1.4 Теория рынка нефтепродуктов………………………………………11
Глава 2. Анализ внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ…………………13
2.1 Экономический анализ основных показателей нефтяной отрасли РФ…………………………………………………………………………………12
2.1. Анализ современного состояния рынка нефтепродуктов в РФ…...29
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов РФ……………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Курсовая Рынок НОВЫЙ.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические аспекты рынка…………………………………………..5

1.1. Понятие и сущность рынка…………………………………………...5

1.2Функции рынка.………………………………………………………..7

1.3 Виды рынка……………………………………………………………..9

1.4 Теория рынка нефтепродуктов………………………………………11

Глава 2. Анализ внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ…………………13

2.1 Экономический анализ основных показателей нефтяной отрасли РФ…………………………………………………………………………………12

2.1. Анализ современного состояния рынка нефтепродуктов в РФ…...29

Глава 3. Проблемы и перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов РФ……………………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………45

 

 

Введение

Базовым понятием экономики является рынок. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, а параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователей. Чтобы прогнозировать поведение хозяйствующих субъектов, необходимо четко представлять какие факторы могут оказывать на них свое влияние. Фирма на рынке существует не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкивается с конкуренцией. Поэтому целесообразно рассматривать не конкретного производителя, а рынок в совокупности со всеми его структурными элементами, такими как количество и размеры фирм, наличие барьеров входа и выхода с конкретного рынка, степень сходства или отличия товаров разных фирм, доступность рыночной информации и так далее. Все эти структурные элементы позволяют определить состояние рынка и прогнозировать дальнейшее его развитие.

Определение структуры  рынка является весьма актуальным для  многих субъектов рынка. Государственные  органы власти изучают рыночную структуру  при оценке степени монополизации  рынка с целью выявления нарушений  и применения мер антимонопольной политики, в частности антимонопольного законодательства. Входящим на рынок предприятиям знание состояния рынка необходимо для выявления сильных и слабых конкурентов, а также для определения необходимых объемов производства с целью завоевания определенных позиций на рынке. Действующим предприятиям важно систематически изучать структуру рынка, выявляя возможности расширения своего влияния, а также вытеснения мелких конкурентов в форме поглощений или слияний.

Таким образом, для любого входящего на рынок предприятия или уже существующего на нем необходимо постоянно анализировать структуру рынка. Поэтому данный анализ представляет для исследователей особый интерес.

Целью написания  курсовой работы является проведение анализа структуры рынка нефтепродуктов в РФ. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур
    • охарактеризовать структуру рынка нефтепродуктов, а именно изучить состав и структуру нефтяной отрасли и выявить особенности нефтеперерабатывающей промышленности России
    • проанализировать основные проблемы внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ
    • выявить пути совершенствования внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ

Чтобы верно  решить поставленные задачи необходимо установить объект и предмет исследования. Итак, объектом написания работы является структура общероссийского рынка нефтепродуктов. А предметом – состояние общероссийского рынка нефтепродуктов.

Данная курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты рынка.

Дано определение понятию «рынок», раскрыта сущность данного понятия, описаны функции рынка  его классификация.

Во второй главе охарактеризовано современное состояние внутреннего рынка нефтепродуктов и проанализированы основные показатели нефтяной отрасли России.

 В третьей главе дан анализ проблемам и перспективам развития внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ, а также выдвинуты предложения по совершенствованию внутреннего рынка.

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты рынка

1. 1. Понятие рынка и сущность рынка

Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие рынок становилось все более емким и широким.

В соответствии с изученным материалом, выделены следующие определения рынка:

Рынок как экономическая  категория – это система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех товаров и услуг[2].

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров и услуг[3].

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованы утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально –экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении[3].

Углубленное понимание  категории «рынок» требует учета  его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни  – это потребление, важнейшей  сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между  производством и потреблением находятся  и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение  – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен  занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

1. 2. Функции рынка

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.

Функции бывают:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, технического обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок  продукты и услуги одного назначения  содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая  – самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных  условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5. Санирующая. Рыночный  механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом[4].

1. 3 Виды рынка

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому  система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

  • легальный (официальный);
  • нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок  – неотъемлемый элемент теневой  экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два  типа рынка: совершенной и несовершенной  конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов  и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

  • микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
  • макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система  функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внутреннего рынка нефтепродуктов РФ